Как чистят дороги в финляндии. Как чистят снег в разных странах мира Меняющиеся знаки скорости в зависимости от условий

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России - в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт - Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей - примерно 80 тысяч - уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город - более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», - говорит Юкка Репо.

Экономия

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый - это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй - уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

С шипами и без

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке - на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, - это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его - получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Скорость

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум - 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, - говорит Юкка Репо. - Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, - говорит бизнесмен. - Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России - в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт - Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей - примерно 80 тысяч - уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город - более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», - говорит Юкка Репо.

Экономия

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый - это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй - уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

С шипами и без

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке - на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, - это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его - получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Скорость

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум - 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, - говорит Юкка Репо. - Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, - говорит бизнесмен. - Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.


февраль 2012


Мы с мужем подготовили небольшую заметку о дорогах в Финляндии, так как сами очень любим путешествовать на автомобиле. Даня (мой муж) в Финляндии был около 10 раз. Чаще всего - на машине. В этой нашей совместной записи Даня рассказывает о дорогах Финляндии (кратко и сухо, как настоящий мужчина), дает полезные советы бывшим и будущим путешественникам, говорит о парковках и элементарных правилах... в общем, делится опытом. А я немножко добавляю женских мыслей:)

Использование ближнего света, противотуманок

Ближний свет на автомобиле должен быть включен во время движения всегда.

Противотуманки разрешается использовать только, когда они действительно необходимы (в тумат, снег).

Анти-радары

Запрещены как класс, в случае обнаружения при проходе через границу большой шанс эту самую границу не перейти.

Скоростной режим

Стандартный скоростной режим - населенный пункт 50 км/ч, вне населенного пункта 80 км/ч. Знаки с указанием разрешенной скорости стоят часто, очень часто.

Контроль скорости на дорогах

Во многих местах установлены камеры фиксирующие скорость и делающие фотографию машины в случае нарушения. О них честно предупреждают знаки, висящие за 200-300 метров до места установки камеры. Но так же висят и совершенно незаметные и неафишированные камеры. Если вы увидите вспышку, это почти 100% значит, что вы что-то нарушили.

Меняющиеся знаки скорости в зависимости от условий

В зависимости от дорожных условий скорость может быть автоматически ограничена. На крупных автострадах знаки, ограничивающие скорост,ь - электронные и могут менять свои цифры.

Парковка на трассе

Парковка на обочине не разрешается - специальные паркинги сделаны по всей трассе примерно через десятки километров.

Парковатся вне населенных пунктов на дороге со знаком "главная дорога" - запрещено, для парковки есть специально предназначенные для этого места, обозначенные буквой P. Это может быть просто уширение проезжей части, а может быть отходящая в сторону от главной дороги дорога с площадкой в конце, туалетами, беседками, скамейками, информацией о регионе.

Дороги зимой

Дороги более скольские, но более чистые. По ощущениям дорожное покрытие более скользкое, особенно в городе. Соли на дорогах нет, они посыпаны гранитной крошкой. Зато омывайкой пользовались раза 2 за всю дорогу. После возвращения на территорию России бачок омывателя кончился на 100 километрах.

Пешеходы

Пешеходы - это святое! Могут и не смотреть когда переходят дорогу. В Финляндии нет переходов на дорогах со скоростью движения более 60. Пешеходов то ли очень любят, то ли очень боятся. Нам не встретилось ни одного пешеходного перехода на трассе, где разрешенная скорость движения была больше 60 км/ч. Если все же необходим переход через шоссе, то за несколько сот метров от него ставится знак, ограничивающий скорость до 60. Вне населенных пунктов очень часто встречаются переходы с островком посередине, и, когда темно, этот островок подсвечивается.

Круговое движение

Много перекрестков равнозначных дорог организованы в виде кругового движения. Это довольно удобно. Главный тот, кто уже на круге, а не тот, кто на него въезжает.

Левая полоса

Никто не едет по левой полосе - она только для обгона.

При движении на дорогах с двумя полосами в одну сторону (честно говоря, не встречали дорог с тремя полосами) левая полоса всегда свободна, по ней никто не едет, она только для обгона. Обогнал и назад в правую полосу.

Поворотники придумали трусы?

Все и всегда пользуются поворотником. К сожалению в Росии пользоваться им становится уже почти неприличным. Единственная машина не показавшая сигнал поворота за все наше путешествие имела номер региона 177 rus:)

Быстро меняющиеся сигналы светофора в городе

Сигналы светофора меняются непривычно быстро (особенно в городах). Желтого сигнала почти не видно, а зеленый не мигает.

Сфетофор со стрелкой - это отдельный сфетофор

На нашем пути не было встречено так называемыех светофоров со стрелками. Стрелка - это отдельный полноценный сфетофор со своим красным, желтым и даже зеленым цветом.

О парковке

Нельзя вставать во дворах - штраф 40 евро.

Двор дома считается частной территорией и въезд в него украшают таблички с предупреждением о том что парковка во дворе может закончится штрафом в 40 евро.

За 600 км движения по Финляндии нами была встречена только одна полицейская машина, и та в ночи, правда безбожно нарушавшая скоростные ограничения:)

Нарушают все километров на 10.

Конечно, никто не соблюдает скоростной режим буквально, скорость нарушают почти все километров на 5-10.

Еще из наблюдений - чем страна удаленнее от России, тем меньше на дорогах встречаются условые поршикайены. За мои примерно 10 раз пребывания на территории Финляндии я встретил только 1 кайен и 2 ауди ку7 с финскими номерами. В Эстонии это количество уже на несколько порядков больше. А теперь выглянем в окно...

Вообще сородичи Йелопукки ездят не на новинках авторынка. Старых машин очень много, но все они в очень хорошем состоянии. На одной из парковок рядом с нами стоял Opel Kadett, машина окончательно снята с производства в 1991 году, то есть сейчас ему минимум 21 год. Основная проблема этих машин - ржавеющие задние арки, в этом легко убедится встретив такой экземпляр на наших дорогах - либо в этом месте будет куча следов сварки, либо куча ржавчины. У финского кадета все было родное, по ощущениям по-крайней мере.

А теперь я отняла у Дани компьютер и хочу сказать пару слов, как штурман.

Карты и навигатор

На самом деле настоящим штурманом у нас в машине работает навигатор Том-Том. Он знает все дороги (даже проселочные) в Финляндии и отменно нас везде возит. Поэтому, собираясь в дорогу, советую обзавестись навигатором и забить в него места интереса. Мы зовем наш навигатор Наташей (он с женским голосом), любовно его не слушаемся, если лучше знаем, куда нам надо... и берем с собой на пешеходные прогулки по городу! Очень удобно. Конечно, с нами всегда еще бумажная автомобильная карта Финляндии (купили как-то на Несте) и карты региона и города, куда мы едем. Первым делом попав в новое место, мы идем в tourist information - набираем карт и буклетов по интересным местам. Иногда карты можно найти и на парковке.

Знаки мест интереса

Вся Финляндия полна знаков. Но не знаков дорожного движения, а информационных знаков - где что интересненькое есть.

Белый вензель на коричневом фоне с названием достопримечательности и сколько километров до места. Эх, были бы еще путеводители, где все эти места расписаны.

Удачи на дорогах!

poppismic
24/02/2012 02:57



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Я не понимаю, как они по ним ездят и как вообще до сих пор живы. То ли дело зимние дороги в России - посыпанные солью, реагентами, песком или гранитной крошкой. А здесь?

В Лапландии, сплошь покрытой снегом, никто вообще ничем не посыпает ни трассы, ни улицы в городах. Сплошной снег, что на дороге, что на обочине, никаких грязных отвалов и каши под ногами, все машины чистые, обувь на ногах не разваливается и не имеет белых разводов, когда приходишь домой. И все нормально ездят, никаких аварий, за неделю не увидел ни одной валяющейся в кювете машины как сами знаете где...

Как так получается? И дороги не загадить всеми этими смесями, и безопасно ездить зимой? Загадка... Что вы думаете, как им это удается?

1. Единственное, что здесь делают с дорогами - все время чистят от свежевыпавшего снега. Опасного пухляка, скрывающего истинное состояние дороги и скользкие проплешины, здесь практически не встретить. Гололед - да, встречается, но... аварий то не видно! Может быть причина в том, что, если на трассе знак 80, все едут 80, а не 99 и уже тем более не несутся под 130.



2. Дорога на въезде в один из лапландских городов.

3. Так выглядят дороги внутри поселков и городов в Лапландии.

4. Ниже фото, как выглядит трасса из Рованиеми в Ивало.

6. На спусках, опасных поворотах или пересечениях дорог нередко можно увидеть фонари освещения. Естественно, эти меры снижают вероятность аварий.

Загрузка...
Top