Целеполагание. Работа с целями. Планирование и контроль (Тренинг). Тренинг по психологии "Постановка целей" Упражнение на определение жизненных целей

Выработка жизненных целей.

Размер группы

6-14 человек

Время

10-15 минут

Ресурсы и подготовка

Ручка и бумага каждому участнику тренинга

Инструкция

Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом “Что я действительно хочу получить от своей жизни?” Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше – тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты – чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев – две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минут работе над своими целями. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Дебрифинг

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Постановка жизненных целей

Уверенно ставьте перед собой реалистичные цели, Как только вы достигаете одной цели, ставьте перед собой другую, более высокую

К. Тернер

Что же такое ЦЕЛЬ? Цель – это то, чего вы хотите в данный момент, в ближайшее время. Цель – это то, о чем вы мечтаете, и то, от чего вы хотите получить определенный результат. Если результат достигается, и он совпадает с целью, вы можете ставить новую цель и добиваться более высоких результатов, если результат отрицательный (то есть, предположим, вы сделали работу, но обещанные деньги за нее не получили), то он отодвигает цель (целью в данном случае может быть приобретение чего-либо) или делает ее вовсе недостижимой. Заумно скажете вы, но понимание себя и своих целей, а также постановка новых целей тоже требует работы. Вы задавали себе вопрос: «Что Я действительно хочу получить от жизни?» или «Каковы Мои жизненные цели?» Вы пробовали планировать свою жизнь на ближайшее время, ну, скажем, года на три вперед? Возможно, эта книга заставила вас впервые задуматься о том, что вы не успеваете потому, что не очень-то представляете, что, собственно, хотите успеть.

Для того, чтобы правильно ставить перед собой цели, необходимо соблюдать несколько условий.

– Точно знать, какого именно результата вы хотите добиться в итоге, т. е. уметь отвечать на вопрос: ЧЕГО Я ХОЧУ?

– Выражать цель позитивными терминами. Тогда, и только тогда, у вас все получится.

С вопросом: «Чего я хочу?» все более или менее понятно. Мы так или иначе всегда чего-то хотим. Гораздо сложнее выразить свои цели позитивными терминами. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я должен вымыть посуду», лучше сказать: «Я хочу, чтобы мойка была чистой». Согласитесь, вторая фраза вызывает совсем другие внутренние ощущения. Нужно отметить, что любые дела, переходящие в разряд «я должен» или «мне надо» погубили немало замечательных и вполне достижимых целей.

Цель становится настоящей тогда, когда вы представляете себе желаемый результат и чувствуете себя уютно и комфортно. Поэтому так важно выбрать цель, ради которой вы и будете учиться правильно и максимально эффективно экономить время и пользоваться временем. Одна моя приятельница, добившаяся в жизни немалых успехов, всегда говорила, что совмещать (без ущерба для достижения цели и собственного здоровья) можно не более трех дел. Меньше – неинтересно, больше – ничего толком не получится. Вы и сами наверняка попадали в ситуации, когда приходилось что-то с чем-то совмещать, и можете подтвердить, что это очень верное наблюдение. Можно запросто успевать учиться, работать и заниматься спортом, но если включить в список четвертый элемент, например, ежедневный «оттяг» в ночных клубах, то непременно «вылетит в трубу» один из трех предыдущих элементов, если не все три. Отсюда вывод: для того, чтобы научиться грамотно распоряжаться временем, необходимо ставить себе одновременно не более ТРЕХ целей, иначе вы действительно не будете успевать.

Чтобы цели достигались, а не разочаровывали вас в собственных возможностях, нужно отдавать себе отчет, что ни одна цель не может быть достигнута молниеносно, т. е. для получения любого положительного результата потребуется какое-то количество времени. Чтобы научиться правильно оценивать время достижения целей, нужно задать себе вопросы: «Когда я этого хочу?», «Сколько мне потребуется времени для достижения цели?», «От кого зависит достижение моей цели?», «Кто еще принимает участие в достижении моей цели?», «Когда, где и с кем я этого хочу?». Отвечая на эти вопросы, вы выстраиваете цепочку собственных действий и просчитываете время, которое вам необходимо затратить для достижения собственной цели. Имея эту информацию, вам будет гораздо проще планировать реальное время достижения цели или получения положительного результата.

Существует очень хорошее упражнение (мы еще вернемся к нему и рассмотрим более подробно чуть позже), с помощью которого легко протестировать самого себя на предмет умения определять свои цели и жизненные приоритеты. Возьмите чистый лист бумаги, представьте: вам стало известно (например, от лечащего врача), что через шесть месяцев вас уже не будет, проще говоря, вы умрете. Как бы в случае получения такого прогноза вы прожили оставшуюся жизнь? Тяжело, конечно, представить такую несвоевременную кончину и потерю самого себя, ведь кажется – вся жизнь еще впереди, но поставленный в начале главы вопрос остается: «Каковы ваши жизненные цели на ближайшие полгода?». Можно, конечно, посвятить эти полгода глубокой депрессии по случаю предстоящего ухода из жизни, можно повеселиться напоследок, съездить в длительный отпуск, который откладывался последние пятнадцать лет из-за вашей производственной незаменимости. Многие люди так и живут, и не только последние полгода, но и всю жизнь. Если вы не из таких, берите карандаш и пишите все мысли, которые приходят вам в голову. Помните, что цели, не отраженные на бумаге, остаются туманными, непонятными и недостижимыми…

Итак, ваши мысли легли на бумагу, теперь есть над чем поработать. Уверена, вы обнаружите, что у вас есть цели, которые являются на текущий момент для вас очень важными, но в суете и «запарке» вы не обращали на них внимания, откладывали на потом.

Наверняка вы прочитали предыдущие два абзаца и готовы двинуться дальше, но я все-таки настоятельно рекомендую отложить все в сторону (даже эту книгу), прямо сейчас взять лист бумаги и в течение пятнадцати минут напряженно обдумать и записать все, что бы вы хотели сделать, к чему вы стремитесь. Первый вопрос, на который вам предстоит ответить: «Какие у меня жизненные цели ?». По необходимости вам придется призвать на помощь сестру таланта, то есть краткость, и ограничиться общими словами, ничего не конкретизируя. Не забудьте упомянуть о целях, касающихся вашей личной, семейной, общественной, деловой, материальной и духовной жизни. Постарайтесь, чтобы ваш список получился как можно более подробным. Большие запросы и желания еще не говорят о том, что вы свою жизнь без остатка обязаны подчинить их выполнению, так что не стесняйтесь и постарайтесь записать все, что приходит вам в голову (даже всякие глупости насчет похудения на десять-двадцать килограмм или новой прически). Не бойтесь вносить в список даже самые далекие от вашей обычной жизни цели, например, отдых на Сейшелах, поездку в Индию, отпуск продолжительностью в целый год или покупку компьютера, к которому пока что вы и подойти-то боитесь. Свободу фантазии!

Теперь зададим себе еще один вопрос: «Как я хочу провести ближайшие три-пять лет?». Пишем ответы на этот вопрос.

Третий вопрос кто-то может счесть слишком мрачным, но именно он стимулирует человека к определению жизненных целей на короткий период времени и впоследствии облегчит определение приоритетов. Вопрос: «Как бы я прожил свои последние шесть месяцев, зная, что жизнь мне не даст больше шанса?». Цель этого вопроса состоит в том, чтобы выяснить очень важные, но, по вашему мнению, не срочные вопросы, которыми вы сейчас не занимаетесь, но они заслуживают должного внимания с вашей стороны. Запишите все ответы как можно быстрее, не задумываясь. Затем перечитайте все, что получилось, и постарайтесь проанализировать написанное. Можно почти наверняка сказать, что в списках, которые лежат перед вами, будет много пересечений; работая над тем, что вы написали, вы увидите, что многие пункты являются частью или продолжением других пунктов. Например, у женщин часто получается, что желание похудеть или как-то изменить свой облик на самом деле является частью желания быть любимой, найти достойного мужа.

У многих людей жизненные цели резко меняются, когда приходит осознание, что время человеческой жизни ограничено, и все успеть невозможно. Кто-то принимает решение работать в поте лица ради денег или славы, а другой будет просто наслаждаться жизнью. Нет единого правильного ответа, нет стандартных целей, если только вы не подвержены стереотипам, ваш выбор, а в конечном итоге и ваша жизнь, зависит только от вас!

В достижении цели, ради которой, собственно, и затеваются игры со временем, необходимо учитывать и огромную роль мотивации . Мотивация – это движущая сила, которая помогает и заставляет нас совершать поступки и какие либо действия. Мотивации бывают нескольких видов, например можно выделить мотивации «К» и «ОТ».

– Мотивация «К »: Человек с мотивацией «К» устраивается «на новую работу», а не «уходит со старой», он «идет к другу пожить», а не «уходит от жены» и т. п. Такие люди умеют фокусировать внимание, долго и упорно идти к намеченной цели. Однако у людей с мотивацией «К» часто возникают проблемы с определением ситуаций, которых следовало бы избежать.

– Мотивация «ОТ ». Такие люди убегают от негатива, это прямая противоположность людей с мотивацией «К». Они «уходят со старой работы», а не «устраиваются на новую» и т. п. Такие люди говорят о проблемах, а не о способах решения этих проблем. Люди с мотивацией «ОТ» хорошо видят ошибки и «подводные камни», это помогает им избежать проблем в достижении собственной цели, однако они часто забывают, к чему стремятся, и теряют по пути следования свои цели, а то и вовсе отказываются от них.

Другая классификация позволяет разделить людей по их отношению к мотивации.

– Мотивация «АКТИВНЫЙ ». Люди с такой мотивацией отлично умеют мотивировать себя сами, им не требуется помощь извне, чтобы начать действовать. Они всегда знают, чего хотят, и знают, как этого добиться. Как правило, люди с мотивацией «активный» решают проблемы до того, как эти проблемы могут возникнуть. Это качество, присущее карьеристам, лидерам и. трудоголикам.

– Мотивация «ПАССИВНЫЙ ». Чтобы чего-нибудь добиться и дойти до намеченной цели, людям с мотивацией «пассивный» жизненно необходим «пинок под зад» извне. Они всегда сомневаются в правильности своих действий и часто говорят о том, чего бы им хотелось, а не чего они хотят. Например: «Я бы хотел с тобой поговорить», а не «Я хочу с тобой поговорить» и т. п. В самой фразе уже заложено пассивное отношение к действию, дескать, я бы сделал то или это, но как-то не сильно хочется, да и боязно. Такие люди обладают аналитическим складом ума, хорошо умеют просчитывать действия на несколько шагов вперед, однако, из людей с мотивацией «пассивный» получаются самые «махровые» чиновники-бюрократы, они никогда не возьмут на себя ответственность за принятие каких-либо решений без указания сверху.

Совершенно не важно, какая мотивация вам подходит больше, главное, чтобы мотивация всегда присутствовала при продвижении к какой бы то ни было цели. Умея ставить перед собой настоящие реальные цели и научившись себя мотивировать, вы всегда будете точно знать, ЧТО вы хотите успеть. Теперь, когда мы определились с жизненными приоритетами и целями, пора переходить к тому, КАК найти время для достижения этих самых целей.

Из книги Самоучитель практического гипноза. автора Меланьин Д. В.

Постановка целей. Основа неудач лежит в неправильной постановке целей. Поэтому, для достижения результата в первую очередь важна правильная постановка целей. В гипнозе есть четкие правила, по которым формулируются цели.Правило первое: ваша цель должна быть очень

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Постановка целей Если мы хотим добиться успеха в том или ином начинании, в первую очередь нам необходимо четко сформулировать цель. Спросите себя (лучше всего задавать этот вопрос вслух, а не про себя): „Чего мне действительно хочется?“ Через некоторое время в вашем

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ Определив текущее состояние ваших знаний о предмете изучения, в качестве следующего шага рекомендуем выяснить, что бы вы хотели узнать из книги. Этот шаг состоит в постановке вопросов, ответы на которые вам хотелось бы получить

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Постановка целей самовоспитания Важно отчетливо уяснить для себя, какие черты характера должны быть выработаны в первую очередь. Выработанные черты должны быть органически связаны между собой. Например, меры оздоровления должны сказываться на работоспособности и тем

Из книги Курс молодого талантливого менеджера автора Власова Нелли Макаровна

2. Постановка целей и планирование Цель - как мощный магнит притягивает энергию людейПамятка менеджеру по постановке целей: Представьте себе ярко и отчетливо идеальную компанию и разделите это видение с остальными. Трудно идти быстро в темноте и в пустоту. Не

Из книги Как создать идею для лидера автора Бадрак Валентин Владимирович

Глава четвертая В ПОИСКАХ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Одним из преимуществ человека является его способность учиться на примерах других. Ирвинг Стоун Нельзя не согласиться с Гербертом Уэллсом в том, что история цивилизации «по сути своей есть история идей». Но из

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Постановка целей при помощи мысленного контрастирования 1. Возьмите блокнот (лист бумаги) и запишите свое желание (проблему). Например, действие, которое вы обдумываете или уже выполняете (отдохнуть на Карибах, переехать в Лос-Анджелес и стать сценаристом или похудеть на

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Рост и постановка целей По мере того как мы все лучше научаемся говорить о стыде, подспудное значение слов становится все более очевидным. Женщины с высоким уровнем стыдоустойчивости используют совершенно другой словарь, чем те, кто сильно страдает от стыда. Например,

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Алгоритм постановки жизненных целей 1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формулировке цели должна отсутствовать частица «не». В соответствии с этим правилом, цели «Я не буду больше пить», «Я ни разу не закурю», «Я не буду больше бояться» и пр. являются

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Формулировки некоторых частных жизненных целей Моя жизненная цель состоит в том, чтобы вдохновлять людей и давать им возможность жить по самым высоким своим мечтам в любви, гармонии и радости. Вдохновляю я их на это, собирая и распространяя воодушевляющие истории через

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ЭТАП 2. ПОСТАНОВКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ Людям доставляет большое удовольствие ощущение успешного достижения собственных целей и мечтаний, как кратковременных, так и перспективных. Помешать этому может несколько обстоятельств.Во-первых, часто сами жизненные цели неясны

Из книги Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок: Взгляд психолога автора Дэвис Хилтон

Постановка целей Когда уже произошло прояснение систем конструктов родителей, надо переходить к определению целей, то есть основных направлений, которым предстоит следовать, и формулировке задач, то есть того, что конкретно предполагается делать. Если обратиться к

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Постановка целей в гармонии с душой требует практики Прежде чем я объединила творческие силы с издательством Sounds True, я самостоятельно сделала печатную версию этой книги. Готовый экземпляр прибыл из типографии ко мне домой аккурат к Рождеству. Я уже рассказывала вам

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Глава 3 Постановка целей Важность дисциплины мы уже обсудили, а сейчас я попрошу вас применить это положительное качество на практике.Если вы до сих пор этого не сделали, достаньте свой блокнот. Я хочу, чтобы вы превратились из зрителя в участника игры, то есть из читателя

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Постановка целей и умение распоряжаться временем В последнее время тайм-менеджмент стал очень популярной темой. Ему посвящаются многочисленные книги, аудио-программы и семинары. Публика жаждет знать, как более продуктивно использовать свое время.А как насчет вас? Не

Из книги автора

Конкретизация и постановка целей Что понимается под конкретизацией целей? Это значит, что вы четко оговариваете состояние или ситуацию, в которых вы хотели бы видеть клиента, пару или семью по окончании терапии. Эти ожидания должны быть доступны для оценки, а это обычно

Тренинг постановки целей

Аннотация.

Развивающее занятие для старших подростков, посвященное формированию мотивации и навыкам постановки жизненных целей. Актуальность темы обусловлена возрастными задачами данного возраста с одной стороны (формирование временной перспективы, закладывание основ самоопределения и личностного и профессионального), с другой стороны, - требованиями социума к личности человека (активности, инициативности, вообще – ее субъектности).

Обоснование

Личности для успешного проживания в России необходимо умение направлять и определять свое развитие и развитие своей жизни . К.А.Абульханова-Славская вот что говорит по этому поводу: « К сожалению (или к счастью), приметами нашего времени становятся скорости, стрессы, которые оставляют человеку мало жизненного пространства для размышлений, созерцания, наблюдения. Поэтому правильная организация времени жизни превращается в одну из ведущих способностей личности к построению стратегии ее жизни ».

Развитие умения направлять и определять свою жизнь начинается с определения того, чего же человек хочет от жизни – с сознательной постановки целей.

Целенаправленное поведение появляется уже в 2-4 года . Но постановка жизненных целей, учебно-профессиональных целей возможна только с подросткового возраста. Так как одним из психологических новообразований старшего подросткового возраста является длительная временная перспектива, когда подросток начинает оперировать не только днями, неделями, месяцами, но и годами и десятилетиями. Соответственно, перед подростком встает задача принятия на себя ответственности за себя и за построение; структурирование, определение своего будущего. В.С.Мухина утверждает: «Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества ».

От того, насколько успешно решается подростком эта задача, зависят многие вещи. В том числе, успешность профессионального самоопределения на следующем возрастном этапе – в юношестве.

Идеальное построение своего будущего является и профилактикой девиантности подростка. Д.И.Фельдштейн указывает, что: «для нормальных подростков отношение к настоящему и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом. В отличие от этого, девиантные подростки имеют «ретроспективную временную ориентацию», то есть, обращены в прошлое. При этом, прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом» . Временное целеполагание ориентирует подростков в будущее, связывает настоящее и будущее. Это организует и направляет деятельность подростка и помогает сказать «нет» сиюминутным желаниям, которые могут нанести ущерб планам.

В основу тренинга легли теоретические положения О.К.Тихомирова, а также идеи НЛП .

Цель: сформировать навык целеполагания.

Задачи:

    Сформировать мотивацию на сознательную постановку жизненных и учебно-профессиональных целей;

    Сформировать навык постановки цели (работа с жизненными и учебно-профессиональными целями);

    Сформировать мотивацию достижения поставленных целей.

Группа 10-15 человек учащихся 8 (9) класса.

Ресурсы: 1 секундомер; 1 мел и доска; 1 корзина (волшебная); тетрадь и ручка на каждого; листы формата А4 или ватманы; простой карандаш на каждого и ластик.

Длительность занятий: 5-6 уроков (примерно 4 часа).

Критерии оценки эффективности тренинга:

    субъективное переживание подростков «я хочу ставить цели и достигать их» (т.е. наличие мотивации на постановку целей);

    умение подростка сформулировать цель, отвечающую специальным требованиям (см. ниже).

Тренинг постановки целей

Блок 1

Цель : формирование мотивации на постановку жизненных целей.

Задачи: 1) показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека;

2) дать проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.

Упражнение 1.

Цель: дать проанализировать наличие процесса целеполагания у себя.

Ход упражнения. Инструкция. «Давайте начнем с небольшого теста. Сейчас на секундомере я засеку 1 минуту. Вам за 1 минуту надо сформулировать три цели, желания, которые бы вы обязательно хотели получить в жизни».

Анализ упражнения. 1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел сформулировать три желания). 2) Самими участниками высказываются возможные причины, которые помешали некоторым сформулировать необходимое количество желаний. 3) Если человек не может выразить, сформулировать свои цели, значит ли это, что он до конца не знает, чего хочет? И т.п.

Упражнение 2.

Цель : показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека.

Ход упражнения . Ведущий говорит группе: «По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Получить можно лишь то, о чем знаешь, чего просишь. Нельзя получить то, не знаю что. Прослушайте внимательно эксперимент, который провели московские психологи».

Текст эксперимента :

Как-то московские психологи поспорили между собой: люди не знают, чего им надо; они не ставят цели. Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило.

Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней с 8 до 17 обзванивали абонентов с одним вопросом: «Здравствуйте, я золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню».

Представьте, сколько человек они прозвонили за 5 дней!

В результате: ТОЛЬКО 2 ЧЕЛОВЕКА смогли за 1 минуту четко сформулировать три своих желания. Причем, желания одного из них в принципе нельзя было выполнить. А вот желания другого были вполне конкретны: я хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари.

Делать нечего. Договор дороже денег. И поехали психологи исполнять эти желания. Заехали в банк. Разменяли 1000 рублей по 1 копейке и попросили в банке мешок, в котором возят деньги. Первое желание исполнено.

Приехали в ЖКО, попросили ключи от новой московской квартиры. И ОБЯЗАТЕЛЬНО справку к ним о том, что это действительно ключи от новой московской квартиры. Второе желание тоже выполнено.

Больше всего психологи промучились с третьим желанием. Ну не было в магазинах детских игрушек красного Феррари. Нашли. Третье желание выполнено.

Анализ эксперимента осуществляется по следующим вопросам: 1. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? 2. Знаете ли вы, чего хотите? 3. Можете ли вы это быстро конкретно, четко и ясно сформулировать? 4. Как незнание цели отражается на достижениях? 5. Может быть, люди правы, что не ставят цели? И т.п.

Упражнение 3.

Цель: показать роль целей в жизненных достижениях человека.

Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему дают мел и инструкцию : «Подпрыгни, пожалуйста». Ведущий отмечает на стенке мелом высоту, до которой допрыгнул подросток.

После этого, ему дают мел другого цвета и следующую инструкцию : «Прыгни, пожалуйста, как можно выше. Постарайся допрыгнуть до потолка. И отметь мелом место, до которого допрыгнешь».

Анализ : сравнивается первая и вторая отметка. Участники отвечают на вопрос: 1) различается ли высота, на которой поставлены отметки? 2) какая отметка выше, первая или вторая? 3) что повлияло на высоту отметки? 4) поставленная цель улучшила результат или ухудшила? 5) как вы думаете, в жизни так же происходит? И т.п.

Упражнение 3 А. (может использоваться вместо упражнения 3)

Цель: показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека.

Ход упражнения . Выбирается участник. Он подходит к стене и становится к ней спиной. Ему дается мел и инструкция «повернись, пожалуйста, направо, к стене лицом. Ногами не двигай. Отметь крестиком место, до которого ты достал».

После того, как он это выполняет, на стене за его правой рукой рисуют вертикальную линию. Участнику дают мел и следующую инструкцию : «повернись, пожалуйста, налево, к стене лицом. Ногами не двигай. Постарайся достать до нарисованной линии. Отметь крестиком место, до которого ты достал».

Анализ упражнения : сравнивается первая и вторая отметка. Участники отвечают на вопросы: 1) различается результат? 2) В каком случае результат лучше? 3) Что привело к улучшению результата? 4) Постановка цели улучшила результат или ухудшила? 5) Как вы думаете, в жизни так же происходит? И т.п.

Вывод , который делает ведущий в конце блока, подытоживает: «жизнь человека определяется целями. Если человек не знает, или очень смутно представляет, чего он хочет; он что-нибудь и получит. А может и ничего не получит. Цель повышает достижения человека; самого человека делает более успешным».

Книгу читают с начала до конца. Жизнь строят противоположным образом. Тут начинают с конца, т.е. с цели, и потом делают все, чтобы ее добиться.

Гаролд Дженин

Блок 2

Цель: формирование навыка постановки целей.

Задачи: 1) формирование мотивации на постановку «правильных» целей, отвечающих определенным требованиям;

2) формирование навыка постановки целей, отвечающих определенным требованиям.

Ведущий рассказывает участникам, что от того, как сформулирована цель, зависит – как скоро человек ее достигнет, и достигнет ли вообще. Он называет требования к постановке целей, коротко их характеризует, записывает на доске (можно заранее подготовить плакат с написанными требованиями).

Требования к постановке целей

    Цель должна быть масштабной – чем шире, выше, масштабнее цели, тем выше будут достижения человека.

    Цель должна быть конкретной – что, какой формы, какого цвета, какого запаха, какого возраста, и т.д. Составляется коллаж цели.

    Срок – обязательно указывается предполагаемый срок, к которому необходимо достичь цели.

    Должен быть сформулирован критерий достижения цели, – по каким признакам ты узнаешь, что цель достигнута, что изменится, что появится?

    Позитивность – цель необходимо формулировать в утверждающей форме, исключить частицу «не» - например, неправильно: «не хочу быть бедной», правильно: «хочу быть богатой».

    Зависимость достижения цели от самого человека – в формулировке цели не должны фигурировать другие люди, т.к. у них есть свои цели и желания, и они не обязаны выполнять желания другого человека. Даже если это благие намерения.

    Экологичность – достижение поставленной цели не должно принести никому вреда.

Упражнение 1.

Цель: формирование мотивации на постановку масштабных целей.

Ход упражнения

Анекдот.

Мужик умирает и попадает в рай. Его встречают ангелы на небе и говорят. Слушай, мужик, ты конечно в рай пойдешь, но идем мы тебе покажем, как ты мог бы жить на земле.

Идут, и походят к вилле трехэтажной, в пальмах, на берегу средиземного моря: «это все могло бы быть твоим». Мужик: «Ууу».

Да ты все заладил: запорожец хочу, запорожец хочу!

Анализ анекдота проводится по следующим вопросам: ставил ли цели мужик из анекдота? Какой недостаток был у его целей? Как вы думаете, часто ли люди ставят маленькие, «неправильные» цели? К каким жизненным результатам приводит постановка таких целей? И т.п.

Упражнение 2.

Цель : формирование мотивации на постановку масштабных целей.

Ход упражнения . Ведущий просит вспомнить пример с прыжком до потолка, и то, как наличие цели изменило результат. Указывает, что: «на результат влияет и масштаб целей. Для того, чтобы вам показать это, мне нужен доброволец».

Доброволец становится к стенке. Над его головой на высоте 10 см рисуется мелом горизонтальная черта. Ему дается задание: допрыгни до этой черты. Ребенок прыгает. Крестиком отмечают, до какой высоты он допрыгнул.

После этого над его головой на высоте 1,5м рисуется горизонтальная черта (под потолком). Ему дается задание: допрыгни до этой черты. Ребенок прыгает. Крестиком отмечают, до какой высоты он допрыгнул.

Анализ упражнения . Проводится сравнение достижений. Обсуждают следующие вопросы. 1) В каком случае достижения больше? 2) Какие выводы из увиденного можно сделать? 3) Надо ли ставить реальные маленькие цели, или надо ставить высокие, может даже цели на грани фантастики? И т.п.

Упражнение 3.

Цель: формирование навыка постановки масштабных целей.

Ход упражнения .

1. Сначала выбирается один доброволец. Он подходит к ведущему. Ему дается инструкция: «в течение одной минуты тебе нужно формулировать самые невероятные цели, которые ты хочешь достичь за всю свою жизнь. Чем больше, тем лучше». Ведущий засекает одну минуту и обязательно помогает участнику.

Например:

Реб: хочу квартиру

Вед: какую?

Реб: трехкомнатную

Вед: десятикомнатную, а лучше свой дом в центре города, на сто этажей!

Реб: хочу свою фирму Российского масштаба

Вед: мирового уровня, вселенского и т.д.

После того, как минута закончилась, идет анализ по следующим вопросам: 1) Трудно ли было участнику формулировать масштабные цели, фантастические цели? 2) Насколько ограничено мышление человека вообще? 3) Каковы будут результаты деятельности при таких низких целях? Хотите научиться ставить масштабные цели?

Анализ упражнения идет по следующим вопросам: 1) сложно ли ставить масштабные цели? 2) Какие чувства, эмоции появляются у вас, когда вы ставите самые высокие, фантастические цели? Что эти чувства говорят о вас: вы уверены в себе, у вас появляется азарт, или вам кажется, что вы этого не достигните, недостойны этого? Получилось ли у вас, в конце концов, сформулировать самую высокую, самую масштабную цель? И т.п.

Упражнение 4.

Цель : сформировать мотивацию на постановку конкретных целей.

Ход упражнения : ведущий рассказывает анекдот.

Анекдот:

Мужик поймал золотую рыбку.

Смилуйся, - говорит золотая рыбка, - отпусти, исполню твое желание.

Мужик говорит:

    Хочу стать Героем Советского Союза.

    Что же, будь по-твоему, - сказала рыбка.

Мужик очнулся в горящем самолёте, падающем на колонну танков.

Неужели посмертно? - подумал мужик.

Анализ анекдота идет по следующим вопросам: 1) О чем этот анекдот? 2) Всегда ли человек хочет того, что он говорит? 3) Всегда ли совпадает то, что человек говорит и что он имеет в виду? 4) Всегда ли человек учитывает последствия, к которым приведет исполнение его желания? И т.п.

Упражнение 5.

Цель : сформировать навык постановки конкретных целей.

Ход упражнения . Участники разбиваются на пары. Один – первый, - формулирует материальное желание. Второму необходимо нарисовать то, что он слышит от первого. Упражнение считается выполненным, когда первый участник остается доволен нарисованным.

Анализ упражнения осуществляется по следующим вопросам: 1) Были ли недопонимания? 2) Как быстро удалось их преодолеть? 3) Какой опыт вы получили из этого упражнения? И т.п.

Упражнение 6.

Цель: сформировать навык постановки целей, отвечающей всем перечисленным критериям.

Ход упражнения . 1. Ведущий дает группе задание: «Напишите в тетради 20 реальных ваших целей, которые вы перед собой ставите. Постарайтесь прописать все цели в соответствии с теми требованиями, которые вы знаете».

2. После того, как дети написали, каждый участник (по кругу или по желанию) читает одну любую свою цель. Группа корректирует цель, опираясь на требования к целям.

3. Группа делится на тройки. В этих мини-группах корректируются все написанные цели в соответствии с требованиями.

Анализ упражнения идет по следующим вопросам: 1) что вы получили от упражнения? 2) Какие изменения произошли с вашими целями и с вами? И т.п.

Упражнение 7.

Цель : сформировать понятия «критерий достижения цели»

Ход упражнения . Ведущий просит группу выделить одну идеальную цель и одну материальную цель.

1. Работа с идеальными целями.

Инструкция (для каждого участника): «пропишите как можно более конкретно, каким вы хотите быть (смелым, уверенным, счастливым и т.д.). Продумайте, как вы будете выглядеть: как идти, двигать руками и ногами, какое будет выражение лица, поза. Какая у вас будет атрибутика, какие люди будут вас окружать, разговоры, и т.д. Ваша задача – показать группе «Момент достижения цели». Причем показать так, чтобы группа угадала, какой цели вы достигли». На обдумывание дается 7 минут.

Участники по очереди изображают «момент достижения цели». Группа старается угадать, что это за идеальная цель, и оценивает, насколько «изображение» соответствует действительности.

Анализ задания идет по следующим вопросам: 1) что вы получили от упражнения? 2) изменилась ли у вас в процессе упражнения цель? 3) стали ли вы более четко понимать, что вы хотите? И т.п.

2. Работа с материальными целями.

Инструкция: Составить коллаж одной цели (можно дать как домашнее задание, если составляется на занятии, необходимы: ватман на каждого, клей, карандаши цветные, множество журналов с картинками). Если это работа – изобразите офис, себя в деловой одежде в кругу коллег; если это дом – изобразите фасад, комнаты и т.п.

Представьте группе свою цель – покажите и опишите ее.

Анализ задания идет по следующим вопросам: 1) что вам дало выполненное упражнение? 2) изменились ли цели, и если да – то как? И т.п.

Домашнее задание: Дома повесьте коллеж цели над своей кроватью.

Блок 3

Цель: активизировать мотивацию достижения цели, заложить основу мотивации достижения (или подкрепить ее, у кого она есть).

Задачи: 1) сформировать мотивацию на достижение поставленных целей;

2) дать участникам занятия эмоциональный опыт преодоления препятствий и достижения цели.

Упражнение 1.

Цель : формирование мотивации на достижение поставленных целей.

Ход упражнения . Ведущий говорит: «У вас у всех есть цели. Но каждый из вас хочет этой цели по-разному. Кто-то готов смести все преграды на своем пути. А кого-то остановит даже малейшее препятствие. А может, вы и вовсе не хотите целей достигать.

Разберем ситуацию»

Ведущий рассказывает о двух людях, которые хотят пить: «кто-то хочет пить так: идет летом по улице. Градусов 27С. Вроде хочется пить. Заходит в магазин, и думает: колу, или спрайт, или липтон. Или кваса, что ли? А ему говорят: извините, обед. Он развернулся, - и не больно то хотелось.

А кто-то хочет так: идет три дня по пустыне с температурой +45С. На руках всего литр теплой воды, которая закончилась еще утром. И вроде вдали колодец».

Анализ ситуации идет по следующим вопросам: 1) Различается у двух людей сила желания? 2) Как вы думаете, с каким желанием вероятнее добиться поставленной цели? 3) А у вас каково желание, как у первого или как у второго? И т.п.

Упражнение 2.

Цель : дать участникам эмоциональный опыт преодоления препятствий и достижения цели.

Ход упражнения . Ведущий говорит: « до каждой цели нужно дойти. Но путь к цели не всегда легок и прост. Есть ли на пути к достижению целей препятствия? А как к ним надо относиться? Сметать с пути – преодолевать. Кто смелый?»

Ведущий вызывает добровольца, берет коллаж его цели и кладет в волшебную корзину.

Ведущий сообщает: «Если ты доберешься до этой корзины, твое желание исполнится».

Группа встает в две шеренги лицом друг к другу. С соседями сбоку участники стоят плечом к плечу; с соседями напротив - на расстоянии 15см.

Задача группы: 1) создавать препятствия руками, телом, 2) НО по мере сил этого человека; т ак, чтобы человек все-таки прошел . 3) Хором говорить: Нет – Нет.

Задача добровольца – 1) пройти сквозь шеренгу, 2) когда идешь – говорить «Да-да».

И торжественно получить свою цель. Можно подпрыгнуть от радости.

Сквозь группу должны пройти все.

Анализ упражнения идет по следующим вопросам: сложно ли было идти? Что помогало, а что мешало? Всегда ли на пути к цели есть препятствия? А как вы обычно поступаете с ними? А как надо поступать? Готовы ли вы преодолевать препятствия, чтобы получить свою цель? А может, вы и не хотите свою цель, а хотите чего-то другого?

В заключении читается притча.

Упражнение 3.

Цель: закрепить мотивацию на достижение поставленных целей.

Притча

«Будда и Ученик»

Однажды приходит ученик к Будде и говорит: «Будда, я не понимаю смысл твоего учения». Будда показывает пальцем на Луну.

«А, смысл твоего учения – это палец?»

«Нет», - говорит Будда и снова показывает пальцем на Луну.

«А, понял, - сказал ученик, - смысл твоего учения – это Луна!»

«Нет, - сказал Будда, - смысл моего учения – направление».

Как часто бывает в нашей жизни так, что мы обращаем внимание на отдельные детали, на промежуточные результаты. А ведь самое главное – это держать во внимании наше направление, наш путь, помнить, куда и зачем мы идем.

Сейчас я приведу несколько упражнений для прояснения и постановки жизненной цели. После выполнения всех упражнений, вникни в результаты. Следующий раз сделай эти упражнения через 3 месяца и сравни результаты. Только после продуктивной работы над целями – ты прояснишь себе их. А без цели, зачем вообще что-то делать? Возможно ты удаляешься от своего счастья и успеха?

1.1.1 Упражнение на жизненную цель №1

1. Назовите два своих уникальных личных качества, например весёлость и спокойствие

_

2. Перечислите один-два способа, которыми вы, общаясь любите эти качества проявлять, например успокаивать и поднимать настроение.

_____________

3. Предположите, что мир стал сейчас совершенным. На что он стал похож? Как люди взаимодействуют друг с другом? Какие ощущения они и вы испытываете в новом мире? Запишите ваш ответ в настоящем времени, как будто вы описываете то, что видите сейчас. Например По телевизору идут только комедии. Люди улыбаются и шутят. Всё вокруг очень радостно и свободно. Мир полон любви….

4. Объедините три предыдущих пункта в общую формулировку.

например:Моя цель- использовать свою весёлость и спокойствие для того, чтобы поднимать настроение окружающим людям, чтобы вокруг меня было радостно и спокойно и мир был полон любви…

____________________

Упражнение №2

Это упражнение рекомендует Стивен Кови, для того, чтобы прописать свою жизненную миссию, свою конституцию, в соответствии с которой ты будешь действовать. Нужно руководствоваться в своей жизни той программой, которую ты сам создашь себе. Это даёт внутреннее равновесие и силу.

Сядь поудобнее, возьми лист бумаги и ручку. Закрой глаза и представь, что ты находишься на похоронах. Ты подходишь среди многих людей к умершему. Заглядываешь ему в лицо и ты видишь,… что это ты. Ты достаточно много прожил. Многие пришли на твои похороны. Сейчас начнут говорить прощальные речи. Рассказывать о том, каким человеком был умерший. Будут выступать жена\ муж, дети, друг, сосед, люди с кем умерший работал. Что они скажут? Что бы ты хотел, чтобы они сказали? Представь в подробностях их речи и запиши их.



Из них ты можешь составить свою жизненную цель, а уже имея последнюю станцию- ты сможешь двигаясь обратно к сегодняшнему дню составить промежуточные цели. Записывай выступления….

Жена\муж_______________________________

сосед___ знакомые по работе_________________________ _________

Из этих высказываний ты можешь начать составлять свою личную Конституцию. В Конституции будет отраженна твоя жизненная Миссия. Твоё кредо. Как ты собираешься прожить свою жизнь. По каким законам и правилам. Ради чего? Когда ты прояснишь себе это, тебе будет легко проверять этой Конституцией все свои промежуточные цели и решения.

Моя Конституция. Моя Миссия,________

Или ты сам пишешь план и сценарий своей жизни или ты играешь роль статиста и массовки в чьей-то пьесе. Только ответственность всё равно на тебе. Даже, когда твоей жизнью управляют другие люди- это только потому, что ты в своём коротком сценарии написал: Я БУДУ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК МНЕ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ ЛЮДИ. Следующей репликой артистов такого сорта будет: ОТ МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ. ОНИ ВИНОВАТЫ…. Каждый выбирает себе роли по вкусу. Одни сидят на трибуне, а другие играют на площадке. И те и другие умирают, причём иногда раньше времени…. и всегда раньше, чем хочется.

Упражнение №3.

Жизнь заключается в двух вещах: бытии и делании. Разумеется, ваша судьба заключается в том, кем вы становитесь и что вы делаете. Чтобы найти великий смысл значения вашей жизни, следуйте этим трем шагам и начинайте открывать вашу жизненную цель.

Шаг 1: Помните, что вы хотели бы, чтобы было, когда вы «повзрослеете», и помните времена, когда вы чувствовали себя, что вы по-настоящему «на коне».

1. С закрытыми глазами, вспомните, когда вам было пять, шесть, семь лет. Кем вы хотели быть, когда вырастите? Почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?

_______________________

____________________

2. Подумайте о чем-то другом, кем вы хотели быть, когда взрослели. Почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?

________________________

– Цель жизни

Найдите жизненную цель

3. Подумайте о трех вещах, кем вы хотели бы быть. Снова, почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?

_______________________________

4. Теперь, снова с закрытыми глазами, подумайте о том времени, когда вы были по-настоящему на коне, где все делалось без усилий. Что вы делали, чувствовали, переживали?

_______________________________

5. Подумайте о другом времени, когда вы были на коне, где вы чувствовали себя, «Вот в чем заключается жизнь». Что происходило? Что вы делали, что вы ощущали? Были ли в это включены другие люди? Каким вы были и что вы делали? Овладейте не только идеей, но и ощущениями так же.

_______________________________

6. Подумайте о третьем разе, когда вы чувствовали себя превосходно. Запомните, что вы делали, творили, разделяли, чувствовали.

___________________________

Шаг 2: Напишите вашу цель

Напишите простую фразу, предложение или два. На первый раз это не должно быть идеальным. Запустите мозговой штурм, напишите несколько, пока вы не найдете одну.

Ваши обязательные критерии в цели:

  1. Будьте настроены на позитив
  2. Будьте лаконичными
  3. Включайте эмоционально окрашенные слова
  4. Расскажите, каким вы собираетесь быть, что собираетесь делать
  5. Включите себя и других
  6. Будьте достижимы в вашей продолжительности жизни
  7. Будьте способными приобретать опыт каждый день
  8. Делайте себя счастливым…по-настоящему счастливым!

Цель моей жизни – это

Шаг 3: В течение следующего месяца, держите ваши цели-утверждения перед вами.

Сделайте копию и повесьте другую копию на ближнюю стенку. Так как вы смотрите на нее каждый день, подумайте, как вы можете следовать к вашей цели ещё быстрее….

Я могу следовать к моей цели еще быстрее, с помощью

____________________

«Нет вещи в мире, которая может устоять перед желанием человека» - Мудрецы Торы.

Как можно раньше определите, чем вы любите заниматься, и затем все силы бросьте на то, чтобы выяснить, как можно этим зарабатывать на жизнь.»- Пэт Уильямс, старший вице-президент баскетбольной команды Orlando Magic

Чтобы получить от жизни всё, что ты хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь. Бен Стайн, актёр и писатель.

Упражнение №4

Составьте 3 списка, в каждом по 30 пунктов. Первый список «Что я хочу сделать?». Второй список «Что я хочу иметь?» Третий список «Кем я хочу стать?» Эти три списка помогут тебе разбудить спящие мечты. Пускай шар начнёт катиться!

Упражнение №5

Составьте список из 20 дел, которыми вы больше всего любите заниматься и подумайте, какими из них и как вы могли бы зарабатывать деньги.

Упражнение №6

Материал для строительства своего будущего следует брать из будущего же, а не из прошлого. Вернер Эрхардт, создатель тренингов ЭСТ и Форум.

Это упражнение пробуждает мечты и помогает включить духовные механизмы Творения. Мы создаём своё будущее своими мечтами. Про Седьмой День сказал Бог: «В конце был сотворён, а задуман был вначале всего…» Книга Брейшит

Включи тихую спокойную музыку. Сядь там, где никто тебе не помешает. Возьми блокнот и ручку, чтобы записывать свои мысли. Ты можешь делать это по ходу, после каждого раздела, а можешь в конце упражнения записать всё сразу. Тебе нужно расслабиться и начать представлять твою будущую жизнь, после того, как ты выполняя 10 Заповедей Личной Эффективности, достиг выдающейся эффективности и достиг всех своих целей. Просто расслабься и попроси твоё подсознание показать тебе твой идеал жизни в шести основных областях. Просто задавай подсознанию следующие вопросы и смотри, какие оно тебе покажет ответы.

Вопросы к подсознанию:

1. Сначала сконцентрируйся на финансовой стороне жизни. Какой твой идеальный годовой доход? Сколько денег лежит на счетах и в инвестициях? Как выглядит дом твоей мечты? Обойди свой замечательный дом всматриваясь в детали… Не думай, как ты его получишь.. Не умничай по поводу того, что «это не реально»… Просто смотри на то, что ты будешь скоро иметь… Увидь машину, на которой будешь ездить. Увидь другие вещи, которые будут соответствовать твоему финансовому состоянию.

2. Теперь представь идеальную работу и карьеру. Представь, чем ты занимаешься? С кем работаешь? Кто твои клиенты? Увидь всё в подробностях….

3.Сконцентрируйся на досуге, на отдыхе… Чем ты занимаешься с семьёй и друзьями в свободное время? Какие у тебя есть хобби?

4. Теперь представь твоё идеальное здоровье и тело. Как ты питаешься и что пьёшь? Каким спортом занимаешься? Как ты выглядишь?

5. Представь твои отношения. Любовь и преданность, дети и внуки… Как выглядит твой спутник жизни и как вы с ним общаетесь. Увидь подробно любовь и почувствуй те эмоции, которые у тебя возникают в твоих отношениях.

6. Представь твой духовный и личностный рост. Каких вершин ты достиг? Какой вклад ты сделал в общество? Как ты улучшил тот мир, в котором ты живёшь? Какие семинары и тренинги ты прошёл? Как ты передаёшь это знание другим людям?

Запиши ответы на все вопросы. Запиши то, что ты увидел погрузившись в свой внутренний мир. Каждый день с утра перечитывай свои записи. Эти мечты станут реальностью, когда ты начнёшь соблюдать остальные Заповеди Личной Эффективности. Только помни о них и продолжай каждый день создавать их в своём сознании. Ты Творец своей жизни и скоро, очень скоро, если ты будешь концентрированно думать о них – из сознания они перейдут в реальность. «По образу Бога создал человека…»- Брейшит.

Упражнение №7

Вопросы по прояснению целей.

Что ты больше всего любил делать в прошлом году? Что воодушевляло тебя больше всего? Что было настолько важным, что ты это запомнишь навсегда? Чем ты гордишься?

Что ты не любил делать в прошлом году? Что было особенно тяжело? Что ты выучил из этих трудностей? Какую пользу можно извлечь из этого? Как этот урок поможет тебе в дальнейшей жизни?

Какие хорошие изменения произошли в твоей работе, бизнесе, деньгах?

Какие вещи закончил в прошлом году?

Что ты хочешь продолжать делать в этом году?

Какие важные решения ты принял в прошлом году? Какие решения из прошлого наиболее помогали тебе в прошлом году? Какие решения ты возьмёшь с собой в следующий год?

Какие твои качества помогали тебе в прошлом году и помогут в следующем году?

Какие удачи были у тебя в прошлом году?

Какие события прошлого года в твоей жизни или качества в тебе кажутся тебе обычными, но другие считают их удачами и хотели бы их иметь?

  1. Какие вещи наиболее важны для тебя?
  1. Что ещё наиболее важно для тебя?
  1. Что ещё?
  1. Какая вещь (событие, качество) если бы появилось или увеличилось в твоей жизни сделало бы её качественно лучше?
  1. Что случится тогда, когда это появится?

Возьмите несколько листков бумаги, ручку или карандаш, и часы. Выделите на упражнение пятнадцать минут. Напишите наверху первого листа вопрос: «Каковы мои жизненные цели?»

(Определяя свои жизненные цели, имейте в виду, что вы получите разные ответы в возрасте пяти, двадцати пяти и шестидесяти пяти лет. Поэтому вы должны понимать под «жизненными целями» те задачи, которые вы ставите перед собой в настоящее время.)

Ровно за две минуты напишите ответы на этот вопрос. По необходимости вам придется быть предельно кратким и ограничиться общими словами, ничего не конкретизируя, но у вас достаточно времени, чтобы упомянуть о целях, касающихся вашей личной, семейной, общественной, деловой, материальной и духовной жизни. Постарайтесь, чтобы ваш список охватил как можно больше предметов. Постарайтесь написать как можно больше слов. На этой стадии вы не должны чувствовать, что обязаны подчинить свою жизнь выполнению этих целей, а поэтому старайтесь записать все, что вам приходит в голову.

Не бойтесь включать в этот список такие далекие от вашей обычной жизни цели, как желание забраться на Монблан, провести лето в компании индейцев Амазонки, взять напрокат яхту и совершить на ней кругосветное путешествие, купить виллу в Италии, взять отпуск на целый год, сбросить десять килограммов, занимаясь бегом трусцой. Не сдерживайте свои фантазии.

После того, как прошло две минуты, выделите себе еще две минуты, чтобы проверить, не упустили ли вы что-либо важное. Вы можете добавить пару-другую жизненных целей, обратив внимание на ваш нынешний образ жизни. Например, если вы прилежно читаете книги по дороге на работу и обратно, то не исключено, что у вас есть неосознанная цель – продолжить ваше образование. Постоянное чтение газет может свидетельствовать о вашем желании получать больше информации или развлечений. Вы сами должны решить, являются ли эти цели важными для вас или нет.

Второй вопрос о жизненных целях

В списке ваших жизненных целей, который вы составили экспромтом и на скорую руку, возможно окажутся такие общие понятия, как «счастье», «успех», «достижения», «любовь», «вклад в общественное развитие» и т.д. Вы сможете лучше определить ваши жизненные цели, дав ответы на второй вопрос: «Как я бы хотел провести ближайшие три года?» (Если вам за тридцать, измените число лет с «трех» на «пять».) Опять составьте список ваших ответов, как можно быстрее за две минуты. Потом опять добавьте две минуты для внесения необходимых дополнений и уточнений.

Третий вопрос о жизненных целях

Теперь для того, чтобы получить иной взгляд на жизненные цели, запишите третий вопрос: Если бы я сейчас узнал, что ровно через шесть месяцев меня насмерть поразит молния, как бы «я прожил до этого времени оставшуюся жизнь?» Это означает, что вам осталось жить всего шесть месяцев и вам придется вместить все самое важное, что вы хотели бы сделать в этот неожиданно сократившийся срок вашего пребывания на Земле. Прежде чем вы начнете составлять список, представьте себе, что все вопросы, связанные с вашей кончиной, будут благополучно решены без вашего участия. Вы составили завещание, купили участок на кладбище и т.д. Вы должны думать лишь о том, как будете жить последние шесть месяцев.

Цель этого вопроса состоит в том, чтобы выяснить, есть ли такие вещи, которые для вас важны, но которыми вы сейчас не занимаетесь, хотя они и заслуживают вашего внимания. Возможно, что если вы будете знать, что ваша жизнь закончится через полгода, вы будете продолжать жить, как жили прежде, а может быть, пожелаете оставить вашу работу и истратите все имеющиеся у вас средства на такую жизнь, о которой вы давно мечтали. Запишите ваши ответы, как можно быстрее за две минуты, а потом поработайте над вашим решением еще две минуты дополнительно. (Не теряйте времени понапрасну, размышляя над этим вопросом, а просто пишите.)

Если вы дочитали книгу до этого места, не написав ответов на три вопроса о жизненных целях, то я призываю вас вернуться назад и сделать это сейчас. Это – важное упражнение, и если вы его выполните, оно лишь пойдет вам на пользу.

Загрузка...
Top