Леонид Парфенов: Украинцы вообще не должны реагировать на Россию, что вам Кремль? Леонид парфенов и незабудки на минном поле Это должен быть какой-то социальный взрыв, протест

Рождение медийной легенды - детство Леонида Парфенова

Тогда, 26 января 1960 года в городе Череповце, Вологодской области, в семье главного инженера металлургического комбината и учительницы, еще никто не мог догадаться о том, что на свет появился не просто мальчик Лёнечка. В тот день произошло появление на свет гениального журналиста, телеведущего, режиссера, актера, продюсера и просто интеллектуала своего времени – Леонида Парфенова.

Позже, в 1966 семье родится еще один мальчик – брат Леонида Владимир, который станет хорошо известным бизнесменом, занимающимся покупкой и продажей медицинского оборудования. Отец Леонида очень любил рыбалку и охоту, на них, как только появлялось свободное время от работы, он часто брал с собой и старшего сына.

Приход в профессию

Становление журналиста Парфенова начало происходить с момента поступления в 1977 году на факультет журналистики одного из самых престижных университетов страны – в Ленинградский университет имени Жданова, который Леонид успешно закончил уже в 1982 году.

После института Леонид Парфенов служил в рядах Советской армии в Ленинграде. Есть люди, которые приходят в профессию случайно, но это был по-настоящему правильный выбор. Как журналист он будет пробовать себя в самых разнообразных изданиях, среди них будут «Красная звезда», «Правда», «Московские новости», «Огонек», «Вологодский комсомолец».

Обломов,Собчак,Парфёнов - Рэп-молебен в поддержку веры

После опыта в печатных СМИ, Парфенов начнет понимать значимость и возможности, начнет понемногу влюбляться в телевизионное пространство. Первый опыт на телевидении относится к его работе на областном череповецком ТВ. Он первый, из немногих журналистов того времени, начнет вести дружбу с известными рок-исполнителями и музыкальными критиками, которые только появлялись на советском музыкальном пространстве. Среди них будут такие имена, как Александр Башлачев и Артемий Троицкий, встреча которых состоялась именно с легкой руки Парфенова в 1984 году. С легендарными личностями того времени Леонид регулярно проводил встречи в рамках программ областного телевидения.

Взрослая жизнь Парфенова

Взросление журналиста Парфенова началось с момента его прихода на Центральное телевидение в 1986 году в качестве специального корреспондента в молодежную редакцию, где он работал вместе с другими коллегами-журналистами над созданием программы «Мир и молодежь». Но этого Леониду Парфенову было мало, и в 1988 году он переходит работать на «Авторское телевидение», где можно было не только экспериментировать со словом, но и искать абсолютно новые формы подачи материала зрителю. Результатом работы на «АТВ» стал совместный с Андреем Разбашем трехсерийный документальный проект «Дети ХХ съезда» о знаменитом поколении 1960-х годов. Потом о процессе работы над первым своим документальным телефильмом Парфенов с особым трепетом напишет в книге «Влад Листьев. Пристальный реквием».


Распад СССР, приход в страну гласности и становление нового Российского государства стали этапными и в творчестве молодого, перспективного телевизионщика. В 1990-1991 годы он стал автором и ведущим развлекательной программы «Намедни», но из-за своих острых, как бритва, слов и умозаключений, его в начале 1991 года отстранили от работы на телевидении. Но этот факт не только не подрезал крылья Парфенову, он придаст ему еще большей уверенности в своих силах и укажет дорогу к созданию нового документального проекта «Портрет на фоне», который создавался на протяжении 1991-1993 годов и состоял из шести фильмов. Потом он будет работать над выходом неполитических новостей на Первом канале «Останкино», а в 1994 году начнет работать на канале НТВ, с которым у него будет связано много хороших и не очень событий в жизни. Кроме особой любви и трепета к телевизионной документалистике, Парфенов пробовал себя и в качестве автора таких популярных в начале 1990-х новогодних проектов, как «Старые песни о главном».

Во время работы на НТВ в период с 1997 по 2001 годы Леонид Парфенов будет постоянным ведущим и автором исторической программы «Намедни. Наша эра. 1961-1991», ему же будет принадлежать идея создания одних из самых грандиозных телевизионных проектов современности «Российская империя», «Живой Пушкин», «Особый взгляд Леонида Парфенова», их постоянным ведущим был также он. После ухода с НТВ в 2004 году, Парфенов перешел на работу на «Первый канал», который обрел в его лице автора и ведущего документальных фильмов «О, мир – ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и многих других. Все они стали доказательством журналистского таланта и прирожденной любви к аналитике Парфенова. С 2012 года работает на телеканале «Дождь».

Выступление Леонида Парфенова на Болотной площади

Работа – не только телевидение

. Леонид Парфенов с 2004 по 2007 год являлся главным редактором журнала «Русский Newsweek», а в конце 2007 года он начал работу над своим долгосрочным проектом – написанием книги-альбома «Намедни. Наша эра», которая на тот момент должна была состоять из четырех книг – десятилетий. Но уже с 2010 года Парфенов приступил к написанию пятого тома книги, первый полутом которой презентовал в 2011 году, а второй полутом – в марте 2013 года.

Пробует себя Леонид и в качестве актера дубляжа мультипликационных и художественных фильмов, работал в составе жюри телевизионных программ «Минута славы», «Высшая лига КВН», «Голосящий КиВиН», а с 2010 года на «Первом канале» является постоянным ведущим программы «Какие наши годы!» вместе с со ведущей Татьяной Арно.

Профессиональное признание

За годы работы на телевидении Леонид Парфенов создал порядка 38 проектов, многие из которых являются циклом телепередач или телефильмов. Его деятельность отмечена пятью наградами «Теффи» за программы, созданные в разное время, награжден премиями Союза журналистов России, именной премией Владислава Листьева, отмечен призами телепрессы, а также является постоянным членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Личная жизнь Леонида Парфенова

Как и многие успешные люди, которые реализовались в профессиональной сфере, Леонид Парфенов успешен и в делах семейных. Его единственной с 1987 года женой является Елена Чекалова, которая тоже является известным журналистом, автором многочисленных книг о телевидении.


В семье есть два ребенка – сын Иван и дочь Мария, которые получили образование за рубежом и никак не связывают свою дальнейшую жизнь с журналистикой. Сын Парфенова имеет экономическое образование Миланского университета, а дочь желает связать свою жизнь после окончания Итальянской школы Британского совета с ресторанным и гостиничным бизнесом.

В эксклюзивном интервью сайт Леонид Парфенов объяснил, почему социализм был только сталинским и чем путинский застой отличается от брежневского, а также рассказал, что евреи дали России, а Россия – евреям.

Ваша новая книга из проекта «Намедни. Наша эра» о периоде с 1931 по 1940 годы. Каким вы увидели этот отрезок истории и вынесла ли страна уроки из этого периода?
– Этот том «Намедни 1931-1940» – восьмой по счету. Когда во второй половине 1990-х затевался телепроект, он был как бы прощальным. Мол, все здравствующие поколения сформированы поздним социализмом, его эпоха ушла, но его опыт поневоле остается с нами. Потом выросло новое поколение, не знавшее социализма, при этом в стране ощутимо больше стало «неосоциализма». И для книжного проекта я уже придумал девиз: «Мы живем в эпоху ренессанса советской античности». Так вот, 1930-е для очень многих, даже для большинства, наверное, такая «наша древность». И представления власти о державности, о роли и месте государства, о гослидере – они корнями оттуда. И даже признавая репрессии, все равно оттуда ведут отсчет «нашего славного прошлого».
Мне хотелось по возможности наглядно показать через очень разномастные феномены эпохи ее сущностные черты. Ведь социализм, я убежден, был только сталинским – при Хрущёве и Брежневе он по сути не поменявшись, жил по инерции. Из системы уходил страх, и она переставала работать, но правители этого не понимали. А уроки – ну, может, кто-то лично и извлек. Но национального консенсуса по поводу советского периода и краха СССР в сегодняшней России нет.

Происходящее вокруг Кирилла Серебренникова почти не оставляет сомнений: нас ждет еще большее закручивание гаек. Надолго ли?
– Конечно, дело Серебренникова – сигнал власти. Сигнал деятелям культуры этого круга и их аудитории: уже и такая мера лояльности, которая была у Кирилла, власть не устраивает.

Что делать в этой ситуации творческому человеку, писать в стол? И что делать обычному, «простому» маленькому человеку?
– Разные есть варианты. Мы ведь все-таки в авторитарном режиме живем, а не в тоталитарном. И хотя условия ужесточаются, власть не контролирует абсолютно все сферы. Миллионы успешных людей живут как бы и вовсе вне общественной ситуации. На взгляд людей граждански озабоченных, это иллюзия, но ведь и правда, кроме напрямую зависимых от власти бюджетников, есть много других соотечественников, не чувствительных к проблемам госустройства. И мудрость – «Что вы делали во время Великой французской революции? – Я жил» – XXI век не отменил. А по сравнению с предыдущим застоем, советским, существует частная собственность – не всегда, правда, уважаемая, религия, открыты границы. А «писать в стол» – ну, это архаика. Вон сколько знаменитых рэперов пишут граду и миру открыто и свободно, в том числе и политически остро.

Какие из недавних работ и расследований ваших коллег, будь они в традиционных или современных СМИ, вы в последнее время отметили для себя?
– Принято считать, что журналистика переживает не лучшие времена, однако все время в ней что-то происходит. В «большой документалке», конечно, стал событием фильм Виталия Манского про Северную Корею. В «малой» – кажется, не осталось ни одного заинтересованного зрителя-читателя, который бы не знал про «Он вам не Димон», про сагу Навального о Медведеве. Интервью Юрия Дудя вроде совсем просто сделаны, но, значит, ведущий поймал интонацию времени – раз его разговоры собирают миллионы просмотров. При растерянности общества и власти по поводу 100-летия Октябрьской революции – ну, справлять-не справлять и как? – у Михаила Зыгаря аж целых два проекта с сегодняшним взглядом на 2017-й. Я вот как раз начал читать его том «Империя должна умереть».

Почему вы уделяете такое внимание «еврейской теме» и к какому резюме после стольких лет исследования вы пришли?
– Ну, я не так уж много «еврейской темой» занимался – только кинопроект «Русские евреи». Правда, большой – из трёх фильмов. И взгляд мой – русский, взгляд русского журналиста. И, скажем так, «открытие» – оно мною сделано давно, ему проект и посвящён: русские евреи в элите страны на определенном этапе стали второй «титульной нацией», почти до полного смешения с первой. Таких наций в разное время всего было три – ещё русские немцы и русские грузины. Показать это богатство цивилизации, в которую можно приходить откуда угодно и быть в ней своим – вот чего хотелось. И если про самый общий вывод этого проекта говорить, то вот – поразительный опыт миллионов ассимилированных евреев ХХ века показывает: есть такой тип русскости – русский еврей.

В своих работах вы говорите о том, что Россия способствовала созданию и развитию совершенно уникальной еврейской общины. И что Россия очень много дала евреям. Но разве в США, например, не сложилась также совершенно уникальная еврейская община, которой точно также много дала Америка?
– А что за задор такой в вопросе? Откуда «разве не»? Будто одно противоречит другому. Да, конечно, есть целый мир – «американские евреи», и в прошлом, и в настоящем. Как есть мир «русские евреи» – больше, правда, в прошлом. В чем-то они похожие – например, в том, какое место евреи занимают в национальном кинематографе двух стран. А в чем-то непохожие – у нас в стране еврейская ассимиляция обычно предполагала уход от веры предков, а американские евреи чаще остаются религиозными. Но существовал и мир ассимилированных евреев, чьим родным языком был немецкий: Маркс, Эйнштейн, Фрейд. А ещё английский еврей Чарли Чаплин и французский еврей Ив Монтан – почти во всех крупных странах есть своя традиция ассимилированного еврейства.

Из ваших работ понятно, что Россия дала евреям. А что евреи дали России?
– Я не очень-то занимался тем, что Россия дала евреям. Ну, понятно – возможность самореализации, если говорить о тех, чьи имена нам известны благодаря успешности их карьер. Но, кстати, со второй половины 1940-х в СССР свобода карьеры у евреев часто отнималась. И меня больше интересовало – что русские евреи дали России? И если в целом говорить про все эти феноменальные судьбы физиков и лириков, революционеров и предпринимателей, художников, композиторов, шахматистов, медиков, певцов и просто массовой городской интеллигенции – то это расширение русской цивилизации.

В издательстве Corpus вышел восьмой том из цикла «Намедни» Леонида Парфёнова, посвященный 1930-м годам – времени образцовому в советском смысле, но в то же время – страшному и трагичному. Глобальное строительство настоящего коммунистического рая на крови.

Стахановцы, Герои Советского Союза, появление музыкального кино, «Детгиз», народные артисты СССР, ударные стройки, всесоюзная здравница Сочи, прекрасный ЦПКиО и возвращение новогодней елки соседствуют с запрещением абортов, голодомором, кровавым раскулачиванием, жуткими кампаниями-травлями талантливых музыкантов, литераторов и художников, лживыми обличениями, доносами, показательными отречениями детей от родителей, расстрелами, черными «воронками», страхом перед ночными звонками в дверь. Всем тем ужасом, имя которому Большой террор. Новый том книги «Намедни. Наша эра. 1931-1940» – летопись этого периода истории.

Вернется ли самое популярное «лицо нулевых» на главные телеканалы страны

История новой российской тележурналистики немыслима без этого человека. Даже сегодня, не работая ведущим программ, Леонид Парфенов остается на слуху. Безупречный джентльмен на экране, он часто оказывался в эпицентре конфликта. В июне 2004 года Парфенов был уволен с телеканала НТВ, формально – из-за разногласий с руководством.

Юный корреспондент

Детство у Парфенова было, как он сам признается, малоинтересным. В его родном Череповце юноше было «ужасающе скучно». Он родился в 1960-м году в семье инженера. Из всех радостей жизни – охота, на которую его часто брал отец, и библиотека, в которой парень проводил очень много времени.

Когда Лене было 13, он уже активно рассылал заметки в районные и областные газеты. За одну из них он получил небывалую по тем временам награду – поездку в «Артек». К слову, Парфенов отличился и там – получил грамоту как лучший юнкор «Пионерской правды».

Первая «заграница»

Родители не сильно верили, что Леонид поступит после школы в Ленинградский государственный университет имени Жданова (нынешний СПбГУ). Однако он легко сдает вступительные экзамены и начинает новую жизнь в большом городе. Кроме учебы занимается подработками – водит по Ленинграду туристов в качестве экскурсовода. Не забывает и о журналистской практике, много пишет в «Смену», «Огонек», «Правду», «Советскую культуру».

В университете Парфенов знакомится со студентами из Болгарии (они живут вместе в общежитии) и на втором курсе отправляется погостить к новым друзьям. Тогда Леонид испытывает первый культурный шок от заграницы и понимает, что он «не очень советский человек».

В Москву, в Москву!

После окончания вуза молодой журналист возвращается по заведенному тогда порядку в родной Череповец. В районной газете юношу в джинсах не приняли, он стал работать в областной, в «Вологодском комсомольце». Затем было областное телевидение, с которого его пригласили на центральное. В 1986 году, в весьма интересное для советских граждан время, он становится специальным корреспондентом в молодежной редакции ЦТ, работает в программе «Мир и молодежь».

Парфенов вместе с Андреем Разбашем снимают документальный трехсерийный фильм «Дети XX съезда». Картина о диссидентах и первых демократах – поколении шестидесятников – имеет небывалый успех, ее покупают телекомпании из девяти стран. Парфенов получает первый солидный гонорар, за который приобретает квартиру в столице, и переходит в команду «Авторского телевидения».


Фото: booksite.ru

На собственной частоте

В 1990 году, когда страна жила на стыке эпох, Леонид Парфенов решает заняться «несоветской журналистикой». Выходят первые выпуски программы «Намедни». Это немного другая передача, чем та, с которой потом будет ассоциироваться Парфенов. Тогда «Намедни» выходила еженедельно в формате «неполитических новостей». Спустя год его отстраняют от ведения программы за то, что он слишком резко высказался по поводу отставки Шеварднадзе с поста министра иностранных дел.

Затем Парфенов недолго работает в телекомпании «ВИD» с Владиславом Листьевым , пока его не пригласят на новый телеканал НТВ. В то время канал даже не имел своей частоты, а транслировался по договору на петербургском Пятом канале. По будням шла новостная программа «Сегодня», по воскресеньям – «Итоги» с Евгением Киселевым . «Намедни» выходила по субботним вечерам.

Первую «ТЭФИ» Парфенов получает за проект «Новогоднее телевидение» в 1994 году. К этому времени канал уже разжился собственной частотой.

В следующем году вместе с Константином Эрнстом они придумывают и реализуют «Старые песни о главном».

Целуя Монро

Одно из главных детищ Парфенова - это проект, полное название которого – «Намедни 1961-2003: Наша эра». Был задуман цикл документальных передач, посвященных истории СССР и России, блестящая попытка исторической рефлексии. Здесь Парфенов оттачивает свой стиль – в сценарии исторические события идут вперемешку с рассказом о быте той или иной эпохи. Например, после сюжета о посещении Хрущевым выставки авангардистов шла зарисовка о повышении цен на молочные продукты и мясо, а за рассказом о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году следовала зарисовка о хула-хупе. Зрители помнят также и парфеновские видеошутки, где он присутствует на переговорах лидеров мировых держав, помогает вымыть руки Никите Хрущеву , целует Мерлин Монро .

Программа выходила в несколько циклов, кроме того, еще были специальные выпуски в сетке новогодних программ в конце 2001, 2002 и 2003 годов, где Парфенов рассказывал о событиях, прошедшего года, которые войдут в историю.


Фото: booksite.ru

Дело НТВ

В начале двухтысячных НТВ, которое к тому времени стало частью медиахолдинга Владимира Гусинского , поменяет собственника. До этого времени канал успешно развивался, но наживал себе врагов из-за критического и даже сатирического (программа «Куклы») освещения жизни и политики страны. Внешне все выглядело как поглощение холдингом «Газпром-медиа». Сотрудники НТВ собирают подписи под открытыми письмами, где требуют внимания общественности к нарушению свободы слова, но Парфенов в этом конфликте сохраняет нейтралитет. На передаче «Антропология», куда его пригласил Дмитрий Дибров , он заявил, что не согласен с действиями руководителя канала Киселева и покидает команду. После того как в ночь с 13 на 14 апреля 2001 года восьмой этаж Останкино, где располагалось НТВ, был взят штурмом и перешел под управление Газпрома, Парфенов становится топ-менеджером канала. Конечно, среди коллег по цеху он тут же был назван «предателем» и «штрейкбрехером».

Совсем скоро, в 2003 году, у телеканала снова меняется руководство, НТВ возглавляет Николай Сенкевич . Парфенов сначала уходит в длительный отпуск, но затем снова возвращается к работе. В ноябре в «Намедни» выходит сюжет о книге Елены Трегубовой из президентского пула «Байки кремлевского диггера», который запрещает Сенкевич. В мае 2004 года у Парфенова снова конфликт, на этот раз с замом генерального директора Александром Герасимовым . Повод – сюжет «Выйти замуж за Зелимхана». В нем было интервью вдовы чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева , который погиб в Катаре, о том, что к убийству ее мужа причастны российские спецслужбы. Парфенова уволили за нарушение трудового договора после того, как он опубликовал письменное распоряжение дирекции канала о запрете сюжета про Яндарбиева.

На Первом канале

Леонид Парфенов подождал полгода предложений других каналов, не дождавшись, видимо, понял, что это всерьез и надолго, и согласился на пост редактора «Русского Newsweek».

Теперь у него появилось время для создания видеоконтента, который нравится ему самому. Он создает фильм «Ведущий» к 70-летию Владимира Познера , картину «О мир, ты - спорт!» про Олимпийские игры. Первый канал транслирует их. А также фильмы «Люся» о Людмиле Гурченко , «Птица-Гоголь» к 200-летию Николая Васильевича Гоголя . Парфенов пишет книги, озвучивает мультфильмы, снимается в кино.

В 2010 году Парфенов на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева произносит свою нашумевшую речь о состоянии российских медиа. В ней он критикует «вечнозеленые приемы» советского центрального телевидения, которые прижились в современных СМИ, и говорит, что не нужно быть героем, но нужно хотя бы набраться смелости и «назвать вещи своими именами». Конечно, это не показали по телевизору.

Новые песни о главном

Сегодня Парфенов не работает на телевизионных каналах. За последние 8 лет такой «безработицы» он создал 7 фильмов и 7 книг. С 2012 года входит в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

В прошлом 2016 году поучаствовал в проекте Михаила Ходорковского «Открытый университет», рассказал о своем взгляде на язык современных СМИ.

Вышел еще один документальный фильм Леонида Парфенова – «Русские евреи», планируется создать фильм про русских немцев.

Из других планов – выпуск новой программы для телеканала RTVi «Намедни в караоке». Новый формат вберет в себя признаки информационно-аналитической программы и развлекательной («Старые песни о главном»). Шоу будет вещаться за рубеж. Российскому зрителю будет доступно в Интернете.

Популярный проект тележурналиста «Намедни» продолжает свою жизнь. Сначала это был знаменитый телепроект, который потом легко был переведен автором в бумажный формат. Начинался он с 1961 года (напомним: сам автор родился в 1960 году), дошел до нашего нынешнего времени – а потом «пошел вспять»: сначала вышел том, охватывающий годы с 1946 по 1960, а совсем недавно – с 1931 по 1940. Видимо, «телевизионная закваска» Леонида Геннадьевича дает себя знать: он пишет картину истории совершенно особым способом, где цифры и даты – не самое важное.

На первый план выступает жизнь обычного человека: что его интересовало в то конкретное время? Какую одежду он носил, какую мебель покупал, какую слушал музыку? Что его удивляло и что огорчало? Педантичное отношение к деталям, талант «следопыта» и огромное уважение автора к людям делают эти книги эмоционально насыщенными: в них — и горечь эпох, и ростки надежды, и вера в лучшее… Да и как иначе, если многие события из современной истории России напрямую коснулись и семьи самого Леонида Парфенова?! Вот что он сам об этом говорит.

Леонид Парфенов собственной персоной

Новый том книжного «Намедни»

Леонид, почему ваш очередной проект посвящен именно тридцатым-сороковым годам прошлого столетия?

Когда затевал проект, я придумал для него девиз «Мы живем в эпоху ренессанса советской античности». Казалось, что этот нео-социализм, нео-советизм нарастает, и поэтому важно разобраться в той эпохе, почувствовать, что в этом было привлекательного, как и что происходило на самом деле. С 30-х годов вообще все началось… Мое убеждение, что никакого социализма, кроме Сталинского, не было, а он был оформлен в 30-е годы. А потом — при Хрущёве, при Брежневе — строй уже жил по инерции. И мы все видели, что когда из него уходит страх, эта система уже не работает. Поэтому она работала все хуже и хуже, и наконец «накрылась медным тазом»… Это — мой восьмой том «Намедни». Он восьмой по счету, но как бы «минус первый» по хронологии, поскольку изначально проект начинался с 1961 года. Потом меня уговорили пойти вспять, потому что «Оттепель» — а ее начало датируют ХХ съездом КПСС 1956 года — невозможно понять без осмысления «послевоенных заморозков», поэтому предыдущий том был про время с 1946 по 1960 год

Обложка нового тома «Намедни» 1931-1940. Изображение с сайта издательства Corpus

Это книги про жизнь советского человека. И на этот раз все «родовые признаки» проекта сохранены. Здесь есть изображение квартиры того времени. Но поскольку телевизоры только-только появилась — в 1938 году их всего 10 000 штук было выпущено — пришлось делать изображение более богатой квартиры, а не средней, как в предыдущих проектах. Например, мебель на фото – из дома-музея Кржижановского. Потому что такой предмет роскоши, как телевизор, в обычной коммуналке оказаться не мог. Он и сам делался из красного дерева, чтобы быть чем-то наподобие мебели. А все остальное на фото воспроизвели точно – патефон, картина «Два вождя после дождя», первое издание Большой Советской Энциклопедии – я сам со своей дачи привозил, чтобы тут разместить в шкафу. Ну и прочее, прочее…

Какие были трудности? Все-таки это не «близкие» по времени годы…

Поскольку та эпоха «черно-белая» — были трудности с иллюстрациями в цвете. Но кое-что мы нашли. Например, использовали репродукции марок. К иллюстрации о первых советских легковых машинах взяли картину Юрия Пименова «Новая Москва», на ней изображены две легковушки — с этой точки зрения ее никто еще не рассматривал… Есть совсем редкие снимки — например, фотография Павлика Морозова. Мне хочется объяснить в корневых чертах: какая это была эпоха, от которой, в принципе, «пошел» социализм. И это не только внутренняя жизнь, но и внешняя. Например, в то время Гитлер пришел к власти. Поэтому здесь есть про пакт Молотова–Риббентропа. Но тут же есть информация и про тюбетейки и береты, которые тогда в моду вошли. Когда пишешь, не отдаешь себе отчета, а потом сам удивляешься — вот как, оказывается, было: сразу два головных убора в моду вошли!.. Еще мы нашли цветной акварельный рисунок, очень нежно прорисованный: Молотов и Сталин прощаются с Кировым в Колонном зале. Здесь же — замечательное панно «Знатные люди страны советов». Здесь каста: стахановцы, знатные хлопкоробы, водители каких-то сверхскоростных по тогдашним меркам паровозов — то есть, ударники труда, а рядом с ними — традиционная элита: академики, писатели… И все в таких праздничных одеждах. Это панно было сделано к Всемирной выставке в Париже в 1937 году

На презентации книги «Российская империя», 2013 год

Есть рассказ про Полину Семеновну Жемчужину-Молотову, которая возглавляла парфюмерную промышленность. Она духи «Любимый букет императрицы» переделала в «Красную Москву». В таком виде они достались и последующим поколениям. Тут же уместно вспомнить знаменитую фразу Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселей!» — это был поворот от жесткой модели на гедонизм. То есть, допустили, что в социализме должны быть удовольствия. Вот это допустили — и это, в конце концов, и погубило строй. Потому что, как только социализм начинает соревноваться с капитализмом как общество потребления — он проигрывает. Слишком много примеров, которые показывают, что обувь у нас получалась все же хуже, чем у загнивающего Запада…

Вам самому интересна та эпоха?

Да, у меня был и личный интерес к той эпохе. Нашу семью ничто не миновало… В 1931 году нас раскулачили — отца моей бабушки по линии отца, моего прадеда. А в 1937 бывших кулаков, священнослужителей и белых офицеров – их еще и добивали. И прадед был расстрелян. Я добился, чтобы мне выдали это решение «тройки». Тогда ведь где-то 450 тысяч человек было расстреляно на основании решений «тройки» — это первый секретарь обкома партии, начальник НКВД и прокурор области. На самом деле это были просто списки людей, которых они никогда не видели и которых приговаривали к расстрелу за «контрреволюционную деятельность», «попытку создания контрреволюционной организации»… Как в деревне можно было создать какую-то такую организацию – до этого никому дела не было…

Артефакты из прошлого

Вы рассказываете об открытии метро в 1935 году. Трудно было собирать информацию?

Самое трудное – это фотографии, иллюстрации. Но мы нашли даже первые зелененькие билетики — они тогда бумажные были. Я с удивлением узнал, что была такая установка — причем на полном серьезе — что пассажиры сами должны узнавать станции на въезде на платформу. Оказывается, только в 1951 году машинисты стали объявлять станции – не в записи, а «вживую». Кстати, именно в 1937 году архитектор Алексей Душкин, автор станции метро Маяковская, которая считалась само красивой, и автор станции Кропоткинская — тогда она называлась «Дворец Советов» — получил за эти работы Гран-при на Всемирной выставке в Париже и Нью-Йорке

Книгу о Великой Отечественной войне в таком же формате будете издавать?

Нет. Вот таким мозаичным путем это будет сделать невозможно. И хотя можно выделить отдельные темы — например, что в 1943 году погоны в армии ввели, или Патриаршество восстановили, поляк Ежи Петерсбурский в конце 1941 года написал песню «Синий платочек», еще что-то — но этого будет немного… Можно написать про Ясско-Кишинёвскую операцию — но как про это написать? Ведь важно рассказать и про войну, и про гражданскую жизнь. Поэтому я сделал книгу про послевоенное время — с 1946 по 1960 год. В общем, считайте, что я пасую. Или, по крайней мере, понимаю, что этот формат сюда не годится. Кстати, не после войны, а до войны — в 1940 году вышла книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». И даже до войны книгу успели экранизировать

Экскурс в прошлое

Вы чувствует, когда одна эпоха меняет другую? Есть какие-то признаки этого?

Наверное, всякий по-своему делает для себя выводы и что-то для себя решает. Есть известный хештег: #поравалить — то есть, кто-то так реагирует на смену эпохи. А кто-то говорит, что никогда так хорошо мы не жили. Это все очень зависит от личных ощущений. На заре туманной юности я работал на родине в газете «Вологодский комсомолец». И дежурил по тому номеру, в котором давали материалы про смерть Брежнева. А до этого было ощущение, что все затянулось, и, похоже, мы сами все помрем при них. Тогда мне было 22. Сначала ведь умер Суслов, а потом началась, как в народе говорили, «гонка на лафетах» — цинично, да, но они сами довели до того, что народ стал так шутить. Это было в Вологде, а мне нужно было вернуться в Череповец. Я купил билет в автобус «Икарус», в нем 42 места, а у меня тридцать девятое. И вот я протискиваюсь к своему месту, смотрю на людей, которые, конечно же, об этом уже знали. А их лица – как в парикмахерских креслах – ничего не выражают! Мне тогда хотелось сказать: «Люди, очнитесь! Запомните этот день! Ведь что-то будет! И будет совсем по-другому!» И эпоха тогда сменилась самым простым способом: эпоха закончилась, потому что вышел ее срок. Вот такое мое личное впечатление. Хотя для кого-то это так и осталось просто днем 10 ноября 1982 года. Хотя 10 числа факт его смерти утаили, но отменили концерт в честь дня милиции. А 11 ноября стало известно, что Брежнев умер. А 7 ноября он еще стоял на демонстрации и пытался приветствовать всех рукой — правда получалось это плохо, так как ключица у него так и не срослась после того, как на него в Ташкенте стропила грохнулись. Выглядел он, правда, не очень — но он давно так выглядел, все привыкли…

С Сергеем Шакуровым на съемках фильма «Зворыкин-Муромец» об отце-основателе мирового телевидения русском инженере Владимире Зворыкине

Вы сняли большой и сложный проект к юбилею Николая Гоголя. Что-то еще намечается?

- «Гоголь» — это две большие серии, по часу пятнадцать… Конечно, на «датский принцип» каналы легче ведутся. Если прийти к Константину Эрнсту в 2007 году и сказать, что через два года — юбилей Гоголя, и надо бы что-то такое, чтобы там и компьютерная графика, и фантасмагория, и вообще чтобы впервые современные технологии показали русскую классику, а еще мы добиваемся и наверно добьемся разрешения «залезть» в римскую квартиру Гоголя — то Эрнст скажет: «Интересно, про это еще никто не говорил — давай, валяй!» Но на самом деле мне самому это было очень интересно. А так я много чего из дат пропустил. В 2014 году я не делал фильма к 200-летию Лермонтова. Наверное, я его так не чувствую. Вот про Гоголя мне была понятна сверхзадача. Делал фильм к 80-летию Солженицына — с ним самим… Но на самом деле я не так много делал фильмов к каким-то конкретным датам. В этом смысле я не «принц датский»! (Смеется.)

Как вы думаете, что дает для «настоящего» осмысление истории?

Конечно, напрашиваются какие-то параллели. Но в истории напрямую ничего не повторяется. Важны «зарубки на память», обогащение опыта, с которым человеку дальше идти по жизни…

С теледивами Ксенией Собчак, Тиной Канделаки, и Екатериной Мцитуридзе и супругой Еленой Чекаловой на светском тусовке

Фотографии Вадима Тараканова, Руслана Рощупкина и из личного архива Леонида Парфенова

Леонид Парфенов: «В истории напрямую ничего не повторяется» опубликовано: Август 1st, 2019 авторство: Мадам Зелинская

"Катюша" - еврейская песня или Блантер - русский композитор?

Леонид Парфенов для наглядности проехался на рабочей части бульдозера. Кадр из фильма

Заключительный фильм трилогии о роли российских евреев в жизни страны и мира «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года» (автор и ведущий Леонид Парфенов, режиссер Сергей Нурмамед) вышел вчера в прокат в 10 российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Новосибирске, Уфе, Калининграде, Нижнем Новгороде и Ярославле.

Как и первые два («Русские евреи. Фильм первый. До революции», «Русские евреи. Фильм второй. 1918-1948»), третий фильм накануне премьеры был показан журналистам в Центре документального кино. Как и перед первыми двумя, вступительное слово сказал президент фонда «Генезис» (финансировавшего съемки) Илья Салит. После чего автор трилогии Леонид Парфенов поведал присутствующим, что давно носился с этой идеей и со многими ее обсуждал, услышав, например, от Зиновия Гердта: «Ленечка, не надо собирать незабудки на минном поле - вы, конечно, вольны рисковать собой, но …»

«Это русский фильм и взгляд русского журналиста - очень важно это зафиксировать», - подчеркнул Парфенов. «Ассимилированные евреи прошли путь от горячего соучастия в социализме до диссидентского сопротивления ему. Мы постарались рассказать об этом на примере трех поколений русских евреев современным экранным языком. Надеемся, получилась историческая панорама».

И опять, в третий раз удивила цифра 18+ на экране (еще и отдельная плашка добавилась «Для зрителей старше 18 лет») - что такое, почему? Почему культпросвет в хорошем смысле слова и восполнение пробелов в собственной истории маркируется как 18+?

Заключительный фильм трилогии - самый длинный по хронометражу (2 часа 6 минут), быть может, потому, что события, о которых в нем рассказывается, не такие уж далекие и происходили на памяти многих из нас. Начинается он с цитаты Солженицына: «Большевизм без евреев оленивел, обрежневел», рассказа о разгроме «враждебного» Еврейского антифашистского комитета и абсолютно циничном убийстве с имитацией несчастного случая его главы Соломона Михоэлса. Посмертно народный артист СССР Михоэлс стал именоваться «изобличенным агентом США».

…На дворе стоит послевоенный изоляционизм: утверждается, что страна в кольце врагов, и даже французскую булку в срочном порядке переименовывают в городскую, а знаменитое ленинградское кафе «Норд» - в «Север». Новый государственный антисемитизм начинается с ликвидации ЕАК, расстрела его активистов и кампании борьбы с «безродными космополитами». Национальность становится судьбой в виде пятого пункта. В январе 53-го поспевает «Дело врачей» - арестован даже академик Збарский, в свое время забальзамировавший труп Ленина; мерзкие карикатуры, мерзкие передовицы «Правды», мерзкая Тимашук, которая «разоблачила банду подлых убийц и помогла сорвать маску с американских наймитов»… Правда, сразу после смерти Сталина врачей реабилитировали, а у Тимашук забрали врученный было орден Ленина. А не помри Сталин?

Тем временем Ботвинник становится чемпионом мира по шахматам, Надя Бруштейн создает ансамбль «Березка», а первый советский телевизор КВН назван так по аббревиатуре имен создателей - Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Райкин - главный комик (завлитом в его театре трудится Михаил Жванецкий), Плисецкая - главная балерина, Галич и Высоцкий - главные барды страны. «Однако соавторами русского коммунизма евреи быть перестали. Их не допускают больше в политику, они активно заняты «антисоветской деятельностью». Причем в диссидентское движение внуки евреев-революционеров вносят те же горячность и бесстрашие, что и их деды - в свержение царизма».

Слуцкий со своими «Физиками и лириками», вылившимися во всесоюзный диспут. Дело Синявского (взявшего еврейский псевдоним Абрам Терц) и Даниэля, всколыхнувшее общество: 5 декабря 65-го года 200 человек на Пушкинской площади требуют гласного суда под лозунгом «Соблюдайте советскую Конституцию!» - это первая политическая демонстрация в послевоенном СССР.

Социализм с человеческим лицом Дубчека и советские танки в 68-м в Праге; семеро диссидентов (четверо из которых евреи) выходят на Красную площадь, на Лобное место, и разворачивают лозунги «За нашу и вашу свободу!», «Мы теряем лучших друзей!», «Свободу Дубчеку!» (комментарий Парфенова: «Продержались они три минуты - всех повязали, побили, увезли. Была придумана новая статья 190 - для инакомыслящих»).

Самиздатовская «Хроника текущих событий» и его машинистка Людмила Алексеева, Подрабинек с поднятой им темой карательной медицины, невыездные евреи-отказники, бульдозерная выставка (тут ведущий проделал нелегкий трюк: ухватившись за нож бульдозера и повиснув на нем, так прокатился). И прекрасный Александр Мень, вслух мечтающий о полном духовном единстве всех людей...

Вот и Карлсона нам открыла переводчица Лилия Лунгина, а Винни-Пуха - Борис Заходер. Позволив себе слегка поиронизировать на тему авторства лучших русских песен («С чего начинается родина» - авторы Фрадкин и Матусовский, исполнитель Бернес, «Русское поле» - авторы Френкель и Колмановский, исполнитель Кобзон, «Журавли» - авторы Френкель и Гамзатов, исполнитель Бернес), ведущий завершил фильм словами, что все это в прошлом, «в том виде, в котором она была, этой темы больше не присутствует». Ой ли? Заключительные титры шли под «Песенку антисемита» Высоцкого, которая не показалась такой уж «прошлой»…

Когда загорелся свет в зале, первое, о чем спросили Парфенова: «Вы считаете, что в России окончательно решен еврейский вопрос?» - «Не знаю. Существует или не существует еврейский вопрос - выбор остался в голове» - ответил тот и процитировал чью-то шутку про то, что мы русские люди, но Дора Абрамовна стоит на запасном пути. Кто-то спросил, почему в фильме не было Василия Аксенова, ответ был: «Все не объять». Кто-то - как в разных странах принимали первые два фильма («Я ожидал особого приема в Одессе и Израиле - нет, ровно везде принимали»). Кто-то попытался уточнить: «В чем особенность русских евреев?» - «В языке и культуре. «Катюша» - еврейская песня или Блантер - русский композитор?»

Думается, особенность русских евреев в том, сколько великого и полезного они дали миру и стране. Попробуйте представить Россию без вышеназванных, а также тех, кого объять не удалось, и она покажется серой и невыразительной территорией.

Загрузка...
Top