Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)
Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)
Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово
Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.
Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний (Слайд 4)
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Веселые стихи
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )
III. Новый материал
Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
1. Исследовательская работа
Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)
Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).
Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?
(Слайд 6)
А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
Какие слова называются сложными?
Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний
Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.
Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.
1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)
Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.
2. Словарная работа (Слайд 9)
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Уровень «4»
«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.
4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
Уровень «4» (Слайд 10)
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.
5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)
Любая профессиональная деятельность требует от человека:
- Человек, который любит труд.
- Человек, который любит знания.
- Люди, которые помогают взаимно.
- Человек, который стремится к цели.
6. Подбери антоним (Слайд 13)
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)
1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.
9. Работа с карточками. Проверь себя
10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)
Уровень «5»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ |
2)______________________ |
3)___________________________ |
4)______________________ |
5)___________________________ |
6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
Уровень «4»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.
Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)
V. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Что нового вы узнали?
Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)
- Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
- Упражнение № 168.
- Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
- Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.
Литература
- Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
- В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
- Русский язык. Первое сентября.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Правописание сложных слов вместе и через дефис
Сложные слова образуются сочетанием двух и более оснований.
Компоненты сложных слов могут соединяться между собой сочинительной или подчинительной связью. При сочинительной способе связи основы, из которых образуются сложные слова, сочетаются как равноправные, и между ними можно поставить союз и: премьер-министр, физико-математический.
При подрядном способе связи одна основа синтаксически зависит от второй: зализопрокат (прокатывать железо), электросварка (сваривать электричеством), кратковременный (короткое время), красноречивый (красно сказать), рукописный (писать рукой), вагоноремонтный (ремонтировать вагоны).
Основы сложных слов могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е (есть) или без них. Буква о пишется, если образующая основа заканчивается на твердый или шипящий согласный: железобетон, человеко-день, голубоглазый.
Буква е пишется, если образующая основа оканчивается на мягкий согласный: сталевар. Связующее является пишется после основания, заканчивается на и или удлиненный мягкий согласный: пейзаж, животворный. Если первой частью такого слова является прилагательное мягкой группы, то перед ним пишется ь: древнерусский.
Сложные существительные могут писаться вместе или через дефис.
Вместе пишутся сложные существительные, образованные:
1. Из двух основ с помощью соединительных гласных о, е, являются: аист, земледелец, чаеризка, Новопетровке, Белополье, Красноводск.
2. Без соединительных гласных сочетанием
— Глаголы в повелительной форме и существительного: болиголов, перекати, Тягнырядно, Гуляйполе;
— Числительные (написанного буквами) и существительного: десятилетия, но: 10-летие, Триполье, Пятигорск.
Сложные прилагательные могут писаться вместе или через дефис.
Вместе пишутся сложные прилагательные, образованные от:
1) сложных существительных, которые пишутся слитно: железобетонный, черноземный, Новобеличский (Новобеличи), Староконстантиновский (Староконстантинов)
2) словосочетаний с подчинительной связью сочетания:
— Существительного и прилагательного: темноглазый (темные глаза), восточно (восточная Украина), белоцерковский (Белая Церковь);
— Числительные (написанного буквами) и существительного: пятиэтажный, двадцятипьятитомний;
— Существительного и глагола: вугледробильний, зерноуборочный;
— Наречия и прилагательного: вышеупомянутый, долгосрочный;
— Из нескольких прилагательных, которые образуют термины новогреческий (язык), сложносочиненный, древненемецкий, слепоглухонемой.
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
1) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: дизель-моторный, экс-чемпионский, Пуща-Водицкий (Пуща-Водица), Ивано-Франковский (Ивано-Франковск);
2) образованные от словосочетаний с сочинительной связью: русско-украинский, курортно-санаторный, но: хитроумный, зловредный;
3) с первой частью, которая заканчивается на-ико, (-ико): физико-математический, химико-технологический;
4) с первой частью военно-, военно-: военно-воздушный, военно-промышленный. Исключение: военнообязанный, военнопленный;
5) которые означают дополнительные оттенки качества, цвета: горьковато-соленый, темно-красный. Исключение: оранжевый, пунцовым;
6) которые означают названия сторон света: юго-западный, северо-восточный;
7) географические названия, в состав которых входят названия сторон света: Северо-Западный фронт, Юго-Западная железная, но: Северокрымский канал, Западно низменность, южно степи (по общему правилу подрядной зависимости словосочетаний).
У всех звуков речи есть свои глубинные изначальные смыслы. …Правильно ли по смыслу сделан выбор гласных для соединения разных слов?..
Да, правильно, других таких гласных по смыслу нет: звук О - вообще соединяет, у него смысл такой, а вот Е - позволяет одному слову к другому как бы «пристыковаться» (будто щепку прибьет течением к берегу или к другому предмету, потому что звук «Э» - это, если помните, «течение, поток»).
…А теперь вспомните правило:
Соединительная гласная -О- пишется после основ на твердый (отвердевший) согласный: парО воз, зверО лов, лесО полоса, левО бережный, быстрО ногий, .
Но КАК это получается? На самом деле. В живой ситуации, когда не было никаких «филологов», изобретающих орфографические правила. Зато были разумные человеки, глубоко чувствующие природу и смысл звуков Живой Речи!
Давайте осмысленно объяснять происхождение такого соединения слов в реальности речевой практики предков.
Например: вот просто для соблюдения форм возьмем словосочетания «полоса леса», и/или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».
А теперь вспомните, что в прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами , т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).
Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!
А теперь вам снова придется вспомнить о чередовании гласных А и О , в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.
Поймите, что мы сейчас как раз не фантазируем, а моделируем, воспроизводим естественную ситуацию возникновения смыслового чередования гласных в сплошном тексте из многих и многих слов.
Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности , а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения !
Предки использовали только реальные выразительные средства - смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.
лесаполоса …» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А
лесополоса …», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А , либо через О .
Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!
Так же и в случае: «…звера лов » и «зверо лов ». И в других аналогичных ситуациях.
Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).
А не формальная орфограмма (как сейчас, перед нами, когда смысл ситуации утрачен!). Формальная орфограмма, которую сейчас разумно, с учетом всех важных обстоятельств, не объясняют, а заставляют писать вот так и не иначе. Так не только у детей, а любого возникает чувство протеста против нелепости (будто серьезным видом разыгрывают, когда розыгрыш неуместен!).
Вот через такие нелепые ситуации и возникает недостаточная (бессмысленная) педагогика и недостаточная (формальная) методика преподавания.
Теперь перейдем к ситуации с другой соединительной гласной.
Соединительная гласная -Е- пишется после основ на мягкий согласный, шипящие, Й и Ц : землЕ трясение, пешЕ ход, краЕ ведение, птицЕ лов.
Имейте в виду, что исторически перед нами та же реальная ситуация сплошного текста: «…землитрясение…» и «птицылов».
Для предков была та же обыденная осмысленная ситуация выбора пути (повторяем, выбора правописания или «правдописания»).
Здесь та же ситуация осмысленного чередования гласных, но только в данном случае речь шла уже о чередовании И и Е .
Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…землитрясение …» (по-современному, с пробелом: «земли трясение»), где И показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…землетрясение …», с гласным Е
Так же и в ситуации с Ц . Когда перед нами два разных слова, то в сплошном тексте: «…птицылов …» (по-современному, с пробелом: «птицы лов»), где Ы после Ц показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…птицелов …», с гласным Е (по-современному так же), то каждому было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
Так же и в ситуации с Й. Когда два разных слова, в сплошном тексте: «…крайведать …» (по-современному, с пробелом: «край ведать»), где перед нами 2 простых слова. Когда в тексте видели: «…краеведение …», с гласным Е (по-современному так же), то 1 сложное слово!
Эту целостную осмысленную ситуацию разрушили в современном языкознании: сложное слово с «соединительной гласной» стало орфограммой, а вот с появлением «пробела» между словами, такие написания, как «птицы лов, леса полоса » тематически отнесли совсем в другой раздел языкознания…
Команда ЗоВУ («Живая Русская Грамота ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)
Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова