Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога Ольги Юрковской. Можно ли не отдавать ребенка в школу Формирование личности в школе

Детей должны пойти в школы. В том числе 1,6 миллиона - в первый класс. Однако активисты движения за домашнее обучение говорят, что значительная часть ребят только числятся в образовательных учреждениях, а на самом деле обучаются дома. Еще три-четыре года назад «хоумскулеров» было немного, а сегодня в связи с массовым укрупнением учебных заведений появилась четкая тенденция отказа от услуг государственных школ. По подсчетам проекта «Альтернативное образование», в одной лишь Москве за последние годы образовалось от 20 до 35 родительских объединений, которые учат детей самостоятельно. «Лента.ру» записала монологи мам и пап, выпавших из Системы.

«У тебя - два высших, а у дочери - неполное среднее»

Меня часто спрашивают: почему забрал дочь из школы? С дочерью решение как-то само собой назрело. Вероника пахала целыми днями. В восемь уходила из дома, в 16 часов - возвращалась. А с 17 часов у нее шли репетиторы, домашние задания. К вечеру это был просто невменяемый человек, который падал на кровать и тупо спал. Даже в выходные ни на что другое, кроме восстановления, ее просто не хватало. А отдачи от всего этого, на мой взгляд, было ноль. Зато после ухода из школы у дочери сразу появилось множество интересов: артстудия, зоология в зоопарке, гитара. Она ходит в какие-то походы и просто реально расслабилась.

Когда знакомые узнают, что дочь не пошла учиться дальше, охают: «Катастрофа! У тебя два высших, а у дочери - неполное среднее!» Но я вижу, что ей этого не надо. У нее другой круг интересов. Сейчас изучает английский и японский языки, осваивает гитару, рисует, и что-то еще осенью будет. То есть человек без дела не сидит. Зачем ей тратить еще два года жизни на неинтересные для нее математику и физику? Если захочет - ЕГЭ потом можно и так сдать. Я считаю, что главная задача родителей - погрузить ребенка в интересную атмосферу, создать ему поле вокруг. Если оно правильно засеяно, всходы будут. Корочка, несомненно, имеет значение. Но это смотря куда ты собираешься идти работать и чем заниматься. Если на госслужбу - наверное, пригодится. Если хочешь организовать свой бизнес - никакой диплом тебе в этом не поможет. Если ты идешь рисовать куда-то - с тебя спросят не аттестат, а картины.

Когда мы три года назад с дочерью выбрали домашнее обучение, очень мало было вокруг таких же семей. В основном уходили из-за плохих оценок, по болезни или если дети плохо адаптировались в социуме. Сейчас же среди нас много вполне успешных детей. «Новенькие» перенимают опыт у «старичков». Первый вопрос, который всех волнует: родители сами в роли учителей выступают или нанимают репетиторов? По-разному. Зависит и от возраста детей, и от уровня образования самих мам и пап. Я, допустим, гуманитарий. Поэтому всякие школьные общечеловеческие дисциплины для меня особого труда не представляют. Если что-то забыл - могу повторить или найду в интернете. А вот по химии-физике, математике и английскому у нас и в школе, и на домашнем обучении были репетиторы.

Другой популярный вопрос - как строится рабочий день «хоумскулеров». Вдруг ребенок, почувствовав свободу, вовсе не захочет учиться? Первое время мы с дочерью писали ежедневные планы, ориентированные на школьную программу: завтра изучаем вот эти параграфы, смотрим такие-то обучающие ролики, читаем следующие книги, идем туда-то. И строго выполняли намеченное. Усвоил или не усвоил человек материал - проверяется через тесты, контрольные работы. Все пособия продаются в магазинах или скачиваются в интернете.

Официально дочь была приписана к госшколе, сын сейчас - тоже. Форма обучения - семейная. Закон об образовании это позволяет. В Москве и Петербурге администрация школ обычно палки в колеса родителям не вставляет, если те желают учить детей дома. А вот в регионах, как я знаю, у многих проблемы. Обычно дети проходят аттестацию два раза в год, то есть сдают экзамены по всем предметам. Для ребенка это, конечно, стресс. Не нужно думать, что это халява. Но этот стресс несравним с тем, что мы получали ежедневно в школе.

Есть страшная тайна, которую я стараюсь не открывать детям. На самом деле дома приходится учиться больше, чем в школе. Рабочий день у дочери начинался в 11 часов, а заканчивался в 18 часов вечера. То есть в среднем она трудилась по семь часов в день с перерывом между занятиями в 10-15 минут. Объем прочитанных книг, просмотренного учебного материала - больше. Но она не чувствовала усталости, потому что не было прессинга, никто не мотал нервы.

«Уроков не было - играли»

Я далеко не фанат семейного образования. Точно так же, как большинство родителей, я вообще не представляла, что жизнь без школы возможна. У дочери была лучшая в районе школа, молодая креативная учительница, программа с модной у мамочек математикой по Петерсон. Однако проходили дни и месяцы, а никаких результатов обучения заметно не было. Дочь приносила из школы не знания, а бесконечные вирусы и бактерии. Учиться ей было очень скучно. Чтобы сохранить мотивацию к обучению, я перестала водить ее на некоторые (чаще всего первые) уроки, на английский, на физкультуру и попыталась игнорировать часть бессмысленной домашней работы. Это вызвало сопротивление учительницы, перед которой я почему-то должна была оправдываться в своих действиях, хотя именно благодаря им мой ребенок стал более мотивированным и дисциплинированным.

До школы она легко считала в пределах сотни, а в первом классе они почти весь год толклись на первом десятке. В списках по скорости чтения ее фамилия всегда была первой. Многократное же повторение, рассчитанное на отстающих, ее расхолаживало и заставляло скучать. А еще домашняя работа, которая лишала прогулок и кружков! Особенно тяжело ей было весь урок сидеть неподвижно.

Но самым большим разочарованием стала для меня частная школа, куда дочь перешла в середине первого класса. Там мы получили все то же самое: ненужные правила; утомительное сидение за партами; неуемное желание педагогов воспитывать, причем не только детей (хотя и это для меня неприемлемо), но и родителей; неэффективные и безнадежно устаревшие методики обучения. И все это за немаленькие деньги! Так что к середине второго класса назрел второй переход.

В один прекрасный день наши дети в школу не пошли. Мамы-единомышленники, педагоги из близлежащих госшкол и садика объединились и создали свою маленькую школу из шести второклашек. Организатор школы Елена Свитова взяла идеи и принципы таких педагогов как Шалва Амонашвили, Селестен Френе, Мария Монтессори. С тех пор у наших детей больше не было уроков, формы, портфелей, оценок, домашних заданий, «дисциплины» в школьном понимании этого слова. Помню, в первый день мы спросили у детей по привычке: «Какие уроки были?». Они ответили: «Уроков не было». - «А чем занимались?» - «Играли». Они играли - и изучали площадь и периметр, узнавали про имя существительное - и играли. Оказалось, что познавать, допустим, окружающий мир - это интересно, а заучивать приметы зимы - скучно. И что, например, вид и форму снежинки гораздо веселее рассматривать на ладошке, чем на странице учебника. И вообще, любой увлекательный процесс - это игра.

Фото: Robin Rayne Nelson / Global Look

Сейчас мы в пятом классе. С формой занятий все время экспериментируем. В качестве примера расскажу, как мы однажды устроили вечеринку и пригласили родителей. Чем будем угощать? Давайте сделаем вареники. Но сначала же надо рассчитать, сколько у нас будет народу и сколько что стоит. Не сколько в магазине они готовые стоят, а ингредиенты: мука, соль, яйца, начинка. Надо рецепт написать, красиво это все оформить. Пошли в магазин за мукой - выяснили, какие бывают сорта, откуда приехала мука, сделали несколько вариантов бюджета. Написали на доске и в тетрадках сам процесс приготовления. Взвесили картошку, сначала грязную, потом мытую, потом без кожуры, потом взвесили картошку вареную - посмотрели, сколько ушло. Заодно выяснилось, что есть крахмал в картошке, проверили, что он есть, капнули на нее йодом. Раскатали тесто, выяснили периметр этого теста, потому что мы все-таки люди ученые, не можем как простые домохозяйки раскатать, выяснили, сколько там миллиметров, потому что это тоже надо. Выяснили, откуда вареники родом, что это блюдо китайское, а не русское национальное, возмутились по этому поводу. Это простая тема, а бывают и более сложные темы.

Мы сдаем аттестации в госшколе. Раньше очень этого боялись. Теперь - нет. Специально не готовимся. Достаточно тех занятий, что есть у нас в семейной школе. У дочери по русскому четверка, но, на мой взгляд, она знает русский прекрасно для пятого класса. И по математике четверка - при весьма глубоких, на мой взгляд, знаниях. Остальные пятерки. Хотя для нас это не столь важно, скорее это важно для окружающих.

Экскурсии, походы, концерты

Елена Липгарт, организатор клуба поддержки семейного образования

У меня четверо детей: двое дошкольников, старшие учатся в началке - закончили второй и четвертый классы. В обычную государственную школу они никогда не ходили. Просто я вовремя узнала, что можно этого не делать. Выбрали дистанционное обучение. Сдаем аттестацию виртуально, не выходя из дома. Очные экзамены - только в 9-м и 11-м классах. А промежуточные можно так. Мы сейчас прикреплены к дистанционной школе в Новосибирске. Из всех имевшихся вариантов нам показалось, что там самые приемлемые условия. У каждого ученика есть свой личный кабинет на сайте, там - тренировочные материалы. Когда сдаешь экзамен, нажимаешь на специальную кнопочку. Включается веб-камера, которая записывает, как ребенок делает контрольную. Это чтобы исключить моменты подсказок или списывания.

Мы в семье сами справляемся со школьной программой и с требованиями аттестации. Репетиторов нет. При этом у детей много занятий вне дома: балет, рисование, лошади, экскурсии, походы, разные интересные мероприятия, встречи с людьми, концерты. Мы не придерживаемся жесткой школьной модели расписания уроков. Мне кажется, в домашних условиях это не вполне комфортно. У нас есть некая структура дня, заданная программой извне. Это не значит, что мы что хотим, то и делаем. Обычно в первой половине дня - уроки. Я могу в чем-то помочь детям, активно пользуемся дистанционными интернет-ресурсами: обучающими программами, видеороликами и т.д.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

У родственников поначалу были какие-то сомнения. Но важно то, что я сама была уверена в своих действиях. Это и передалось. К сожалению, в обществе по поводу семейного образования очень много стереотипов. Люди предполагают, что если ребенок не ходит в школу, то он заперт в четырех стенах. Это не так. Что касается социализации - у нас сложилось некое сообщество семей, практикующих домашнее обучение. Это такие семейные клубы в Москве и Подмосковье. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на участие родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, туда приходят с детьми. Вместе мы занимаемся разными интересными вещами: ставим опыты, играем в настольные обучающие игры. С одной стороны, это возможность общения, с другой - некий образовательный потенциал. К тому же часто среди родителей встречаются интересные люди, которые могут рассказать о своей профессии или организовать какой-нибудь мастер-класс. Семьям это тоже полезно: они видят, что не одиноки в своих идеях, а значит - у них все нормально.

Вот он - разгар сезона простуд и зловредных ОРВИ. В садике все было просто: воспитатели подробно объясняют, когда можно прогуливать садик, когда нельзя, когда нести справку, а когда и можно обойтись. В школе дела обстоят немного по-другому.

«Ну вот, опять что-то засопливил, на головную боль жалуется, глазки грустные», – печально говорит Ирина, мама семилетнего Тимы. Мальчик в этом году пошел в первый класс. С непривычки, конечно, сложно. Не из-за простуды – как с ней справляться, Ира знает. А можно ли прогулять школу, чтобы не таскать лишний раз ребенка в поликлинику? Там ведь в коридорах ослабленный организм может еще какую-нибудь дрянь подхватить…

Фото TVP Inc/DigitalVision/Getty Images

Причины не водить ребенка в школу

В садике иммунитет ребенка только формируется. Малыш может болеть по 15 раз в год - и это нормально. Зато к школе дитя окрепнет. Однако все дети разные, и если одни легко привыкают к школе, другим требуется время, чтобы адаптироваться. Чувствительные малыши могут даже заболеть от избытка впечатлений и переживаний. Если недомогание вызвано эмоциональным переутомлением и выражается только в усталости и повышении температуры, не грех денек-другой отдохнуть дома. Тем более, что и психологи советуют иногда позволять ребенку расслабиться и прогулять школу без веских причин - и подростков это тоже касается.

Иногда случается и такая неприятность, как легкое расстройство пищеварения, заставляющее пропустить занятия. Если маме не нужен больничный лист, и есть, кому присмотреть за ребенком, везти его в поликлинику необязательно. Там и правда сейчас полно чихающих и кашляющих детей. Риск подхватить инфекцию, которая надолго исключит школьника из учебного процесса, совершенно того не стоит.

Другая причина не водить детей в школу – семейные обстоятельства. Бывает, что отпуск родителей не совпадает с каникулами, случается праздник или срочный отъезд. Дети-спортсмены не ходят на уроки в период соревнований. Во всех этих случаях школьник не сможет предъявить учителю справку.

Фото John Slater/DigitalVision/Getty Images

А что по закону?

В законе «Об образовании РФ» ничего не сказано о том, сколько дней можно не посещать школу. Существует СанПиН для дошкольных учреждений, где написано, что после 5 дней отсутствия в садике нужна справка от врача. В санитарных нормах для общеобразовательных учреждений такого условия нет. Школы сами определяют допустимый срок отсутствия на уроках. Есть правила внутреннего распорядка учебной организации, которые родители обязаны соблюдать. Как раз в них и прописываются возможности и последствия пропуска занятий.

В большинстве случаев нормой считается 3 дня. На этот срок школы легко отпускают учеников. Обычно достаточно позвонить классному руководителю и предупредить, что ребенок заболел или уезжает, а затем написать заявление на имя директора. В тексте заявления родитель просит разрешить сыну или дочери отсутствовать на занятиях и берет на себя ответственность за его здоровье и усвоение учебного материала в указанный день. В уставе школы также может быть предусмотрено обязательное предоставление медицинской справки после лечения в стационаре или пребывания за границей.

Пропускать можно, но без ущерба учебе

«У нас в начале года на родительском собрании все получают распечатанную форму заявления о том, что ребенок пропустит школу по каким-либо причинам. Родителям достаточно только даты проставить, подписать и принести заявление в школу. Санкций за это никаких не будет», – рассказала Ирина Войтова, завуч одной из петербургских школ. Подобная практика существует практически везде.

Но во всем надо знать меру. Если прогулы будут частыми, их придется отрабатывать. А если уж и не отрабатывать, то перед школьникам замаячит перспектива остаться неаттестованным – тогда в следующий класс он не перейдет. Так что прогуливать можно, но без ущерба успеваемости.

Непосредственное решение об отмене занятий в школе из-за морозов принимает администрация школы на основании рекомендаций и распоряжений от органов управления образования региона или муниципалитета. Как правило, издается приказ по школе. Школа может полностью отменить занятия, либо информировать родителей о возможности не посещать занятия в период холодов.

Если посещение школы в морозы скажется за здоровье ребенка - ответственность будет нести школа. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса возлагается на образовательную организацию.

При какой температуре можно не ходить в школу

Органы исполнительной власти субъектов при принятии решений об отмене занятий ссылаются на письмо Министерства просвещения РСФСР от 22 декабря 1978 года №511-М:


5-9 классы – минус 30°C и ниже;
10-11 классы – минус 31°C и ниже.

В муниципальных образованиях, где осуществляется подвоз обучающихся к месту учёбы, занятия отменяются при следующих показателях температуры наружного воздуха:

1-4 классы – минус 25°C и ниже;
5-11 классы – минус 30°C и ниже.

Также органы власти и образовательные организации ссылаются на постановления главного санитарного врача региона. Такие постановления носят рекомендательных характер. Для разных регионов установлены свои температурные показатели, при которых рекомендуют отменять учебу:

Центральная часть России, средняя полоса:
-23-25°C - 1-4 классы;
-26-29°C - 1-9 классы;
от -30°C - отменяются занятия во всех классах.

На Урале:
-25-28°C - 1-4 классы;
-28-30°C - 1-9 классы;
-30-32°C - отменяются занятия во всех классах.

В Сибири:
-30°C - 1-4 классы;
-32-35°C - 1-9 классы;
от -40°C - отменяются занятия во всех классах.

В северных регионах России:
от -40°C - 1-4 классы;
от -48°C - 1- 9 классы;
от -50°C - отменяются занятия во всех классах.

Здравствуйте Ольга!

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Загрузка...
Top