Природа в стихах Б. Пастернака: анализ стихотворения "Зимняя ночь". Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь Свеча горела анализ

Художественно-выразительные средства языка

(на примерах из творчества Б. Пастернака)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать..»

Сравнения: «грачи как обугленные груши», «ливень шумней чернил и слез».

Метафоры: «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат».

Эпитеты: «сухая грусть», «грохочущая слякоть».

Б. Пастернак. «Красавица моя, вся стать»

Сравнения: «стать рвется музыкою»

Олицетворения: «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь».

Метонимия: «пропуск за порог», «болезни тягость».

Антитеза: «А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок…».

Б. Пастернак. «Когда разгуляется»

Сравнения: «озеро как блюдо», «зелень как живопись», «простор земли как будто внутренность собора», «ледников, нагроможденных грудой».

Метафоры: «скопленье облаков», «разлито солнце», «лес горит», «тайник вселенной».

Олицетворения: «проглянет синева», «лес меняет», «трава полна торжества».

«Зимняя ночь»

1. Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

2. Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

3. Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

· повтор слова: мело, мело…

· повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

Развернутое сравнение: Как летом роем мошкара летит на пламя…

И жар соблазна
Вздымал как ангел, два крыла крестообразно.

Олицетворение: Слетались хлопья со двора

К оконной раме…

Метафора: Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы…

и воск слезами ночника на платье капал...

Эпитеты: озаренный потолок, мгла седая и белая.

Гипербола: мело, мело по всей земле

Контекстуальные синонимы : по всей земле - во все пределы.

Ассонанс (повтор гласных): [э] – [о] и аллитерация (повтор согласных): [м], [л], [р] .

Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
Параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье.

Б. Пастернак. «Февраль...»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений (предложения 1,2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и

метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит («чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

Из стихов Б. Пастернака

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора).

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Конспект урока внеклассного чтения

по литературе в 11 классе

по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

Цель: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

· Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом

· Научить основным подходам к анализу текста

· Актуализировать значимость

Развивающие задачи урока:

· развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа

· развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности

· развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

· Развивать интерес к предмету.

· Расширить кругозор

Воспитательные задачи урока:

· Воспитывать осмысленное отношение к чтению,

· Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, свеча, раздаточный материал на 3 группы по 4 человека (12 эмблем на веревочке с горящей свечкой, пламя у которой красного, оранжевого или желтого цвета по 4 штуки 3 больших- этих же цветов на столах. 3 листа для «мозгового штурма», еще по листку для синквейна и аргументов, фломастеры, ручки, текст рассказа для детей и экспертов, лист с книгой для рефлексии, сердечки для рефлексии, клеевой карандаш)

План урока

1. Организация класса. Целеполагание.

3. Работа с названием рассказа

4. Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Б)чтение и анализ 2 отрывка

В) чтение и анализ 3 отрывка

Г) чтение и анализ 4 отрывка

Д) чтение и анализ 5 отрывка

5. Обобщение знаний о рассказе.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Конспект урока

1. Организация класса. Целеполагание .

- Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть. Сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут- ДТВ.

Пожалуйста, возьмите эмблемы сегодняшнего урока, наденьте их. Пламя у свечей 3 цветов - соответственно мы будем сегодня работать в группах. Подойдите к столу, на котором положен листок соответствующий пламени вашей свечи. Садитесь.

Очень часто слышу от ребят, что мы на уроках литературы мало внимания уделяем современной литературе, ведь и сегодня есть достойные авторы и произведения?

Согласны? А что вы сейчас читаете? Какие жанры? (ответы детей)

Мы сегодня познакомимся с одним очень интересным современным автором. Попробуем разобраться в одном его произведении.

Презентация слайд 1-4

Итак, разрешите представить -Майк Гелприн - американский писатель русского происхождения.

Своим учителем считает писателя - фантаста Бориса Натановича Стругацкого (очень рекомендую прочитать его произведения)

Несмотря на то, что Майк Гелприн просит не называть себя писателем, библиография его впечатляет: более 20 книг, более 100 рассказов, 7 романов. Вот лишь некоторые из них.

3. Работа с названием рассказа

Презентация слайд 5

На сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела»

Презентация слайд 7

Работа в группах. Поочередно спрашиваю все группы.

· Почему рассказ так назван?

· Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием?

· Какие литературные ассоциации у вас возникли?

Остановимся на ассоциациях. Прием «Корзина идей» (В центре листа нарисована свеча. Вам нужно записать или зарисовать все ассоциации, не меньше 5. Время 2 минуты. Команды дают ответ, объясняя ассоциации)

После ассоциаций говорю о том, что есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. (Вы обязательно познакомитесь с этим произведением и историей его создания на уроках литературы в этом году.) Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.

· Как вы думаете, о чём рассказ?

· Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием?

Презентация слайд 8

На самом деле, свеча - это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи.

4 . Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Раздаю текст с 1 отрывком по 1 на стол (читает вслух 1 группа)

1. Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно… — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень . Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз , оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать , вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Презентация слайд 9

· Можете ли вы определить время действия?

(будущее, т.к. «аэромобиль», «виртуальная этика», «кинематограф доживает последние дни»)

· Реальные или фантастические события положены в основу рассказа?

(воможный прогноз на будущее)

· Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа. Запишите их.(неужели в будущем литература окажется не нужна, и к чему это может привести)

(ведет повествование от имени пожилого учителя, заставляя сочувствовать и сопереживать, что называется: «влезть в его шкуру»)

· Выпишите слова, сочетания слов, которые вас насторожили, удивили?

(лицей для гуманитариев , но литературу не преподают, интересные предметы: история робототехники, виртуальное право, виртуальная этика (и сейчас была бы востребована), живет бедно, но мечтает откупить обратно книги, а потом понимает, что самое главное передать (повторяет несколько раз), в деталях видно, что очень любит книги (каждый день стирает пыль с корешков)

Б) чтение и анализ 2 отрывка

Раздаю 2 отрывок. Читает вслух 2 группа

2. Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно , Максим!

Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович . И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать: что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.

Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Презентация слайд 10

· Уточните время действия.

(примерно лет через 200, в 21 веке перестали печатать на бумаге, но эл. книги тоже перестали читать - перестали писать - филологи продержались на 100 лет дольше)

· Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором?

(возможна, т.к. сейчас действительно больше востребованы технические знания)

· Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами?

Запишите их (что нужно сделать, чтоб подобного не случилось? Кого бы я включил в этот список? С какими книгами и их авторами я бы хотел познакомится?Почему именно поэзия формирует душу?)

· Какие слова и выражения помогают нам понять авторскую позицию? (выделены в конспекте жирным)

· В чём особенность этого отрывка? (Перечислено много авторов. Раскрыта авторская позиция. Связь с названием)

· Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов?Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить?

(расширить. Сузить. Давайте каждый назовет своего любимого автора и произведение. Молодцы! Вы все назвали очень важные произведения!

· Как вы думаете, что будет дальше? (высказывания детей)

Пожалуйста, 1 представитель команды, выйдите и повесьте на доске ваши рабочие листы с проблемами и результатом корзины идей и основными проблемами, которые вы наметили.

В) чтение и анализ 3 отрывка

Читаем 3 отрывок. Читает 3 группа.

3. Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.

— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?

— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?

— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

Презентация слайд 11

· Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?

· Как вы думаете, куда пропал Макс?

· Может он что-то натворил?

· Ваши предположения, что будет дальше?

Г ) чтение и анализ 4 отрывка (читает 1 группа)

4. «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Презентация слайд 12

· Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? (автор хотел показать, что даже бездуховному существу с аналитическим разумом стало очевидно, к чему идет человечество. Люди еще не спохватились, так как не столь умны как роботы, а когда спохватятся, возможно, будет поздно - носителей культуры, учителей не будет)

· Чем закончится рассказ?

· Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?

Д ) чтение и анализ 5 отрывка

Читает 2 группа

5 . Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От… От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шут

ишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Презентация 13 слайд

· Понравился ли вам рассказ?

· Какие ваши предположения оправдались?

· Какие проблемы поднимает автор?

· Что все-таки здесь означает горящая свеча? (передача духовных ценностей из поколения в поколение. Эти ценности как раз и передаются посредством художественной литературы)

5. Обобщение знаний о рассказе.

Презентация слайд 14

Работа в группах. Составление синквейна на тему: «Художественная литература»

Презентация слайд 15

К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ в качестве литературного аргумента? Коротко обоснуйте (поочередно каждая группа на 1 направление)

1. Верность и измена (Андрей Петрович не изменил своему призванию)

2. Равнодушие и отзывчивость (художественная литература развивает духовность, а значит отзывчивость. Максим изначально ничего не чувствовал, но литература разбудила чувства даже в роботе)

3. Цели и средства (человечество хотело стать более совершенным, поэтому развивает разум, логику. Но приходится чем-то жертвовать, например духовностью. Оправдывает ли эта цель средства?)

4. Смелость и трусость (Максим осознавал, что рано или поздно его уличат и, возможно, уничтожат. Он осознанно идет на риск. А это ли не смелость?)

5. Человек и общество (Общество совершает ошибку, Андрей Петрович, а за ним и Максим понимают это и пытаются сопротивляться, сохраняя и передавая свои знания)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Презентация слайд 16

1. Было ли вам интересно?

2. Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном?

3. Поможет ли вам собранный материал при написании сочинения?

4. Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ?

5. С пользой мы сегодня провели время?

Слайд 17 У каждого из вас на столах «облачко мысли» - стикер. Пожалуйста, напишите на нем: ваше мнение об уроке, возможно, вопрос ко мне или ваши мысли по теме урока.

Слайд 18. Д/З напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна «Свеча горела»

Слайд 19 Спасибо за внимание! С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах! Урок окончен.


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало - тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.


Ирина Сказина - Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя ночь"

Теплые объятия домашнего очага, мягкий приглушенный свет. И тьма, холодная, беспристрастная и беспощадная зимняя тьма, что стучится в окно. Прорваться, ворваться, затушить и заморозить, замести и усыпить — вот она, зима. Эти ассоциации неизменно переходят из строки в строку, в разных творениях совершенно разных поэтов. Где-то преобладает тепло и озорное веселье, кто-то добавляет щепотку праздника — и все же, зима едина в своем образе для всего человеческого рода. У Бориса Пастернака это время года связано с трудными временами. Не только личные проблемы, но проблемы всего общества, всей страны, которую он так любил и за которую так болела его душа — все это нашло отражение в стихотворении «Зимняя ночь».

Что есть зимняя ночь для Пастернака? Восемь четверостиший: коротких, ярких, хлестких. Тридцать две строки, в которых уместилось так много: и свет одинокого разума, страдающий от непонимания, и огни человеческих судеб, дрожащих перед непреодолимой силой. Конкретно, сильно, без аллегорий и непонятных метафор Борис Пастернак раскрывает перед нами свою зимнюю ночь. В ней нет места многогранным иносказаниям — лишь конкретика. С первых же строк читатель чувствует биение зимнего сердца, всеобъемлющее дыхание метели. Нет, это не ярость природы, не наказание богов, не вселенская бесконечность. Это зима, простая, обычная и настоящая.

Метелью она бьет в окна, пробивается сквозь щели, снегом налипает на оконные рамы. «Как летом роем мошкара», подчеркивает Пастернак, говоря читателю, что природа не знает разницы между временами года. Весна или осень, лето или зима — все едино. И человек в этом огромном единение чувствует свою ничтожность и одинокость, словно одиноко дрожащий огонек свечи. Вокруг этого огонька сосредоточено все действие стихотворения, и главный акцент сделан не на холоде зимней ночи, а на тепле огня.

Жаркая стилистка подчеркивает, конкретизирует чувства, которые хотел выразить Пастернак. Зрительные образы ушли на второй план — они не так важны, как описание одного единственного мгновения. Мгновения, в котором сплелись человеческие судьбы. Одинокие, уязвимые, они, словно жар свечи, стремятся сплестись воедино. И это стремление пульсирует сердечным ритмом, вздымается грудью, едва лишь не затихая под натиском ветра, что пробивается сквозь щели. Но не затихают. Пусть все теряется в снежной мгле, пусть дует вьюга прямо на свечу — пламя ее все горит и горит, и будет гореть до тех пор, пока есть еще в мире любовь.

Именно в этом заключается квинтэссенция* «Зимней ночи» Пастернака. Зима олицетворяет собой мир, что стремится сокрушить человека, взваливая на него непреодолимые препятствия и испытания. Но человек стойкий, настоящий, целостный способен выдержать все, и сохранить в себе любовь. Любовь к себе, к окружающим, любовь к зиме, что стремится затушить человеческое пламя. Нельзя закрываться, ограждаться, обижаться — ведь тогда можно потерять себя. «Зимняя ночь», будучи плодом душевных переживаний поэта, является отражением его идеи о том, что личность человеческая сильна, и пламя ее никто не вправе задуть или подчинить своей воле.

* Примечание: Квинтэссенция - (в переносном значении) самое главное, самое важное

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение «Зимняя ночь» является одним из самых известных произведений Б. Пастернака и больше известно по первой строке «Мело, мело по всей земле…».

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящён О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей – 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью. Теперь их взаимоотношения лишь часть истории, но свеча, зажжённая силой любви поэта, горит назло всем февральским метелям.

Это стихотворение любимо и узнаваемо ещё и потому, что оно неоднократно ложилось на музыку. Это неудивительно, поскольку произведение обладает неповторимой музыкальностью. Недаром утверждала М. Цветаева, восхищённая талантом Пастернака, что он пришёл из музыки. Пастернак принёс в поэзию «всю несказанность», читая его стихи, идёшь «ощупью, наугад».

Музыкальность стихотворению придают повторяющиеся рефреном строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». В звуковой оболочке произведения можно выделить аллитерация на сонорные согласные [м] и [л], которые придают стихотворению дополнительную напевность и мелодичность.

Музыкальность стихотворению придаёт и его размер – четырёхстопный ямб, чередующийся с двустопным. Такая форма отражает и особенности ключевого образа стихотворения – свечи. Строки стиха, подобно пламени свечи колеблются на бумаге и создают иллюзию движения.

Особенно нужно отметить особенности рифмовки. Она перекрёстная, и таким образом, уже на звуковом и структурном уровне стихотворения, даёт о себе знать мотив креста, скрещение судеб. Немаловажно и то, что мы имеем дело со скрещением мужской и женской рифмы. Данное совпадение отнюдь не случайно. Автор показывает воссоединение героев, пересечение их судеб не только в сюжете стихотворения, но и в его структуре.

Однако, если мы перейдём непосредственно к лексической составляющей стихотворения, то обратим внимание на то, что автор ни разу не упоминает в буквальном смысле двух главных героев. Он как бы говорит ни о чём и обо всём одновременно. Картину происходящего мы понимаем по намёкам: тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали два башмачка, воск на платье капал.

Что же происходит с двумя людьми, затерявшимися во мраке ночи: это грех или это Божья благодать. Б. Пастернак даёт однозначный ответ. Обратимся к четвёртой строфе.

Вопреки законам физики тени ложатся не на пол, как мы привыкли, а на потолок, причём этот потолок озарённый. Таким образом, получается, что две тени устремляются к небесам, освещённым некой Божьей благодатью. Любовь рождается в грехе, на это указывают и звук падения башмачков, и плач ночника, и непонятное дуновение на свечку из угла, и жар соблазна. Но этот жар соблазна всё равно, что ангел, который берёт под крыло влюблённых даёт им крылья и позволяет оторваться от грешной земли к взлететь к озарённому потолку.

Именно в этих четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.

Очевидно, что в произведении присутствуют два ведущих образа: образ свечи и образ метели, по сути, они являются антиподами друг друга и создают два параллельных, не похожих друг на друга мира.

Стихотворение начинается образом метели. Даётся её пространственная характеристика: она повсеместна, поле её деятельности – вся вселенная. Всё теряется в снежной мгле – на улице темно, непроглядно и морозно. Метель лепит свои узоры на оконном стекле, а значит она вне дома, за его пределами.

Мир свечи предельно мал – это всего лишь стол, свеча находится где-то внутри дома, по другой стороне оконной рамы. Свеча несёт тепло («И жар соблазна//Вздымал, как ангел, два крыла//Крестообразно»).

Попробуем пойти в анализе стихотворения идти вслед за автором.

В первой строфе абсолютная антитеза: с одной стороны «Мело, мело по всей земле во все пределы», а с другой – «Свеча горела на столе, свеча горела».

Во второй строфе обстановка меняется. Появляется некий центр – огонь свечи, - на который «как летом роем мошкара, летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме». И читатель вместе со снегом начинает стремиться к этому центру.

Третья строфа: «Метель лепила на стекле кружки и стрелы». И мы как бы вместе с метелью заглядываем в окошко и наблюдаем происходящее.

Стоит обратить внимание на то, какие фигуры лепит метель на стекле: кружки и стрелы. Какие ассоциации возникают.

Кружки как обручальные кольца – символ единения двух влюблённых в единое целое. Однако метель рисует не только кружки, но и стрелы, и в биологии существует знак, обозначающий воссоединение мужчины и женщины.

А дальше – «на свечку дуло из угла» - метель проникает в помещения, это она помогает ещё ярче разгореться жару соблазна. Таким образом, она становится соучастницей всего происходящего. Это мнение подтверждается в последней строфе:

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Во-первых, в стихотворении из 8 союзов нет ни одного противительного, более того, все восемь представлены сочинительным союзом и (если мы заменим: «Но падали два башмачка// Со стуком на пол,// А воск слезами с ночника// На платье капал» - содержание кардинально изменится). И выражение «то и дело» возводит сочетание данных явлений в закономерность. Ведь если, действие перенесётся в дождливый осенний вечер и освещённую электричеством комнату, то исчезнет романтический ореол, раствориться в небытие святость зимней ночи.

Иными словами, два полюса пересекаются: метель и пламя, холод и тепло, мужчина и женщина. Мотив креста, перекрещения вновь даёт о себе знать.

Таким образом, стихотворение «Зимняя ночь» - это стихотворение о необыкновенном единении мужчины и женщины, человека и природы, то единение, которое сложно передать в прозе, и которое так неуловимо, но так полно выражено в небольшом стихотворении.

Загрузка...
Top