Каков пафос вступления к поэме медный всадник. Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник. V. Домашнее задание


И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей.

А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин не раз обращался к образу Петра Г и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма “Медный всадник” - это своеобразный гимн городу и его основателю, но одновременно и осуждение Петра I за строительство столицы в гиблом месте. Здесь Пушкин встает на позицию “маленького человека”, который судит об окружающем с точки зрения своей выгоды, своего видения мира.
Во вступлении к поэме дан величественный образ Петра I и великолепного города: И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой встать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...

Пушкин любит северную столицу с ее европейской планировкой, мощной и неукротимой Невой. Этот город прекрасен, и поэт признается в любви ему:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье. Береговой ее гранит.

Вступление звучит торжественно и величаво, но в конце автор как бы нечаянно бросает фразу, настораживающую читателей, создающую некую интригу, заинересовывающую и одновременно предостерегающую:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.

Главный герой поэмы - мелкий чиновник Евгений, размышляя о жизни, хотел бы быть умнее и богаче, как “ума недальнего ленивцы”. Герой мечтает о счастье, он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров.
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.

Евгений реально оценивает свои возможности. Ему немного нужно от жизни: покой и семейное счастье. Нехитрые мысли, но сколько в них житейской мудрости. Мысли героя прерываются тревогой по поводу непогоды. Дурные предчувствия гнетут Евгения. Описывая наводнение, поэт прибегает к экспрессивной лексике, появляется обилие глаголов, резкие и рубленые фразы. Этот же метод он применял при описании Полтавского боя в поэме “Полтава”. Это прекрасно передает динамику быстро сменяющегося действия.
Описывая бурную Неву, Пушкин применяет инверсию (обратный порядок слов), отрывочные, непоследовательные фразы, создавая атмосферу тех дней, паническое состояние людей, применяя порой военную лексику:

Осада! приступ! злые волны.
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой...
...и всплыл Петрополъ...

Поэтическое красивое сравнение, но сколько за ним драматизма, поломанных судеб и жизней:

Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! все гибнет: кров и пища!
Где будет взять?

В повествовании отчетливо слышится сочувственный голос автора, он не сторонний наблюдатель разбушевавшейся стихии, а участник драматических событий, правдиво рассказывающий о пережитом. Мы вновь встречаемся с Евгением, сидящим на мраморном льве, страшащемся даже думать, что могло произойти с его любимой Парашей, живущей у самого залива:

Но вот, насытясъ разрушеньем
И наглым буйством утомясъ,
Нева обратно повлеклась.
Своим любуясь возмущеньем.

Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремился к дому возлюбленной и не нашел ничего. Все снесено и разрушено волнами. Не выдержав увиденного, герой сходит с ума:

Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял.

Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. Наш герой бродит бесцельно по городу, чуждому его страданиям и потерям. Герой на короткий миг вспоминает об ужасном горе, постигшем его. Во всем он винит “героя, сидящего на коне”. Слова автора заменяют сумбурные мысли и чувства безумца. Поэт спрашивает от лица всех россиян:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной.
На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Да, Петербург прекрасен, но какой дорогой ценой он дался народу! Мы знаем из истории, сколько поколений крестьян положено на его строительство! И теперь он стоит великолепный и холодный к людским страданиям. Город, ставший символом обновленной России, стремящейся встать достойно в ряд с европейскими столицами. Это удалось. Но простым людям, населяющим этот город, живется тяжело и трудно. Они страдают и мучаются, плачут и умирают, и Пушкин, как истинный художник-гуманист, не мог остаться равнодушным к их страданиям.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Орехово-Зуевский техникум»

Рассмотрено

на заседании

цикловой комиссии

протокол № ________ от

«______» ___________ 201_ г

Согласовано

Заместитель директора

по методической работе

Е.Б. Купцова

«______» ___________ 201_ г

Утверждаю

директор ГБПОУ МО

«Орехово-Зуевский техникум»

А.А. Лобанов

«______» ___________ 201_ г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник" для групп первого курса ОБУЧЕНИЯ

по литературе

(дисциплина)

Профессия/ специальность 19.01.17 Повар, кондитер.

Преподаватель Мотыгина Ольга Евгеньевна

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

3.Заключение

4. Список использованный источников

5. Приложение

1. Пояснительная записка

Актуальность методической разработки состоит в том. что она помогает преподавателю в учебном процессе реализовать следующие цели:

Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной речи обучающихся;

Освоение поэтического текста, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

Совершенствование умений анализа литературного произведения.

Задачи методической разработки в том, что она

Формирует мировоззрение, основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; эстетическое отношение к миру;

Развивает умение анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, а также

Способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики.

Целесообразность и практическая значимость данной методической разработки состоит в её целях и задачах, а также в том, что экспериментаторство А.С.Пушкина в стихе, переработка жанровой традиции создают почву для интереснейших филологических наблюдений. Оригинален не только Пушкин-поэт (писатель, драматург), но и Пушкин - историк, мыслитель. Особенно интересен его взгляд на переломные, смутные периоды русской истории, оценка данной им Петру Великому.

2. Основная часть

Тема "Поэма "Медный всадник" А.С.Пушкина" изучается по литературе группах 1 курса СПО по профессиям СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 19.01.17 Повар, кондитер . Она входит в раздел 1 "Русская литература первой половины 19 века". На изучение поэмы отводится 2 часа.

Цель урока.

На примере произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» произвести комплексный анализ текста, предполагающий всестороннее изучение объекта.

Задачи урока:

1. Опираясь на имеющиеся знания и навыки обучающихся способствовать углублению представлений об изучаемом объекте.

2. Развивать межпредметные связи.

3. Показать итог проектной деятельности обучающихся 1курса.

4. Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого обучающегося.

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:

1. Географии (природно-климатические условия данной местности).

2. Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).

3. Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).

4. ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).

5. МХК (использование иллюстративного материала).

Основные формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

консультативная.

Методы: объяснительно- наглядные, диалоговые, устный опрос, дискуссия, беседа.

Технологии:

ИКТ, проблемная

Оборудование:

телевизор, ноутбук

презентация,

текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;

сообщающиеся сосуды (для опыта по физике);

иллюстрации, географическая карта.

Ход урока:

1. Орг.момент 2мин

2. Основная часть

Литература

Общие вопросы.

Преподаватель: Ребята, кто читал великое произведение А.С Пушкина «Медный всадник»? Вам оно понравилось? Все его поняли? Предлагаю разобрать его еще раз.

Проблема. В четырехстах шестидесяти пяти строках « Медного всадника » заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»

Валерий Брюсов

А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

Главный герой.

Преподаватель: «Медный всадник» считается одним из самых ярких и необычных произведений в творчестве Пушкина. Споры вокруг него не утихают до сих пор. Например, один из них: кто является главным героем поэмы? А как вы считаете? Почему?

Обучающиеся: Евгений, т. к. он единственный человек, чьи размышления приводятся в тексте, автор описывает именно его драму и т. д.

Преподаватель: Однако согласитесь, что Евгений написан не по-пушкински схематично. К тому же во вступлении о нем упоминаний нет вообще. А многие критики, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский, полагали, что главным героем должен быть назван Петербург.

Пушкин и Петербург.

Преподаватель: Каким вам представляется Петербург? Может быть, там кто-нибудь был?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: А каким Пушкин видел Петербург? Кто может найти подтверждения в тексте?

Обучающиеся читают отрывок наизусть.

Преподаватель: А вот каким Петербург видел знаменитый художник Бенуа. Презентация: подобрать название к картине строчками из поэмы

Мировая художественная культура

Преподаватель: А. Н. Бенуа (1870 – 1960) родился в Петербурге. Он был живописцем, графиком, театральным художником. Плодотворно работал в жанре книжной графики и декоративно – прикладного искусства; оформлял театральные постановки. Его творчеству была близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и убивающего его этим. Перед вами рисунок из цикла «Медный всадник». Вы узнали его? Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Главным героем его становится Петербург. Его улицы, каналы, архитектурные шедевры представляются нам то в холеной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких пятен.

Обратите внимание на эту картину. Какие ощущения она у вас вызывает? что вы видите на ней?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель (дополняет): Черная полоса разорвала мрачное небо, темнота, стремящаяся ввысь вертикаль собора рождают ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена фигура убегающего Евгения. Как неумолимый рок, настигающий свою жертву, изображается медный всадник. Огромная тень и сама скульптура изображают страшную пасть, готовую поглотить малого человека – Евгения. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним громадного исполина – памятника Петру - мастер рисует город темными, мрачными красками.

Иллюстрации Бенуа к поэме Пушкина по сей день остаются непревзойденными. Обратите внимание также на эту картину. На ней изображено наводнение на Сенной площади. Страх и отчаянье скользят буквально в каждом штрихе. На первом плане мы видим маленького ребенка. Вообще, дети в возрасте семи лет считаются ангелами, и гибель невинной души лишний раз подчеркивает демоническую сущность города, построенного на костях.

На втором плане мы видим гроб, наполовину погруженный в воду. Как вы думаете, откуда он здесь?

Обучающиеся: Во время наводнений размывало кладбища.

Преподаватель: Верно. По легенде, во время этого наводнения, один из таких гробов потоком воды внесло в Зимний дворец. Император Александр I усмотрел в этом дурной для себя знак. Скажите, какая картина понравилась вам больше всех?

Русский язык и литература

Литературоведческий анализ.

Преподаватель: Давайте обратимся к вступлению. Разнится ли оно с остальными частями или стилистически похожи? К какому жанру можно отнести вступление?

Обучающиеся: К оде.

Преподаватель: Дайте определение оде.

Обучающиеся: Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию.

Преподаватель По каким признакам вы определили, что это ода?

Обучающиеся: Рассчитано на публичные выступления, написано высоким штилем.

Преподаватель Как вы определили, что это высокий штиль? Найдите примеры в тексте.

Ученики: Встречаются старославянизмы.

Преподаватель: Найдите примеры в тексте, поясните их значение.

Обучающиеся: Думы, отсель, лампада, ликует и т. д.

Преподаватель: В произведении очень ярко описывается наводнения, мы как будто представляем эти картины перед собой. Как вы думаете, благодаря чему достигается такая динамика? Найдите примеры в тексте.

Обучающиеся:

1. Восклицания («Осада! Приступ!»).

2. Сравнения («И вдруг, как зверь остервеняясь»).

3. Краткие формы прилагательных и причастий (гневна, бурлива, погружен).

Преподаватель: С какой целью автор использует перечисления и бессоюзные предложения?

Обучающиеся: Для большей экспрессии.

Преподаватель: Какие символы вы можете найти в произведении?

Обучающиеся: Беззаботный перевозчик – это, несомненно, Харон, перевозящий души мертвых. Таким образом, путешествие Евгения - еще живого человека к мертвой невесте - сразу приобретает характер античного мифа. Оказавшись за символическую плату на другом берегу Невы - в стране мертвых, - Евгений, казалось бы, сходит с ума. Страна мертвых не принимает живого и не отдает ему мертвой Параши. Живому место среди живых.

Преподаватель: Обратите внимание на следующие строки:

Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!...

Это сравнение ассоциируется с народным бунтом. Ведь страну уже потрясло восстание Емельяна Пугачева. Это ли не стихия, сметающая все на своем пути? В «Медном всаднике» мы видим, что стихия природы сливается именно с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя – маленького человека Евгения. Кстати, вы знаете еще каких-нибудь представителей русской литературы, поднимающих проблему «маленького человека»?

Обучающиеся: Гоголь, Достоевский...

Преподаватель: Правильно. Так вот, бунт Евгения подавлен, как подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходит через всю поэму. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять.

А теперь о том, почему наводнения характерны для этой области.

География

Преподаватель: Вы знаете, какие водные артерии проходят через Санкт – Петербург?

Обучающиеся: Река Нева и Финский залив.

Преподаватель: Сколько русел у Невы и как они называются?

Обучающиеся: Три - Малая Нева, Большая Нева и Большая Невка, от которой также отходят Средняя Невка и Малая Невка.

Преподаватель: Как вы думаете, какие природные катаклизмы наиболее часто случаются в Санкт – Петербурге?

Ученики: Наводнения.

Преподаватель: Как в Москве пожары, так в Питере – наводнения… И то и другое – настоящие стихийные бедствия! Хотя, конечно, все не так просто: и Москва была когда-то «славна» наводнениями, и в Питере случались большие пожары. Но питерские наводнения описаны знаменитыми писателями и поэтами, среди которых был сам Александр Сергеевич Пушкин. Петербург – «столица наводнений». Ибо на Руси всегда было так: что написано пером – не вырубишь топором!

Если все московские, а заодно и нижегородские, воронежские и иные наводнения являются просто весенними паводками, то невские «капризы» вызваны совсем другой причиной.

По-вашему мнению из-за чего могут происходить наводнения?

Обучающиеся: Они связаны с циклонами, ветра которых сгоняют балтийскую воду к «горлу» Финского залива, образуя незаметную поначалу волну. Когда такая волна начинает двигаться к берегу со скоростью 50 км в час и выходит на мелководье, ее высота и скорость очень быстро растут. Под этим напором уровень воды в Невской губе и в самой реке поднимается со страшной скоростью – в город приходит очередное наводнение.

Преподаватель: Как вы думаете, сколько наводнений было в Петербурге за всю его историю?

Обучающиеся: Более 300.

Преподаватель: За те 300 лет, что стоит на берегах Финского залива Санкт-Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, в ночь на 20 августа 1703 года, произошло первое на памяти очевидцев наводнение: за несколько часов вода поднялась на 2 метра. Наводнение происходили практически ежегодно, но большая их часть приходились на два осенних месяца – октябрь и ноябрь, причем 70 процентов наводнений случались ночью или ранним утром. Почему это происходит именно так – разговор особый.

Какие виды наводнений вы знаете?

Обучающиеся: Мало опасные, опасные и очень опасные.

Преподаватель: Верно. К мало опасным относится подъем воды на 1,5 – 2 метра, к опасным – на 2 – 3 метра, и к очень опасным – на 3 и выше. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, это – «семечки» по сравнению с тремя катастрофическими наводнениями, случившимися в 1777 (3,4 м) , 1824 (4,26 м) и 1924 годах(3,8 м). Во времена Екатерины погибли все фонтаны Летнего сада, большая часть деревьев была вырвана с корнем, а многие деревянные дома сорвало с фундамента и унесло в море. Но известное всем по пушкинскому «Медному всаднику» наводнение 7 ноября 1824 года было еще более грозным.

И, наконец, третье катастрофическое наводнение случилось уже в XX веке, 23 сентября 1924 года. В этот день разбушевавшаяся Нева хлынула на город. Летний сад, Дворцовая и Исаакиевская набережные, Марсово поле, прилегающие к ним улицы и переулки были затоплены полностью – возвышались только дома-острова! Под водой практически целиком оказались Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центр города. Вода покрыла 65 квадратных километра бывшей суши! Убытки были огромны, снесло 19 мостов, были повреждены более 5 тысяч домов, погибли многие люди… Чуть более слабые, но весьма впечатляющие наводнения случились в городе в октябре 1955 и в сентябре 1975 годов. Эти тревожные дни помнят многие старожилы Санкт-Петербурга.

Напоминаниями о былых бедах для жителей города служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.

Физика

Преподаватель: Вам, наверное, интересно узнать, почему происходят наводнения.… А у вас есть какие-нибудь догадки?

Обучающиеся: Уровень воды в каком-либо водоёме повышается и она разливается, затопляя всё вокруг.

Преподаватель: Если рассматривать данную ситуацию с физической точки зрения, то Финский залив и Нева являются сообщающимися сосудами. Вам, скорее всего, знаком этот термин. А вы можете объяснить его?

Обучающиеся: Сообщающиеся сосуды - это сосуды, которые соединены между собой в нижней части. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одинаковом уровне.

Преподаватель: Приведите, пожалуйста, примеры сообщающихся сосудов в повседневной жизни.

Обучающиеся: Примерами в повседневной жизни могут служить лейка, чайник, кофейник.

Преподаватель: Сейчас я вам продемонстрирую, как это происходит. Я закрепила две трубки в штативе. Жидкости в них находятся на одинаковом уровне. Если я одну трубку закреплю в штативе, а другую буду поднимать, опускать или наклонять в разные стороны, то и в этом случае, когда жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми. Это правило можно обосновать, рассуждая так: жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления её в обоих сосудах на любом уровне одинаково. Когда поднимаем одну трубку и доливаем в неё жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми.

А теперь все это на примере Финского залива и Невы. Установлено, что в силу существующих законов циркуляции атмосферы на земном шаре циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток. Они обычно сопровождаются сильными ветрами. Ветры циклона сгоняют воду к финскому заливу, и она растекается в стороны в виде свободной волны, высота которой обычно составляет 50 сантиметров. Когда волна, движущаяся со скоростью 50 километров в час и более, начинает проходить узкую и мелководную часть залива, высота и скорость ее возрастают. С огромным давлением волна, порой достигающая 5-метровой высоты, вкатывается в Невскую губу и устье реки Невы, вызывая быстрый подъем воды, и происходит наводнение. Вода перемещается в Неву до тех пор, пока давления в реке и Финском заливе не станут одинаковыми. И после этого вода в Неве перестанет подниматься и будет находиться на одном уровне с Финским заливом.

Физика - неотъемлемая часть нашей жизни. С ней непосредственно связаны все явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

Экология и ОБЖ

Преподаватель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Какие стихийные бедствия вы знаете? Желательно назвать самые крупные.

Обучающиеся: Ураган «Эндрю» в США, цунами у берегов Индонезии, извержение вулкана у Помпей.

Преподаватель: Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга (см. график). На этом графике представлены 10 самых сильных наводнений в истории Санкт-Петербурга.

Как видите, самое сильное из них произошло в 1824 году, и оно сильно выделялось среди остальных, что свидетельствует о его аномальности. Именно о нем нам и рассказывает Пушкин.

Преподаватель: И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?

Обучающиеся: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.

Преподаватель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.

Преподаватель: Кто-нибудь может рассказать о том, как Петербург защищен от наводнений?

Обучающиеся: Дамба в Финском заливе – это мега проект, конкурирующий с плотиной Гувера (на реке Колорадо, США) Завершение строительства этой дамбы – большая новость, потому что строилась она на протяжении 26 лет. 65% строительных работ было завершено к моменту распада СССР, когда стройка остановилась. Защита от наводнений будет функционировать с 2008 года.

Преподаватель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?

Обучающиеся:

1. Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3. Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

Литература

Итоги. Личность Петра.

Преподаватель: Как Пушкин относится к личности Петра, основателя Петербурга? (дискуссия)

Позиция 1: Создание Петербурга – своеобразное олицетворение деятельности Петра I, всей его эпохи. «Грозный царь» построил город
(как, впрочем, и свое государство) на костях и крови людей. Он заложил Петербург «назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову, печальному пасынку природы». Интересы простых людей не вписываются в его планы величия.

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

Создание Петербурга - своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. «Грозный царь» построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии, И как знать, возможно, Евгений- это микроскопическая капелька гнева русского народа, огромная волна которого может и смести «кумира с простертою рукою». Ведь невозможно длительное и благополучное существование государства, которое бесконечно подавляет подданных и пренебрегает ими во имя своих целей. Ведь, по мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, «бессмысленный и беспощадный», - это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Позиция 2: Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.

Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.

Вдруг майор замечает, что конь сходит с гранитного постамента и вместе с всадником направляется по улице в сторону Каменного острова, где тогда жил император Александр I. Оглушенный топотом медных копыт по булыжной мостовой, Батурин спешит вслед за истуканом. Во дворе каменноостровского дворца к истукану выходит император Александр Павлович. К нему обращен укор Петра Великого: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, - моему городу нечего опасаться». Пораженный пересказом майорского сна, Александр I не посмел тронуть статую.

И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.

Даже после своей смерти царь остался с народом.

Подводим итоги урока.

Оценки за работу на уроке: Все обучающиеся получают высокие оценки: “4” и “5”, так как каждый в меру своих сил и способностей работал на уроке и внес свой вклад в развитие темы.

3. Заключение

Итак, методическая разработка урока литературы "Медный всадник " А.С.Пушкина направлена на формирование и развитие учебно – познавательной компетенции обучающихся через раскрытие конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник».

Цели достигнуты.

Основные задачи:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;

Формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее и аргументировать;

Умение учиться находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка выполнены.

4. Список использованных источников

Литература:

1. Обернихина Г . А ., Антонова А . Г ., Вольнова И . Л . и др . Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015, с.49-51

2. Обернихина Г . А ., Мацыяка Е . В . Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014, с.12

Интернет-ресурсы:

www.krugosvet.ru Пушкин "Медный всадник"

5. В приложение

Презентация: « Поэма А.С Пушкина «Медный всадник».Петербургская повесть».

Сложность и кажущаяся противоречивость композиции поэмы заключаются в чередовании и сплетении двух основных тем: «петровской» темы, посвященной «мощному властелину судьбы», создателю «юного града», и темы «ничтожного героя» - Евгения, с его личной драмой, порожденной слепой стихией. Эти две темы чередуются и сплетаются, объединенные образом города, ставшего символом новой России, ее величия и ее страданий. Образ Петербурга проходит через всю поэму - от первых строк Вступления, где «на берегу пустынных волн» думает о великом будущем городе его основатель, до заключительных строк об «острове малом» на взморье, где находит свою могилу «ничтожный герой», освобожденный смертью от страданий. Петербург с самого начала вызывал к себе двойственное отношение. Приверженцы царя-реформатора видели в «юном граде» воплощение новой России, преображенной, по выражению Н. М. Языкова, «железной волею Петра», и в этом находили оправдание тем огромным жертвам, которые принес русский народ ради его создания. Сторонники же сохранения московской старины, старообрядцы, крестьяне, согнанные на постройку города и своими костями устилавшие болота, на которых он возводился, видели в новом городе создание дьявола, а в его основателе - воплощение антихриста, врага и губителя человеческого рода. Подобное двойственное отношение к Петру и его творению оставалось жить и позднее, меняя свои формы, но сохраняя свои главные черты.

Отсюда происходит тот легендарный, мифологический фон, который окружает и сопровождает всю историю Петербурга, начиная с античного образа орла, взвившегося, по официозной легенде, над головою Петра в тот момент, когда он 16 мая 1703 г. закладывал первый камень будущего города. «Мысль о „Медном Всаднике“ пришла Пушкину вследствие следующего рассказа, который был ему передан известным графом М. Ю. Виельгорским. В 1812 году, когда опасность вторжения грозила и Петербургу, государь Александр Павлович предполагал увезти статую Петра Великого, и на этот предмет статс-секретарю Молчанову было отпущено несколько тысяч рублей. В приемную к кн. А. Н. Голицыну, масону и духовидцу, повадился ходить какой-то майор Батурин. Он добился свидания с князем (другом царевым) и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр Павлович. Батурин, влекомый какою-то чудною силою, несется за ним и слышит топот меди по мостовой. Всадник въезжает на двор Каменно-островского дворца, из которого выходит к нему навстречу задумчивый и озабоченный государь. „Молодой человек, до чего довел ты мою Россию?“, - говорит ему Петр Великий. - „Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться!“. Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается тяжело-звонкое скаканье. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын, сам сновидец, передает сновиденье государю, и в то время как многие государственные сокровища и учреждения перевозятся во внутрь России, статуя Петра Великого оставлена в покое». Здесь, таким образом, Петр Великий предстает еще раз как бог-покровитель созданного им города, на античный, греко-римский лад. Поэма Пушкина «Медный Всадник» представляет собою произведение, не имеющее себе равных не только в его творчестве, но и во всей русской поэзии за полтора века ее истории, по художественному совершенству, глубине проблематики, своеобразию замысла и построения. Своеобразие замысла поэмы заключается в сочетании внешней простоты сюжета с глубиной ее историко-философской проблематики. Сюжет основан на судьбе одного из петербургских мелких чиновников, «ничтожного героя», жизнь которого разрушена трагическим событием в истории города - наводнением 1824 г.; отсюда и подзаголовок поэмы - «Петербургская повесть». Что касается историко-философской проблематики, то она определяется образом Петра Первого. Во Вступлении к поэме это живой образ великого исторического деятеля, создателя обновленной России и строителя ее новой столицы, который, стоя «на берегу пустынных волн», глядит вдаль - не только в широкое пространство Невы и ее берегов, но и в даль будущих веков. Вторично, уже через сто лет, Петр является в образе Фальконетова монумента, притом в двух «ликах», двух ипостасях: во время наводнения - как гений-покровитель города, стоящий

В неколебимой вышине

Над возмущенною Невою

и охраняющий свою столицу от гибели; в конце же поэмы - как «мощный властелин судьбы», «чьей волей роковой под морем город основался», как «горделивый истукан» и, наконец, как «грозный царь», чей мгновенный гнев обращает в бегство «ничтожного героя». Этот монументальный образ и дал поэме ее заглавие. Вследствие беспримерной сжатости поэмы (самой короткой из всех поэм Пушкина) каждое слово, каждый стих ее необычайно весомы и значительны, чем отчасти и объясняется стремление многих авторов искать в ней иносказания, скрытый, вторичный смысл, некую тайну, которую нужно раскрыть. Но из всех подобных гадательных определений имеет действительное значение лишь одно: символичность общего построения поэмы, т. е. двуплановость конкретных образов и положений, которые при всей их реальности заключают в себе широкий и обобщающий историко-философский смысл. Раскрытие этой символики должно опираться на прямое и конкретное содержание образов поэмы, на анализ ее сюжетных линий и ее персонажей. Главных же линий - всего две. Они развиваются сначала независимо одна от другой, потом встречаются, сталкиваются и расходятся. Это линия Петра Первого и линия чиновника Евгения. Поэма Пушкина начинается Вступлением - изображением того исторического момента, когда в мае 1703 г. в сознании Петра рождается мысль об основании нового города, новой столицы, в таком месте, где, казалось бы, никакое строительство не возможно. Но эта мысль оправдывается всем последующим ходом истории преобразованного государства. И к возникшему за какие-нибудь сто лет из этой «тьмы лесов», из «топи блат» новому городу поэт обращается со словами, полными любви и восхищения, несмотря на то, что в других случаях его отношение к Петербургу двойственно и скептично, и он видит в нем порою Город пышный, город бедный, характерными чертами которого являются Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. Лирическое обращение к городу, «Петра творенью», где повторяется пять раз слово «Люблю», заканчивается своего рода заклинанием, в котором «град Петров», как символ всего созданного царем-реформатором обновленного государства, призывается красоваться и стоять «неколебимо, как Россия». Но это заклинание является уже переходом от чудесной истории «юного града» к недавнему тщетному восстанию «побежденной стихии» - к «ужасной поре», о которой «свежо воспоминанье», т. е. к наводнению 7 ноября 1824 г., составляющему основу сюжета. Фигура Петра надолго затем исчезает из поэмы, и выступает ее второй персонаж, составляющий антитезу первому, - «ничтожный герой», молодой чиновник Евгений.

Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине.

Евгений - потомок древнего дворянского рода, обедневшего и упавшего, очевидно, уже после Петра и вследствие его реформ. Пушкин придал герою «Медного всадника» такую явно отрицательную черту, как забвение своих предков («почиющей родни») и исторической старины для того, чтобы показать более отчетливо и всесторонне его «ничтожность», его принадлежность к безличной, но характерной для Петербурга массе мелких чиновников. Для той же цели он и невесту его, носящую демократическое, или, точнее, мещанское, имя Параши, сделал дочерью бедной вдовы. Печать ограниченности мыслей и желаний носят и мечты Евгения в ночь перед наводнением, - ограниченности, смущавшей не раз исследователей «Медного Всадника». В дальнейшем развитии сюжета поэмы о дворянском происхождении Евгения не упоминается вовсе. Первая встреча Евгения с Петром - облеченным в бронзу монументом - происходит один на один во время великого народного бедствия, на площади, залитой бушующими волнами, в часы наибольшей ярости наводнения. Но «Кумир с простертою рукою», обращенный спиной к человеку, нашедшему спасение «на звере мраморном верхом», грудью противостоит волнам, неподвижный и уверенный в своей победе над стихией. И бессильная в борьбе с ним мятежная Нева, «насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь», отступает, подобно «свирепой шайке», бегущей из ограбленного села, «добычу на пути роняя». Но если «Кумир на бронзовом коне» является победителем над стихиями, над мятежной Невою, то, с другой стороны, ему должен противопоставляться в восприятии читателей (хотя прямо об этом в поэме не говорится) «покойный царь» - Александр I, который мог только, сидя на балконе Зимнего дворца, глядеть «в думе, скорбными очами» на «злое бедствие». Евгений, нашедший спасение от волн «на звере мраморном верхом», именно здесь является нам в новом качестве - Человеком в высшем смысле слова, который «страшился, бедный, не за себя» и все духовные силы которого направлены были к одной точке - к ветхому домику в далекой Галерной гавани, где жили его Параша с матерью. И тут впервые ему является мысль о несправедливости мира, трагический и горестный вопрос:

И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей?...

На этом заканчивается Первая часть поэмы: город устоял, и волны, одержав временную победу, отступают. И тут Евгений совершает героический поступок, какого, казалось бы, нельзя было и ожидать от него, - делает второй шаг на пути от безличного чиновника к Человеку: переправляется «чрез волны страшные», грозящие гибелью, на Васильевский остров, где устремляется в Галерную гавань, к ветхому домику, жилищу его невесты. Описание отчаянного бега Евгения «знакомой улицей» «в места знакомые», которых он «узнать не может», так они изувечены наводнением, обращены в «поле боевое», где тела валяются как после сражения, - это описание принадлежит к самым динамичным и образным во всей поэзии Пушкина. Необычайно выразителен при всей своей простоте образ судьбы, которая ждет его

с неведомым известьем, Как с запечатанным письмом.

Следующие за этим поиски на пустом месте, «где их дом стоит», недоуменный и трагический вопрос «Где же дом?» разрешаются одним, но полным глубокого значения словом: Захохотал, в котором со всею силою выражено охватившее Евгения безумие. После этого надолго, почти на целый год (до времени, когда «дни лета клонились к осени»), Евгений - «бедный, бедный мой Евгений», - потеряв человеческий облик, становится

ни зверь, ни человек, Ни то ни се, ни житель света, Ни призрак мертвый...

Из этого нечеловеческого состояния его выводит одно, казалось бы незначащее, обстоятельство: непроизвольное возвращение на то же место, где в день наводнения он провел мучительные часы «на звере мраморном верхом», и, главное, на то место, где, как и тогда,

прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне.

Здесь происходит вторая встреча Евгения. Этой встречи достаточно, чтобы у безумца, который «вспомнил живо» «прошлый ужас», на несколько мгновений прояснилось сознание и он вновь обрел и способность рассуждать, и враждебное чувство, желание возмездия тому, на кого он еще в первую встречу, в день наводнения, стал смотреть как на виновника бедствия - равнодушного, стоящего спиною к нему и тем самым ко всему народу. Восстание против «кумира» представляет собою высшую точку человеческого самосознания Евгения, кульминацию всей поэмы, момент, к которому как бы стянуты все ее сюжетные нити. На огромную важность этого момента обратил внимание еще Белинский, который знал, вероятно, о существовании в рукописи отсутствовавших в печати слов, обращенных Евгением к монументу и содержащих угрозу грядущего возмездия:

Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе! -

Со времени Белинского и после того, как эти слова стали известны и опубликованы, истолкование их тем или иным критиком определяло общее понимание им пушкинской поэмы. Без этих слов «Медный Всадник» терял смысл, и понятно, почему Пушкин, убедившись в невозможности выполнить волю царя-цензора, т. е. изъять их, отказался от издания изуродованного произведения. Но столь же большое и глубокое значение имеет и изображение антагониста Евгения - того «державца полумира», против которого восстал безумный чиновник, ставший Человеком в высшем смысле этого слова. Нигде в творчестве Пушкина Петр I не предстает в такой резко выраженной «двуликости», как в этой сцене у памятника. Сначала это «строитель чудотворный», создатель обновленной России, приводящий поэта (а не Евгения) в священный трепет:

Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь!

Евгений бросает свой вызов, свою угрозу. В мгновение «грозный царь», двуликий и противоречивый, о двойственности которого Пушкин не раз писал еще с давних пор, поворачивает к восставшему против него Человеку свое «возгоревшее гневом» лицо и, поражая его страхом, обращает в бегство и преследует всю ночь. Евгений здесь - Человек, в высшем значении этого слова, представляющий многих и многих таких же «ничтожных героев», погибших или пострадавших от гениальной, но безжалостной мысли «строителя». Восстав против «мощного властелина судьбы», ничтожный безумец сравнялся с ним. А «горделивый истукан» почувствовал силу своего противника - не физическую, разумеется, но духовную, и тем более опасную.) Пушкин был убежденным противником деспотических и бесчеловечных форм русского самодержавия, установленных Петром Великим. Поэтому в его глазах исторически закономерно восстание Евгения (пусть и бессильное), но так же закономерен гнев против восставшего со стороны «державца полумира», причем этот гнев принижает его, открывая его второй лик - лик деспота.

Цели урока:

  1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.
  2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым понятием – метонимия.
  3. Воспитательная. Способствовать патриотическому воспитанию.

Оформление:

  1. Картины художников (образ Петра I в живописи и скульптуре).
  2. Эпиграф. “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.” (А.С. Пушкин)
  3. Словарь.

Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека.

Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои.

Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов.

Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Объявление темы, целей урока, эпиграфа.

Как видите, мы вновь и вновь обращаемся к истории нашей Родины. Всё оформление говорит о том, что мы продолжим знакомство с эпохой Петра I, Петра Великого. Портреты могут создавать писатели, художники по-разному.

Каким видели Петра художники, скульпторы?

(Показ видеофильма “Портреты Петра I ” сопровождается рассказом режиссёра, актёра Никиты Михалкова).

Этот образ запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе “Медный всадник”. И своеобразным памятником дел, образа Перта I стали произведения А.С. Пушкина. У него своё видение этого образа.

А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?

Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?

Чем объяснить его интерес к этой личности?

(А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России, “Россию поднял на дыбы”. А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим,были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”.)

Мы уже увидели отношение А.С. Пушкина к Петру в поэме “Полтава”, с отрывком из которой познакомились.

Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

(1709 год. Полтавская битва. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник, противопоставлен Карлу XII. Это национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой...”).

II. Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”.

Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.

  1. А начиналось всё так... (Видео -отрывок из художественного фильма “Пётр Первый”).

Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.

  1. Чтение отрывка.

Поставим задачу: каким мы увидим Петра?

III. Анализ произведения.

1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.

2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.

А что такое поэма? Какие её характерные особенности?

(Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).

Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.

3. Остановимся на особенности лирического произведения.

Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?

(Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).

К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства(повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

2. Курсив: он ; эпитет “дум высоких полн”.

Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.

(А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!

4. Выделение смысловых частей произведения.

(Строфы – это части, их зрительно можно выделить).

1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.

2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”

3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.

I тема.

Для чего Пётр I замыслил преобразования?

(Это историческая необходимость).

Что нужно сделать в интересах государства?

(Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных целей).

  • “отсель грозить мы будем шведу”,
  • “здесь будет город заложен”,
  • “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене,
  • “ногою твёрдой стать при море”,
  • “все флаги в гости будут к нам”.

Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.

? Как вы понимаете смысл выражения:

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...

Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры

“В Европу прорубить окно”.

? Каково значение строк:

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.

С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются метонимией.

Чтобы у видетьрезультат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.

Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству).

Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины?

(Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).

Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?

За что любит поэт свой город?

Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.

Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.

Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие, государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить – наводнение).

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю?

Его детище – город Петербург, которому уже больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”.

IV. Итог урока.

Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно”.

V. Домашнее задание.

  1. Наизусть отрывок.
  2. Как поэт передаёт своё отношение к городу на Неве?

Какие художественные средства использует? (Выписать их).

Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории. Поэма начинается с торжественного вступления, в котором прославляется преобразовательная деятельность Петра I.

Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного, автобиографического. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель Параше и бедному люду.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Свое личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. Но ему противостоит уже не Петр-преобразователь, а самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»),

Евгений чувствует на себе жестокость деспотизма Петра, представшего ему в образе Медного Всадника, «горделивого истукана». И он отважно бросает ему вызов. Стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишен смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, уничтоженный, раздавленный нравственно, с помутившимся разумом. Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти:

    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой -
    Как будто грома грохотанье -
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне;
    И во всю ночь безумец бедный
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал.

Величие Петра - зодчего нового государства - остается для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом одно из противоречий истории: необходимая и благая преобразовательная деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, и это становится страшным упреком всему делу преобразования.

К середине 1830-х годов поэт полон надежд, чувствует непрерывное обновление жизни. «...Жизнь все еще богата...» - заявляет он в одном из писем. Не в последнюю очередь это связано с его размышлениями об истории и современности. Так как человек - звено в цепи исторических событий, то, чтобы передать связь поколений, нужно и самому быть яркой личностью, жить полной духовной жизнью. Обезличенность ведет к исчезновению из истории, цветение души - к ощущению причастности к истории, к культуре. При этом Пушкин возлагал особые надежды на дворянство родовитое, знатное, независимое, а не на новую знать, представляющую собой «преданных наемников» власти, служащих из корысти за чины, награды, титулы и поместья. Обеспокоенный тем, что старое дворянство беднеет и теряет свои социальные привилегии, Пушкин полагал, что родовитый дворянин - союзник народа. Не случайно Дубровский становится предводителем бунтующих крестьян, тогда как новые дворяне - защитниками деспотизма. По мысли поэта, задача старого дворянства - обуздание деспотизма. Впоследствии он решительно изменит свой взгляд.

Раздумья над историей и современностью рождают не только повесть «Дубровский», философскую поэму «Медный всадник», но и философскую повесть «Пиковая дама».

Загрузка...
Top