Новый епископ. Епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин). Монашество — это мое Ослабить тетиву, чтобы не испортить лук

Епископ Игнатий (в миру Константин Юрьевич Бузин ; род. 21 июня , Кривой Рог) - архиерей Русской православной церкви , епископ Армавирский и Лабинский .

Биография

Образование, семья

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви .

Напишите отзыв о статье "Игнатий (Бузин)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Русской православной церкви

Отрывок, характеризующий Игнатий (Бузин)

Париж – крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность: союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, – разбойником вне закона. Но по какой то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что то.

Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.
Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения – Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.
Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.
Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе Армавира.

Перед началом богослужения на площади перед храмом Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, глава Армавира Андрей Харченко, атаманы и казаки отделов Кубанского казачьего войска, учащиеся казачьих классов общеобразовательных школ, жители Армавира. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой многочисленные верующие могли следить на большом экране, установленном на площади перед собором.Свыше 60 волонтеров были приглашены с разных учебных заведений для помощи в организации проведения Божественной литургии.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Армавирской епархии, регентом которого была матушка Ольга Гелеван.

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине.

Епископ Армавирский и Лабинский Игнатий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству старинный крест и посох.

Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность Митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору за труды на благо Церкви. Также Предстоятель обратился к епископу Игнатию: «Хотел бы поблагодарить владыку Игнатия, который стал первым епископом Армавирской епархии, на долю которого тоже выпала большая ответственность создавать епархиальные структуры, развивать епархиальные служения. Надеюсь, владыка, что и дальше Вы будете с присущей Вам ревностью нести это великое служение во благо вверенного Вам народа Божия».

Святейший Патриарх Кирилл вручил Митрополиту Исидору епископу Игнатию наперсные кресты, изготовленные в память 100-летия восстановления Патриаршества и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Для храмов Армавирской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал 12 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения были вручены иконки Воздвижения Креста Господня с Патриаршим благословением.

По завершении богослужения в Никольском кафедральном соборе Святейший Патриарх Кирилл посетил духовно-просветительский центр Армавирской епархии, построенный на территории будущего микрорайона Северный. Епископ Армавирский и Лабинский Игнатий представил Его Святейшеству концепцию развития духовно-просветительского центра. Согласно концепции, на предоставленном епархии участке земли в новом микрорайоне кроме духовно-просветительского центра будут построены Сретенский кафедральный собор, православная гимназия и детский сад.

После служения для наших волонтеров была организованна встреча с участниками Московского движения «Православная молодежь» в Армавирском Государственном Педагогическом Университете. Молодые люди обменивались опытом, просмотрели видеоролик, в котором рассказали и показали о мероприятиях, организованных «православной молодежью».

"Очень интересно, что гнусная ложная статья вышла с питерскими подробностями на РНЛ сразу после публикации Калаказо инфы о сорванной сделке Армавирского епископа по переезду на митрополичью кафедру в Псков. Очень удивительно, что одним из авторов РНЛ является игумен Игнатий Бузин, выходец из Спб, которому как никогда известны питерские подковерные игры... Пазл как-то странно сложился. Браво!
P.S. А Калаказо действительно не берет ни копейки за публикацию. Интересно в какую стоимость обошлась вам публикация статьи на РНЛ, уважаемый автор".

"Всем привет! Игнатий бузин реально педераст пассивный! Собирает мальчиков вокруг себя, дарит им дорогие машины, одежду, часы и деньги! Весь монастырь в Тихвине был против Игнашки педика! Он был долгое время был благочинным, перетоптал и перетрахавший всех послушников и трудников. Мне тоже предлагали быть батюшкой, если я пересплю с ним и его келейником Тихоном. Сколько гадостей и лжи он сделал в спб епархии и в Сергеевой пустыни мне помощнику отца Николая Парамонова - старца земли Русской! Очень хорошо работал у Мстислава ниже пояса! Мы все знаем Игнашку -Машку, худого и алчного до денег! А скандал в духовной академии с парнями семинаристами, это вообще страх! Он не в Псков хочет, а в спб митрополию, чтобы отомстить Парамонову Николаю. Это все правда!"

"Значит теперь быть вором, безумным гомосеком уничтожающим все вокруг в том числе и существующий церковный строй в лице того же Костомукшского Анаксиоса Тарасова означает быть- " приверженцем православного консерватизма"?Значит свидетельствовать правду про анаксированного Костомукшского пидрилы есть предательство консервативного (читай) святоотеческого православия? Если писавший это человек является священником, искренне желаю ему попасть в "консервативные православные" руки епископа Игнатия. Дорогой Дедулько я совершенно уверен, что Ваше свидетельство является свидетельством истины. Истины внутри нашей Святой Церкви, зараженной раковыми опухолями подобными Костомукшской и иным епархиям где к власти благодаря комерсантам Варсонофиям и Кириллам пришли циничные безбожники время которых сочтено".

"С исчезновением института царского и советского обер прокуроров в РПЦ исчезли ограничения, ранее заставлявшие иерархов вести себя прилично. Правильно написано - образовался вакуум. Церкви как и любому другому организму для жизни нужна система иммуноглобулинов, бросающихся на все чужое, попавшее в кровь. Если бы не было ни кураевых, ни дидулек, это означало бы одно - всё, церковь исчезла из народной жизни, стала сектой, до которой нет дела никому, кроме специальных служб".

Вчера Синодом назначен на Армавирскую кафедру (Кубань):

Игумен Игнатий (Бузин): Монашество - это мое

Распространено мнение, что в монастырь уходят неудачники - люди, не нашедшие в этой жизни себе никакого применения. Фразеологический словарь русского литературного языка объясняет, что фраза «подвести под монастырь» означает «поставить в очень нехорошее, тяжелое, безвыходное положение». Но так ли это? О своем почти двадцатилетнем иноческом пути, а также о том, почему люди идут в монастырь и почему там не остаются, рассказывает игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево‑Дымского монастыря.

Мой первый монастырь - Троице-Сергиева пустынь. Когда мы пришли туда, нас было двое - отец Николай (игумен Николай (Парамонов) - нынешний настоятель пустыни. - Прим. ред.) и я. И три тысячи милиционеров (в советское время это была школа милиции). В Троице-Сергиеву пустынь я поступил послушником в 1993 году, студентом III курса Санкт-Петербургской семинарии. А в 1994 году отец Кирилл (Начис) меня постриг в храме духовной академии. Мне тогда 20 лет было. А вообще я с 14 лет пытался в монастырь убежать (смеется). Точнее, в 14 лет я начал ходить в храм, а лет в 15–16 мне пришла мысль о том, что монашество - это мое, моя жизнь. И вот тогда я действительно думал даже о том, чтобы бросить учебу и уйти в монастырь. Но родители убедили, что надо сначала доучиться. Я окончил медицинское училище и поступил в семинарию, а родителям дал понять, что это мой выбор и меня бесполезно переубеждать.

В конце 80‑х, несмотря на перестройку и улучшение отношения к Церкви, «на местах» все оставалось по-прежнему. В медучилище я был комсоргом. Потом написал заявление, что выхожу из комсомола «по религиозным убеждениям», и меня начали по-всякому давить. И за то, что я в храм хожу, и за то, что из комсомола вышел. В военкомате с нас кресты срывали. Много было всякого. Например, мы восстанавливали в Геленджике один храм и пошли в горисполком за документами, а нам ответили: «Восстанавливайте, а потом мы вас этом храме повесим». В шутку это сказали или всерьез, не знаю. Но сейчас, слава Богу, этот храм действующий. Я как-то приехал туда и говорю: «Ну, покажите, где тот крючок, на котором нас повесят?» (смеется).

Как-то прочитал в газете про Псково‑Печерский монастырь и решил, что поеду туда. Это было в 1988 году. После той поездки я и решил, что хочу быть монахом. Тогда у меня еще не было знакомых иноков, посоветоваться было не с кем. Но был один приходской батюшка, который меня учил церковному чтению и пению, он поддержал меня, не стал разуверять. Хотя некоторые священники, наоборот, уговаривали, чтобы я женился. Были и другие искушения… Когда я уже учился в семинарии, приходила, помню, ко мне одна из регентш, издалека начинала разговор о духовном браке, о том, как Иоанн Кронштадтский со своей матушкой жили… Я ей говорю, ты знаешь, в семинарии много ребят, я‑то тут причем? Я свой путь уже выбрал.

После я часто стал в Печоры ездить. Жил там, выполнял послушания; иногда пономарил. И много общался с отцом Иоанном (Крестьянкиным) и отцом Адрианом (Кирсановым).

Другая любовь

Во время учебы в семинарии мне удалось съездить на Афон вдвоем с нынешним епископом Мстиславом - он тогда учился в академии, а я в семинарии. И мы с ним вдвоем в буквальном смысле пробивались на Афон. Долго нам не давали афонскую визу (тогда было очень сложно ее получить), а когда все-таки дали, то чиновница министерства написала на ней красными буквами: «Внимание! Только на 4 дня!». Но мы были рады и тому, что можем ступить в это «государство монашеское», хотя бы посмотреть на него. В результате на Святой горе мы прожили целых десять дней: нам визу продлили. В то самое время на Афон приехала на праздник святого Пантелеимона делегация от Русской Церкви из духовенства и четырех архиереев. Среди них был и владыка Исидор, который в свое время направлял меня учиться в семинарию. Он меня увидел и с удивлением говорит: «Ты что тут делаешь?», а я смеюсь и отвечаю: «Владыка, я встречать вас приехал».

Мы присоединились к делегации и вместе с ними были у старца Паисия в том самом архондарике, где он всех принимал. А я ничего и не знал об этом старце! Ощущение было… что тебе больше абсолютно ничего не нужно! Радость была такая… что если б тебе сказали сейчас умереть - умер бы и даже не думал бы ни о чем! Самое главное, что есть у старцев - это любовь. Они покроют тебя такой любовью, которую в миру ты не получишь никогда. Как бы мать ни любила своего ребенка, как бы жена ни любила мужа или муж жену… Эта божественная любовь, которую Господь дает через старца - ее очень сложно описать.

Я тогда еще не был в постриге, хотя прошение было написано еще в первом классе семинарии. После этой поездки я окончательно утвердился в том, что буду принимать монашество.

Начало пути

Когда мы вернулись с Афона, я поехал в Печоры, при встрече с отцом Иоанном (Крестьянкиным) проговорил с ним три с половиной часа. После той беседы я успокоился и уже так сказал: «Господи! Ну, если Твоя воля будет на то, чтоб я был монахом и я смогу какую-то пользу принести, Ты Сам все управь». И меня через три месяца постригли.

В Троице-Сергиевой пустыни я прослужил до 2002 года, затем по благословению митрополита меня перевели в Александро-Невскую лавру, а через месяц с небольшим назначили управляющим Приозерского подворья Коневского монастыря. Там я прослужил два с половиной года, и в начале 2005 года меня назначили благочинным Тихвинского монастыря, а также исполнять послушание хранителя Тихвинской иконы. В то время Антониево‑Дымский монастырь был приписан к Тихвинскому, и поэтому можно сказать, что уже с 2005 года я стал его окормлять. А через три года Синодом было принято решение сделать эту обитель самостоятельной, и меня туда поставили игуменом.

В то время в монастыре было всего два насельника - один трудник и один послушник. Литургию служили только дважды в год, в дни памяти преподобного Антония Дымского. В жилом состоянии было только одно здание - бывший странноприимный дом (ныне там братский корпус). От игуменского корпуса остались только стены. Когда владыка митрополит в августе 2008 года перед заседанием Синода приехал посмотреть монастырь, я ему говорю: «Пойдемте, я вам свои покои покажу», а там одни стены и пустые оконные проемы…

Монастырь - не бомжеубежище

Действительно бывает, что кто-то сам себя «подвел под монастырь», загнал в тупик. Как правило, такие люди в монастыре не приживаются. По той причине, что они не хотят менять себя. Ведь монастырь это не «бомжеубежище», а место покаяния и молитвы; когда человек сюда приходит, то все его недостатки духовные становятся одной кровоточащей раной. Как будто с него сняли кожу, и все его нервные окончания постоянно раздражаются.

Каждый приходящий человек несет в себе какие-то проблемы, отрицательные эмоции из мира. Я думаю, что люди в большей степени хотят убежать от себя.

Это происходит с каждым новым трудником и даже с тем, кто приходит просто «пожить до весны». Мало кто способен бороться с собой, и поэтому мало кто остается. За последние два года больше тридцати человек написали прошение о поступлении к нам в трудники. Из них осталось в монастыре только двое. А сколько уходили, не успев написать прошение!

Сейчас, по прошествии четырех лет, в обители пять монахов, три послушника и трудники. Всего примерно двадцать человек. Возраст и контингент разный. К сожалению, сейчас упадок, людей в монастырь идет мало. Есть люди, которые действительно приходят с серьезными намерениями принять монашество. В основном это люди среднего возраста, имеющие высшее образование.

Мы пользуемся правилами приема в монастырь, установившимися у нас почти 20 лет назад, когда я поступил в Троице-Сергиеву пустынь. Стараемся подходить к приему очень строго: в первую очередь, человек сам должен разобраться, чего он хочет от иноческой жизни. Когда кто-то говорит мне: «Я хочу спастись», то это звучит как заученная фраза. Все так говорят. А что конкретно ты хочешь? И когда начинаешь выяснять, оказывается, что у человека такие вот проблемы, и еще такие и вот такие… Тогда я советую - ты поживи у нас и посмотри. Не торопись. Он пишет прошение в трудники. Обязательно пишет автобиографию, сообщает, какие у него есть болезни, какие слабости: если, к примеру, у человека больной позвоночник, ему нельзя давать тяжелую физическую работу. Монастырь находится в лесу, и в радиусе пяти километров никого нет. До Тихвина 15 км, до Бокситогорска 20 км, до Санкт-Петербурга 250. Помогать некому.

А еще я говорю: «Я могу тебя принять, но если семья тебя не примет, ничего не получится». Братия - это семья. А если это будет армия, то не возникнет никогда единения. Да, в любом монастыре есть какие-то передряги, катаклизмы - потому что все люди разные. Но все это преодолевается, если есть самое главное - стремление прийти ко Христу.

Приходили к нам разные. И зеки, и отпетые бандиты. Был один трудник, у которого даже рекомендация была, но мне пришлось через два месяца выгнать его за пьянку. Где взял - не знаю, наверное, рыбаки мимо ходят, снабжают. А однажды пришел к нам один, перелез через ограду, стал ломиться в дверь, начал в открытую хамить. Я его должен был выставить, несмотря на непогоду: у нас в монастыре кельи не закрываются, мы братию приучаем жить так, чтобы не было друг от друга никаких секретов, так откуда я знаю - утром не проснемся и все. Никогда не угадаешь, кто к тебе пришел в монастырь.

Время покажет

Время показывает - может ли человек быть иноком. Есть такие, кто, прожив у нас два-три года, уходят. Поэтому я не склонен быстро постригать. Четыре-пять лет минимум должен человек пробыть в монастыре. Он должен серьезно определиться. Монашеский путь - это не просто так.

Всегда нужно учитывать желание самого человека. Есть у меня один послушник… Через две недели после того, как он пришел в монастырь, приехал его папа и сказал, что заберет. Несмотря на то, что у него есть пять других сыновей. А я почувствовал, что за эту душу надо бороться: у парня действительно искреннее стремление к монашеству. Если бы не было, я бы сказал - забирайте. А так я ответил: «Если вы хотите воровать воинов Христовых, пожалуйста, пробуйте, а я его не отпускаю». Надеюсь, что я за него не зря боролся.

Когда человек приходит в монастырь в молодом возрасте, его проще чему-то научить. Взрослый человек уже устоялся в своем мнении, правилах, своих пороках и грехах. А молодому гораздо проще изменить себя. Архимандрит Игнатий (Малышев) - келейник святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Ставропольского и Кавказского, когда у него спросили, в каком возрасте лучше идти в монастырь, ответил, что «Богу нужны целые свечки, а не только обгоревшие огарки». Преподобного Антония Варлаам Хутынский постриг в 18 лет. Говорят, что у молодых страсти сильнее кипят. Так ведь они и у стариков кипят. Страсти мучают абсолютно всех, но если человек действительно стремится ко Христу, независимо от возраста, то с Божией помощью все это благополучно поборется. Если же нет, то ничего не поможет.

Была такая история: один богатый человек отдал своего сына для исправления на какое-то время в монастырь, чтобы он избавился от блудной страсти. И договорились о том, что как только у этого молодого человека разгорится страсть, он будет звонить в колокол, чтобы братия становилась на молитву за него. Через две недели братия возопила. Игумен вызывает юношу и спрашивает, как он борется со своей страстью. На что тот отвечает: «А зачем мне что-то делать, когда вы за меня молитесь?» Тогда игумен снова вернул отцу сына со словами: «Он не хочет исправляться». Человек должен сам стремиться к исправлению.

Я всегда вспоминаю слова отца Иоанна (Крестьянкина) о том, что в монастыре уживаются только две категории людей - либо святые, либо гады. Гад и приспособленец будет лебезить перед тобой, лизоблюдничать, чтобы остаться. Как на Валааме говорили: «Ты пришел сюда ради Иисуса или ради хлеба куса?»

Ослабить тетиву, чтобы не испортить лук

Спрашивают, случается ли у монахов «профессиональное выгорание»? Но ведь для этого исповедь есть. Есть откровение помыслов… А еще - иногда нужно давать отдохнуть. Всем, и даже монахам. Преподобный Антоний Великий заставлял братию иногда играть в городки. Он говорил, что если тетиву лука постоянно держать в напряженном состоянии, то она порвется. И в духовной жизни так же.

Наверное, поэтому устав у нас не очень строгий и распорядок дня не очень сложный. В 7 часов утреннее правило, братский молебен, часы, полуношница, Литургия, когда она служится. Потом легкий завтрак и до обеда послушания. С часу дня обед, небольшой отдых и послушания до ужина. Если есть служба, то ужин после нее, а если нет, в 19 часов ужин и за ним вечернее правило. А потом свободное время. Кто-то читает, кто-то выполняет свое келейное молитвенное правило. У нас есть телевизор, два-три раза в неделю мы смотрим просветительские фильмы или старые светские. Телевизор - это те самые городки.

Мы стараемся с отцами, со старшей братией, сохранять добрые, человеческие отношения с послушниками и трудниками, живущими в монастыре. Если кто-то проказничает, приходится наказывать, но наказываем тоже по любви. Самое страшное наказание - дармовая еда. С человека снимаются все послушания, он делает, что хочет. Ест, спит, гуляет, но послушаний никаких не выполняет. Из этого два выхода - либо он исправляется, либо он уходит. Потому что совесть человека заставляет задуматься. И не дает в монастыре жить «просто так».

Я не сторонник физических наказаний, таких как поклоны, например, но иногда приходится и к поклонам прибегать. В любом случае человек должен сам понять, что с ним произошло, а не просто сделать поклоны и уйти - а в душе ничего не изменилось.

Подчинение и послушание

Хотя у нас давления нет, но есть четкие правила, которые надо выполнять. Иначе все разболтается. К сожалению, у нас утрачен институт послушания. Никто не хочет послушаться. Все хотят монастырь переделать под себя. Основная беда монашества - самомнение. Желание власти, каких-то высот. Забывают о том, что самое главное дело монаха - это молитва и удаление от мира. Эта проблема была всегда у иноков, но сейчас она стала очень актуальна. Сейчас почему-то все похожи на пенсионеров: хотят получать пенсию и ничего не делать. А на самом деле работы очень много, и в первую очередь над собой.

Подчиняться могут, а послушаться по любви - не очень. Причем это проблема обоюдная: если мы сами не были на послушании хотя бы какое-то время в монастыре, тогда как мы можем научить этому другого человека? Или как я могу научить молитве, если сам не молюсь? Как я могу научить поститься, если не пощусь? Мы должны сначала сами учиться всему этому. Каждый учитель в большой степени учится у своих учеников. Если каждый из нас - и начальствующий, и послушник - будет над собой трудиться, то и монашество поднимется.

Когда человек расположен к монашеству, нужно просто идти в монастырь и пробовать там жить. Можно спрашивать совета старца, но он все равно скорее всего ответит: «Ты должен решить сам». Бывает, что некоторые, боясь самостоятельно принять жизнеопределяющее решение, слишком долго ждут какого-то «знака свыше». Но ведь так можно и всю жизнь ничего не дождаться. Под лежачий камень вода не течет…

А вообще я с 14 лет пытался в монастырь убежать. Точнее, в 14 лет я начал ходить в храм, а лет в 15-16 мне пришла мысль о том, что монашество — это мое, моя жизнь. И вот тогда я действительно думал даже о том, чтобы бросить учебу и уйти в монастырь. Но родители убедили, что надо сначала доучиться. Я окончил медицинское училище и поступил в семинарию, а родителям дал понять, что это мой выбор и меня бесполезно переубеждать.

В конце 80‑х, несмотря на перестройку и улучшение отношения к Церкви, «на местах» все оставалось по-прежнему. В медучилище я был комсоргом. Потом написал заявление, что выхожу из комсомола «по религиозным убеждениям», и меня начали по-всякому давить. И за то, что я в храм хожу, и за то, что из комсомола вышел. В военкомате с нас кресты срывали. Много было всякого. Например, мы восстанавливали в Геленджике один храм и пошли в горисполком за документами, а нам ответили: «Восстанавливайте, а потом мы вас в этом храме повесим». В шутку это сказали или всерьез, не знаю. Но сейчас, слава Богу, этот храм действующий. Я как-то приехал туда и говорю: «Ну, покажите, где тот крючок, на котором нас повесят?».

Как-то прочитал в газете про Псково‑Печерский монастырь и решил, что поеду туда. Это было в 1988 году. После той поездки я и решил, что хочу быть монахом. Тогда у меня еще не было знакомых иноков, посоветоваться было не с кем. Но был один приходской батюшка, который меня учил церковному чтению и пению, он поддержал меня, не стал разуверять. Хотя некоторые священники, наоборот, уговаривали, чтобы я женился. Были и другие искушения… Когда я уже учился в семинарии, приходила, помню, ко мне одна из регентш, издалека начинала разговор о духовном браке, о том, как Иоанн Кронштадтский со своей матушкой жили… Я ей говорю, ты знаешь, в семинарии много ребят, я‑то тут причем? Я свой путь уже выбрал.

После я часто стал в Печоры ездить. Жил там, выполнял послушания; иногда пономарил. И много общался с отцом Иоанном (Крестьянкиным) и отцом Адрианом (Кирсановым).

Другая любовь

Во время учебы в семинарии мне удалось съездить на Афон вдвоем с нынешним епископом Мстиславом — он тогда учился в академии, а я в семинарии. И мы с ним вдвоем в буквальном смысле пробивались на Афон. Долго нам не давали афонскую визу (тогда было очень сложно ее получить), а когда все-таки дали, то чиновница министерства написала на ней красными буквами: «Внимание! Только на 4 дня!». Но мы были рады и тому, что можем ступить в это «государство монашеское», хотя бы посмотреть на него. В результате на Святой горе мы прожили целых десять дней: нам визу продлили. В то самое время на Афон приехала на праздник святого Пантелеимона делегация от Русской Церкви из духовенства и четырех архиереев. Среди них был и владыка Исидор, который в свое время направлял меня учиться в семинарию. Он меня увидел и с удивлением говорит: «Ты что тут делаешь?», а я смеюсь и отвечаю: «Владыка, я встречать вас приехал».

Мы присоединились к делегации и вместе с ними были у старца Паисия в том самом архондарике, где он всех принимал. А я ничего и не знал об этом старце! Ощущение было… что тебе больше абсолютно ничего не нужно! Радость была такая… что если б тебе сказали сейчас умереть — умер бы и даже не думал бы ни о чем! Самое главное, что есть у старцев — это любовь. Они покроют тебя такой любовью, которую в миру ты не получишь никогда. Как бы мать ни любила своего ребенка, как бы жена ни любила мужа или муж жену… Эта божественная любовь, которую Господь дает через старца — ее очень сложно описать.

Я тогда еще не был в постриге, хотя прошение было написано еще в первом классе семинарии. После этой поездки я окончательно утвердился в том, что буду принимать монашество.

Начало пути

Когда мы вернулись с Афона, я поехал в Печоры, при встрече с отцом Иоанном (Крестьянкиным) проговорил с ним три с половиной часа. После той беседы я успокоился и уже так сказал: «Господи! Ну, если Твоя воля будет на то, чтоб я был монахом и я смогу какую-то пользу принести, Ты Сам все управь». И меня через три месяца постригли.

В Троице-Сергиевой пустыни я прослужил до 2002 года, затем по благословению митрополита меня перевели в Александро-Невскую лавру, а через месяц с небольшим назначили управляющим Приозерского подворья Коневского монастыря. Там я прослужил два с половиной года, и в начале 2005 года меня назначили благочинным Тихвинского монастыря, а также исполнять послушание хранителя Тихвинской иконы. В то время Антониево‑Дымский монастырь был приписан к Тихвинскому, и поэтому можно сказать, что уже с 2005 года я стал его окормлять. А через три года Синодом было принято решение сделать эту обитель самостоятельной, и меня туда поставили игуменом.

В то время в монастыре было всего два насельника — один трудник и один послушник. Литургию служили только дважды в год, в дни памяти преподобного Антония Дымского. В жилом состоянии было только одно здание — бывший странноприимный дом (ныне там братский корпус). От игуменского корпуса остались только стены. Когда владыка митрополит в августе 2008 года перед заседанием Синода приехал посмотреть монастырь, я ему говорю: «Пойдемте, я вам свои покои покажу», а там одни стены и пустые оконные проемы…

Монастырь — не бомжеубежище

Действительно бывает, что кто-то сам себя «подвел под монастырь», загнал в тупик. Как правило, такие люди в монастыре не приживаются. По той причине, что они не хотят менять себя. Ведь монастырь это не «бомжеубежище», а место покаяния и молитвы; когда человек сюда приходит, то все его недостатки духовные становятся одной кровоточащей раной. Как будто с него сняли кожу, и все его нервные окончания постоянно раздражаются.

Каждый приходящий человек несет в себе какие-то проблемы, отрицательные эмоции из мира. Я думаю, что люди в большей степени хотят убежать от себя. Это происходит с каждым новым трудником и даже с тем, кто приходит просто «пожить до весны». Мало кто способен бороться с собой, и поэтому мало кто остается. За последние два года больше тридцати человек написали прошение о поступлении к нам в трудники. Из них осталось в монастыре только двое. А сколько уходили, не успев написать прошение!

Сейчас, по прошествии четырех лет, в обители пять монахов, три послушника и трудники. Всего примерно двадцать человек. Возраст и контингент разный. К сожалению, сейчас упадок, людей в монастырь идет мало. Есть люди, которые действительно приходят с серьезными намерениями принять монашество. В основном это люди среднего возраста, имеющие высшее образование.

Мы пользуемся правилами приема в монастырь, установившимися у нас почти 20 лет назад, когда я поступил в Троице-Сергиеву пустынь. Стараемся подходить к приему очень строго: в первую очередь, человек сам должен разобраться, чего он хочет от иноческой жизни. Когда кто-то говорит мне: «Я хочу спастись», то это звучит как заученная фраза. Все так говорят. А что конкретно ты хочешь? И когда начинаешь выяснять, оказывается, что у человека такие вот проблемы, и еще такие и вот такие… Тогда я советую — ты поживи у нас и посмотри. Не торопись. Он пишет прошение в трудники. Обязательно пишет автобиографию, сообщает, какие у него есть болезни, какие слабости: если, к примеру, у человека больной позвоночник, ему нельзя давать тяжелую физическую работу. Монастырь находится в лесу, и в радиусе пяти километров никого нет. До Тихвина 15 км, до Бокситогорска 20 км, до Санкт-Петербурга 250. Помогать некому.

А еще я говорю: «Я могу тебя принять, но если семья тебя не примет, ничего не получится». Братия — это семья. А если это будет армия, то не возникнет никогда единения. Да, в любом монастыре есть какие-то передряги, катаклизмы — потому что все люди разные. Но все это преодолевается, если есть самое главное — стремление прийти ко Христу.

Приходили к нам разные. И зеки, и отпетые бандиты. Был один трудник, у которого даже рекомендация была, но мне пришлось через два месяца выгнать его за пьянку. Где взял — не знаю, наверное, рыбаки мимо ходят, снабжают. А однажды пришел к нам один, перелез через ограду, стал ломиться в дверь, начал в открытую хамить. Я его должен был выставить, несмотря на непогоду: у нас в монастыре кельи не закрываются, мы братию приучаем жить так, чтобы не было друг от друга никаких секретов, так откуда я знаю — утром не проснемся и все. Никогда не угадаешь, кто к тебе пришел в монастырь.

Время покажет

Время показывает — может ли человек быть иноком. Есть такие, кто, прожив у нас два-три года, уходят. Поэтому я не склонен быстро постригать. Четыре-пять лет минимум должен человек пробыть в монастыре. Он должен серьезно определиться. Монашеский путь — это не просто так.

Всегда нужно учитывать желание самого человека. Есть у меня один послушник… Через две недели после того, как он пришел в монастырь, приехал его папа и сказал, что заберет. Несмотря на то, что у него есть пять других сыновей. А я почувствовал, что за эту душу надо бороться: у парня действительно искреннее стремление к монашеству. Если бы не было, я бы сказал — забирайте. А так я ответил: «Если вы хотите воровать воинов Христовых, пожалуйста, пробуйте, а я его не отпускаю». Надеюсь, что я за него не зря боролся.

Когда человек приходит в монастырь в молодом возрасте, его проще чему-то научить. Взрослый человек уже устоялся в своем мнении, правилах, своих пороках и грехах. А молодому гораздо проще изменить себя. Архимандрит Игнатий (Малышев) — келейник святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Ставропольского и Кавказского, когда у него спросили, в каком возрасте лучше идти в монастырь, ответил, что «Богу нужны целые свечки, а не только обгоревшие огарки». Преподобного Антония Варлаам Хутынский постриг в 18 лет. Говорят, что у молодых страсти сильнее кипят. Так ведь они и у стариков кипят. Страсти мучают абсолютно всех, но если человек действительно стремится ко Христу, независимо от возраста, то с Божией помощью все это благополучно поборется. Если же нет, то ничего не поможет.

Была такая история: один богатый человек отдал своего сына для исправления на какое-то время в монастырь, чтобы он избавился от блудной страсти. И договорились о том, что как только у этого молодого человека разгорится страсть, он будет звонить в колокол, чтобы братия становилась на молитву за него. Через две недели братия возопила. Игумен вызывает юношу и спрашивает, как он борется со своей страстью. На что тот отвечает: «А зачем мне что-то делать, когда вы за меня молитесь?» Тогда игумен снова вернул отцу сына со словами: «Он не хочет исправляться». Человек должен сам стремиться к исправлению.

Я всегда вспоминаю слова отца Иоанна (Крестьянкина) о том, что в монастыре уживаются только две категории людей — либо святые, либо гады. Гад и приспособленец будет лебезить перед тобой, лизоблюдничать, чтобы остаться. Как на Валааме говорили: «Ты пришел сюда ради Иисуса или ради хлеба куска?»

Ослабить тетиву, чтобы не испортить лук

Спрашивают, случается ли у монахов «профессиональное выгорание»? Но ведь для этого исповедь есть. Есть откровение помыслов… А еще — иногда нужно давать отдохнуть. Всем, и даже монахам. Преподобный Антоний Великий заставлял братию иногда играть в городки. Он говорил, что если тетиву лука постоянно держать в напряженном состоянии, то она порвется. И в духовной жизни так же.

Наверное, поэтому устав у нас не очень строгий и распорядок дня не очень сложный. В 7 часов утреннее правило, братский молебен, часы, полуношница, Литургия, когда она служится. Потом легкий завтрак и до обеда послушания. С часу дня обед, небольшой отдых и послушания до ужина. Если есть служба, то ужин после нее, а если нет, в 19 часов ужин и за ним вечернее правило. А потом свободное время. Кто-то читает, кто-то выполняет свое келейное молитвенное правило. У нас есть телевизор, два-три раза в неделю мы смотрим просветительские фильмы или старые светские. Телевизор — это те самые городки.

Мы стараемся с отцами, со старшей братией, сохранять добрые, человеческие отношения с послушниками и трудниками, живущими в монастыре. Если кто-то проказничает, приходится наказывать, но наказываем тоже по любви. Самое страшное наказание — дармовая еда. С человека снимаются все послушания, он делает, что хочет. Ест, спит, гуляет, но послушаний никаких не выполняет. Из этого два выхода — либо он исправляется, либо он уходит. Потому что совесть человека заставляет задуматься. И не дает в монастыре жить «просто так».

Я не сторонник физических наказаний, таких как поклоны, например, но иногда приходится и к поклонам прибегать. В любом случае человек должен сам понять, что с ним произошло, а не просто сделать поклоны и уйти — а в душе ничего не изменилось.

Подчинение и послушание

Хотя у нас давления нет, но есть четкие правила, которые надо выполнять. Иначе все разболтается. К сожалению, у нас утрачен институт послушания. Никто не хочет послушаться. Все хотят монастырь переделать под себя. Основная беда монашества — самомнение. Желание власти, каких-то высот. Забывают о том, что самое главное дело монаха — это молитва и удаление от мира. Эта проблема была всегда у иноков, но сейчас она стала очень актуальна. Сейчас почему-то все похожи на пенсионеров: хотят получать пенсию и ничего не делать. А на самом деле работы очень много, и в первую очередь над собой.

Подчиняться могут, а послушаться по любви — не очень. Причем это проблема обоюдная: если мы сами не были на послушании хотя бы какое-то время в монастыре, тогда как мы можем научить этому другого человека? Или как я могу научить молитве, если сам не молюсь? Как я могу научить поститься, если не пощусь? Мы должны сначала сами учиться всему этому. Каждый учитель в большой степени учится у своих учеников. Если каждый из нас — и начальствующий, и послушник — будет над собой трудиться, то и монашество поднимется.

Когда человек расположен к монашеству, нужно просто идти в монастырь и пробовать там жить. Можно спрашивать совета старца, но он все равно скорее всего ответит: «Ты должен решить сам». Бывает, что некоторые, боясь самостоятельно принять жизнеопределяющее решение, слишком долго ждут какого-то «знака свыше». Но ведь так можно и всю жизнь ничего не дождаться. Под лежачий камень вода не течет…

В марте 2014 года игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского мужского монастыря в Ленинградской области, был избран епископом Армавирским и Лабинским.

Загрузка...
Top