Князь Александр Борисович Голицын (первый). Князь александр николаевич голицын Князь александр голицын

ГОЛИЦЫН Александр Николаевич , князь, известный обер-прокурор св. синода начала XIX в. Сын гвард. капитана, родился в 1773 г. Отец его умер через две недели после его рождения, мать вышла замуж за гвард. капитана Кологривова. Маленький Голицын понравился известной камер-юнгфере императрице Екатерины II Марье Савишне Перекусихиной, был взят ко двору и помещен императрицей в пажеский корпус. Из корпуса в дни отпуска он приезжал во дворец и проводил время с маленькими великими князьями, которые были его сверстниками. С будущим императором Александром I у него теперь установилась близость, продолжавшаяся всю жизнь. В 1791 г. пожалован камер-пажем, в 1797 г. - поручиком Преображенского полка, но в том же году переименован в камер-юнкеры и назначен состоять при дворе в. к. Александра Николаевича, - женившегося в 1793 г. На коронацию Павла I в 1797 г. пожалован в камергеры, а 6 мая 1799 г. по собственноручному указу государя «от службы отставлен». После этого уехал в Москву и поселился в скромном домике на Девичьем Поле, где предался на досуге чтению и сделался, по-видимому, «вольтерьянцем». По восшествии на престол, Александр I вызвал его в Петербург. В 1802 г. он был назначен сначала за обер- прокурорский стол в 1 департамент сената, а затем и обер-прокурором. 21 октября 1803 г. назначен обер-прокурором св. синода, причем государь, назначив его своим статс-секретарем, предоставил ему право личного всеподданнейшего доклада; прежние обер-прокуроры такого права не имели. Александр Николаевич Голицын и по образованию, и по тогдашнему настроению считал себя несоответствующим этой должности, но, войдя, к круг духовных дел, лиц и понятий, скоро приобрел высокую религиозную настроенность и впоследствии явился передовым представителем целого религиозного направления - так называемого мистицизма. В круг собственно синодских дел он вошел скоро и проявил здесь самостоятельность, как ни один из его предшественников. В конце концов он сообщил свое имя целому довольно продолжительному периоду нашей церковной жизни, занимающему почти все время царствования Александра I. Несомненно, что почти все достопамятные и светлые духовные реформы царствования Александра I обязаны ему в значительной степени. Но несомненно также, что в его исторической деятельности была и другая сторона, вызвавшая в отношении к себе более или менее страстное и заслуженное осуждение. Не имея надлежащего церковного образования, он дал простор крайнему развитию в себе религиозного индивидуализма в ущерб церковности, дошел до увлечения разными модными тогда направлениями инославных проповедников и даже как бы стал в несогласие с церковию в лице её наиболее серьезных представителей. Его заботам обязана своим успешным ходом первая духовно-учебная реформа, ему всецело обязано своим существованием библейское общество, он же сообщил всей нашей литературе двадцатых годов XIX в. особый оттенок - религиозно-мистический. Должности синодального обер-прокурора он придал значение и блеск, небывалый дотоле, возвысив ее «до степени, равной с первыми должностями в государстве». В 1810 г. Голицыну поручено было главное управление делами иностранных исповеданий, 10 августа 1816 г. - управление и министерством народного просвещения. Манифестом 17 октября 1817 г. учреждено было министерство духовных дел и народного просвещения и министром этого двойного министерства назначен Голицын, после этого передавший должность обер-прокурора в синоде другому лицу. Деятельность министерства духовных дел и народного просвещения, способствовавшая некоторому унижению органа высшего церковного управления - св. синода и крайнему развитию покровительствуемого Голицыным мистицизма, продолжалась недолго. Новый порядок вещей вызвал естественный протест духовной власти; этот протест нашел для себя поддержку в перемене настроения, происшедшей в Александре I, и привел к тому, что министерство духовных дел и народного просвещения 15 мая 1824 г. прекратило свое существование. Историческая роль князя Голицына после этого кончилась, хотя он и оставался на прежней высоте положения в государственной иерархии и другом царской семьи до конца своей жизни. После упразднения министерства духовных дел князь Голицын в первое время оставался управляющим почтовою частию и членом государственного совета, в 1830 г. назначен канцлером российских орденов, в 1842 г. совершенно оставил службу и поселился в Крыму. С 1817 г. состоял президентом «Человеколюбивого Общества». Скончался в 1844 г., полный высокой религиозной настроенности. Несмотря на его увлечение мистицизмом, митрополит киевский Филарет (Амфитеатров) после его смерти отзывался о нем, как о «благочестивом и благодетельном князе»; митрополит московский Филарет (Дроздов), в молодых летах обязанный ему мощною поддержкой, всегда был его почитателем. В личной жизни отличался глубоким благочестием и благотворительностию. Наиболее полно деятельность князя Голицына обрисована у И. А. Чистовича, «Руководящие деятели духовного просвещения», Спб. 1894 г.; свящ. Н. Стеллецкого, «Князь Александр Николаевич Голицын и его церковно-государственная деятельность» в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1900 и 1901 г.

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории,
секретарь. Св. Синода

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 474. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

    Голицын Александр Николаевич, князь государственный деятель (1773 1844). Зачисленный при Екатерине II в пажи, Голицын с детских лет имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей Александра и Константина, а… … Биографический словарь

    - (1773 1844) князь, российский государственный деятель. С 1803 обер прокурор Синода, с 1813 председатель Российского библейского общества, в 1817 24 министр народного просвещения и духовных дел … Большой Энциклопедический словарь

    - (1773 1844), князь, государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1826). С 1803 обер прокурор Синода, в 1810 17 одновременно главноуправляющий иностранными исповеданиями, с 1813 председатель Российского библейского общества, в 1817 24… … Энциклопедический словарь

    Голицын, Александр Николаевич - (1773 1844) князь, почетный член Петербургской АН (1826). С 1803 обер прокурор Синода. С 1813 председатель рос. Библейского общества. Министр образования (1817 24). При нём усилился клерикальный характер организации народного образования. Был … Педагогический терминологический словарь

    Голицын, Александр Николаевич - Смотри также (1773 1844). Светлейший князь, министр духовных дел и просвещения, близкий человек к императору Александру I, вольтерьянец и потом мистик. Благочестивая смиренная душа Г. выявилась вполне на следствии по делу декабристов, членом… … Словарь литературных типов

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голицын. Михаил Николаевич Голицын … Википедия

    Князь Николай Николаевич Голицын Род деятельности: историк, библиограф Дата рождения: 3 мая 1836(1836 05 03) Место рождения: слобода Михай … Википедия


Князь АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГОЛИЦЫН, 1773-1844, сын капитана князя Николая Сергеевича от третьего брака с Александрой Александровной Хитрово, родился в Москве 8 Декабря 1773 г.; княгиня, овдовевшая через 2 недели после рождения сына, вскоре вышла замуж за Кологривова и относилась к сыну строго и холодно. М. С. Перекусихина, полюбившая "веселенького и остренького" мальчика, доставила ему доступ ко Двору; он был товарищем детских игр Великих Князей и подружился с Александром I. В 1794 г. из камер-пажей был произведен в поручики Преображенского полка, но в том же году переименован в камер-юнкеры. 5 Апреля 1797 г. он был пожалован в камергеры, 8 Января 1799 г. награжден командорским крестом Мальтийского ордена, но 6 Мая того же года, "отставлен" и выслан в Москву. Александр I назначил своего друга (21 Сентября 1802 г.) обер-прокурором 1 Департамента Сената.

Желая иметь и в Синоде "своего человека", Государь назначил Голицына 21 Октября 1803 г. обер-прокурором Синода; в то же время он был назначен статс-секретарем, чтобы дать ему возможность иметь личные доклады у Императора. В 1810 г. он был назначен членом Государственного Совета и главноуправляющим делами иностранных исповеданий, в 1816 г. министром Народного Просвещения и в 1820 г. главноуправляющим над Почтовым департаментом. Объединение Министерства Народного Просвещения с ведомствами православного и иностранных исповеданий было довершено учреждением 24 Ноября 1817 г. Министерства Духовных дел и Народного Просвещения, во главе которого стоял кн. Голицын. Управление его духовным ведомством было ознаменовано реформой духовных школ, и учреждением в 1810-12 гг. Русского Библейского Общества, которое, под президентством князя, перевело Библию на русский язык и распространило более 400/т. экз. священных книг. Во время управления им учебным ведомством были учреждены Ришельевский лицей и С.-Петербургский университет. Александр I сохранял неизменное расположение к кн. Голицыну и поверил ему, в числе немногих, тайну отречения Цесаревича Константина, но враждебный Голицыну Аракчеев выдвинул против него митрополита Серафима и архимандрита Фотия, которые убедили Александра I, что управление князя Голицына вредно для церкви и государства. 15 Мая 1824 г. князь Голицын был уволен от всех должностей, кроме должности начальника Почтового департамента. Впрочем, сам Государь продолжал дорожить "близостью и советами" отставленного мини­стра; Николай I смотрел на него также, как на "вернейшего друга своего семейства". Князь А. Н. Голицын в 1826 г. получил орден св. Андрея, в 1830 г. был пожалован в канцлеры всех российских орденов, в 1834 г. получил портрет Государя, а в 1841 г. — чин действительного тайного советника 1-го класса. Старость и слабость зрения заставили Голицына выйти в отставку, и в Июне 1843 г. он уехал на житье в Крым, где и умер в своем имении "Гаспра" 22 Ноября 1844 г.; погребен в Балаклавском Георгиевском монастыре.

Вольтерьянец и эпикуреец в молодости, князь Голицын в зрелые годы обратился к благочестию с резко выраженной сентиментальной и мистической окраской. Этому способствовало и общественное настроение эпохи, и пример его державного друга. Получив поверхностное образование, Голицын в сущности никогда не знал "ни православия, ни кривославия"; с большим легкомыслием он брался объяснять самые сложные богословские вопросы и создал себе своеобразный пантеон, в котором ужи­вались верования самых непримиримых религий и сект. Этого "младенца" в деле веры постоянно мо­рочили разные ханжи и изуверы; он постоянно искал "излияния Св. Духа" и откровений, вечно го­нялся за пророками и пророчицами, за знамениями и чудесами: то "слушал пророческое слово" у хлы­стовки Татариновой, то жаждал возложения руки нового "Златоуста" — Фотия, то исцелял бесноватых, то удостоивался в мистическом экстазе испытать подобие страданий Спасителя от игл тернового венца. Поставив себе задачей искоренение "вольнодумства, безбожия и своеволия революционной необуз­данности", Голицын разгромил, при помощи Магницкого и Рунича, университеты, поддерживал в школах рутину и лицемерие; при нем Церковь впервые почувствовала всю силу гнета светской власти: при нем, по выражению современника, "все утихло, и дух монарха водворился в Синоде".

(С портрета К. Брюллова; Румянцевский музей, в Москве.)

Информация от партнеров сайта: В Королеве по ул. Силикатная, ведется строительство современного комфортного жилья, со всей инфраструктурой. По ссылке

Князь Александр Николаевич Голицын (8 декабря 1773 - 4 декабря 1844) - государственный деятель Российской империи, в 1803-1816 гг. исполнявший должность обер-прокурора, а в 1816-1824 гг. занимавший пост министра народного просвещения, действительный тайный советник 1-го класса (1841). Доверенное лицо Александра I, который до конца жизни дорожил его «близостью и советами».

Происхождение и молодость

Единственный сын капитана гвардии князя Николая Сергеевича Голицына (линия «Алексеевичей») от третьего брака его с Александрой Александровной Хитрово (1736-1796), внук московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695-1758). Овдовев через две недели после рождения сына, мать в 1776 году вышла замуж за майора в отставке М. А. Кологривова. Она относилась к сыну строго и холодно, зато влиятельная придворная дама М. С. Перекусихина полюбила «веселёнького и остренького» мальчика и по приказу Екатерины II в 1783 году он был зачислен в Пажеский корпус переехав из Москвы в Санкт-Петербург.

Основное внимание уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде.

Таким образом, князь Голицын с младенчества имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей - Александра и Константина, а потом - как остроумный и ловкий кавалер. Его брат (по отцу) М. Н. Голицын, занимавший место ярославского губернатора, выстроил под городом усадьбу Карабиха (ныне музей-заповедник).

Другой брат (по матери), Д. М. Кологривов, сопутствовал низкорослому князю Голицыну в его проказах. Оба брата весьма искусно подражали манерам и выговору других. Граф Ф. П. Толстой писал:

Карьера

Окончив Пажеский корпус в 1794 году, был принят поручиком в Преображенский полк. Но уже через год вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведен в большой императорский двор. В 1799 году получил чин камергера и в этом жу году стал командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. Был выслан из Петербурга императором Павлом I в том же году по неизвестной причине.

После вступления на престол Александра I князь Голицын как близкий ему человек был назначен сначала обер-прокурором I а позже III департаментов Сената, а затем 21 октября 1803 года по настоянию императора взял на себя должность обер-прокурора Святейшего Синода. В 1810 году стал, при сохранении прежней должности, главноуправляющим иностранными исповеданиями, в 1816 году - министром народного просвещения.

Отчасти под влиянием Р. А. Кошелева этот эпикуреец и вольтерьянец екатерининской выучки, в 1806 г. избранный в члены Российской академии, обратился к благочестию с резко выраженной сентиментально-мистической окраской. Он с лёгкостью брался разъяснять императору самые сложные богословские вопросы, хотя историю религии знал поверхностно и считал истинным христианством «туманный сентиментальный пиетизм с примесью православных догматов, разнообразных еретических и сектантских учений». Московский митрополит Филарет вспоминал:

Когда император назначил [кн. А. Н. Голицына] обер-прокурором, он сказал: „Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры“. - „Ну полно, шалун, образумишься“. - „Когда же, - говорил после Голицын, - я увидел, что члены Синода делали дела серьезно… и сам стал серьезнее, почтительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два спросил себя: верую ли я? - то увидел, что верую, как веровал в детстве“

Из воспоминаний свт. Филарета // Русский архив. - 1906. - № 10. - С. 214.

Провозгласив благочестие основанием истинного просвещения, Голицын взял курс на клерикализацию образования, который под его руководством ревностно проводили М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич. К современной ему литературе он относился с подозрением, что выражалось в крайней придирчивости цензуры.

ГОЛИЦЫН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - князь, обер-прокурор Святейшего Синода (21.10.1803 - 24.10.1817), министр духовных дел и народного просвещения (24.10.1817 - 15.05.1824).

Из обедневшей ветви древнего княжеского рода Голицыных. Воспитанник М.С. Перекусихиной, камер-фрау императрицы Екатерины II . В 1783 году был определен в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, где подружился с великими князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (впоследствии император Александр I), зачислен в пажи Александра и имел доступ ко двору. С 1791 году камер-юнкер при дворе Александра Павловича, с 1797 года действительный камергер. С 1794 года поручик лейб-гвардии Преображенского полка. В мае 1799 года уволен императором Павлом I и получил приказ покинуть Санкт-Петербург, переехал в Москву.

При императоре Александре I Голицын был вновь принят на службу, 8 сентября 1802 года получил пост обер-прокурора 2-го, 21 декабря того же года 1-го департамента Сената. Назначение Голицына 21 октября 1803 года обер-прокурором Святейшего Синода со званием статс-секретаря удивило современников: в кругу аристократов он был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, который резко отзывался о Церкви. Тем не менее члены Святейшего Синода встретили назначение Голицына, сменившего на этом посту властного А.А. Яковлева, с удовлетворением. Император Александр I хотел видеть в обер-прокуроре близкого человека, он предоставил ему право непосредственного доклада императору (одновременно члены Синода были лишены этого права).

Получив столь высокий пост, Голицын изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религ. книг. 21 сентября 1804 года ввел новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии все дела церковного управления. В 1807 году епархиальным архиереям было предписано сообщать в канцелярию обер-прокурора о состоянии дел в епархиях и лично отчитываться перед Голицыным о проделанной работе, секретари духовных консисторий обязаны были посылать донесения в Синод. 13 июля 1805 года был установлен новый порядок назначения синодальных членов: архиереи поочередно вызывались в Санкт-Петербург и присутствовали в Синоде до особого распоряжения об их возвращении. Само звание синодального члена сохранялось только за первоприсутствующими и теми, кому это звание пожаловал император. От Голицына зависело перемещение архиереев с кафедры на кафедру, награждение их орденами. Он стал первым обер-прокурором, активно влиявшим на решение дел в Синоде. Неоднократно выражал сожаление, что высшие административные должности в Церкви занимают монашествующие, а не представители белого духовенства. Голицын ввел в состав обер-прокурорской канцелярии 2 обер-секретарей, 2 секретарей, 2 протоколистов, экзекутора, казначея, архивариуса и переводчика. Под рукововдством Голицына проводилась реформа духовных учебных заведений (1808-1814 годы). Он вошел в образованный 29 ноября 1807 года Комитет об усовершенствовании духовных училищ под председательством Новгородского митрополита Амвросия (Подобедова), в 1808 году комитет был преобразован в Комиссию духовных училищ, которая подчинялась уже непосредственно обер-прокурору.

В 1808 году Голицын сопровождал императора Александра I во время встречи с французским императором Наполеоном I в Эрфурте. С 1810 по 1819 годы управлял придворной частью, 1 января 1810 года стал членом Государственного совета, в 1812 году - сенатором. В 1810 году из состава Министерства юстиции было выделено Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которое возглавил Голицын. Он представлял интересы неправославного духовенства, участвовал в разрешении межконфессиональных споров, в подготовке законопроектов по статусу инославных общин в России, выступал за сближение христианских конфессий, высказывал идеи «универсального христианства». В то же время в 1815 году по представлению Голицына орден иезуитов был выслан из Санкт-Петербурга и Москвы, его учебные заведения были закрыты. Голицын находился в доверительных отношениях с сардинским посланником в России Ж. де Местром, который по предложению Голицына изложил свои взгляды на назначение религии и Церкви в государстве. В марте 1812 года Голицын поддержал ходатайство английского пастора Джона Петерсона об открытии в России Библейского общества, 6 декабря император Александр I утвердил разработанный Голицыным устав общества. 11 января 1813 года в доме Голицына состоялось первое собрание его членов-учредителей, он был избран президентом общества, которое с 1814 года получило название Российского библейского общества.

Голицын увлекся мистицизмом, способствовал изданию и распространению книг мистического содержания, покровительствовал журналу «Сионский вестник» и различным мистическим обществам. С 1816 года стал председателем имп.ераторского Человеколюбивого общества, содействовал организации при нем медико-филантропического отделения, принимал участие в создании Попечительного о тюрьмах общества, Общества попечения о бедных, приюта для неизлечимо больных.

С августа 1816 года временно исполнял обязанности министра народного просвещения . 24 октября 1817 года было создано «двуединое» Министерство духовных дел и народного просвещения, призванное среди прочего руководить делами религиозного и светского просвещения, «дабы истинное благочестие было всегда основанием истинного просвещения». К новому министерству, которое возглавил Голицын, перешли функции обер-прокуратуры Святейшего Синода, Министерства народного просвещения, а также Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. Обязанности обер-прокурора Синода, теперь подчинявшегося министру, стал исполнять князь П.С. Мещерский. В подчинении Голицына оказалась духовная и светская цензура. Либеральный цензурный устав 1804 года оставался в силе, но негласным распоряжением Голицына были приняты меры к недопущению в печати идей, «противных принятым ныне твердым правилам», к пресечению «вольнодумства, безбожия, своевольства, мечтательного философствования». Попытка Голицына в 1819 году открыть в Московском университете богословский факультет натолкнулась на сопротивление Синода и потерпела неудачу.

В 1817-1824 годах он возглавлял Комитет опекунства израильских христиан, занимавшийся делами крестившихся евреев. В 1817-1821 годах исполнял обязанности попечителя Виленского учебного округа, содействовал развитию польской культуры и распространению Библии на польском языке, созданию школ с обучением польской грамоте. В августе-ноябре 1819 года Голицын временно управлял Министерством внутренних дел. Вопреки позиции императора Александра I, связанного договорами Священного союза, призывал поддержать единоверных греков, начавших революцию в 1821 году.

Деятельности Голицына противостояла оппозиция, возглавляемая Санкт-Петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским), архимандритом Фотием (Спасским), графом А.А. Аракчеевым , А.С. Шишковым, М.Л. Магницким, Ф.П. Уваровым. Иерархи были недовольны подчинением Синода «двуединому» министерству, Голицын обвинялся в крайнем либерализме, потворстве распространению атеизма и вольнодумства. Митрополит Амвросий в 1818 году подал императору Александру I записку, в которой уличал Голицына в «нерадении ко благу господствующей Церкви». Митрополит Серафим жаловался на публикацию при содействии Голицына несовместимых с Православием мистических брошюр. Наиболее резкой была позиция архим. Фотия, который в 1824 году предал князя анафеме (не имея на это права) за оскорбление Церкви и императора. С другой стороны, против Голицына выдвигали обвинения в насаждении обскурантизма и разгроме университетов. После столкновения с архимандритом Фотием Голицын подал прошение об увольнении. 15 мая 1824 года император Александр I упразднил «двуединое» министерство и уволил Голицына с поста министра, функции обер-прокуратуры, департамента духовных дел иностранных исповеданий и Министерства народного просвещения были распределены по отдельным ведомствам. Президентом Российского библейского общества вместо Голицына был назначен митрополит Серафим, после чего с 1824 года все издания общества были прекращены, а 12 апреля 1826 года оно было закрыто.

Голицын сохранил звание статс-секретаря и должность управляющего Почтовым департаментом Министерства внутренних дел (последнюю занимал в 1819-1842 годах) и не утратил расположения императора Александра I, который посвятил его в державшийся в строгом секрете план передачи престола вместо Константина Павловича Николаю Павловичу. С 1830 года Голицын - канцлер российских орденов, в 1839 году временно председательствовал в Общем собрании Государственного совета . 27 марта 1842 года вышел в отставку действительным тайным советником 1-го класса, поселился в своем крымском имении Гаспра.

В 1806 году Голицын был избран действительным членом Российской академии, в 1826 году - почетным членом Санкт-Петербургской АН, состоял почетным членом Общества любителей российской словесности (с 1816 года), Общества истории и древностей российских (с 1817 года) и др. Награжден орденами святоц Анны 1-й степени (1804), святого Александра Невского (1814), святого Владимира 1-й степени (1826), святого Андрея Первозванного (1826) и алмазными знаками к нему (1828), Белого Орла (1831), святого Станислава 1-й степени (1831) и др., а также прусскими орденами Красного Орла и Черного Орла. Похоронен в церкви святого Георгия в Балаклавском во имя святого великомученика Георгия Победоносца монастыре.

Загрузка...
Top