За что сократ поплатился своей жизнью. За что в демократических Афинах был казнен Сократ? Суд и казнь

Во все времена власть не любила инакомыслящих людей, таким был великий философ античности — Сократ. Его обвинили в растлении молодежи и вере в новых божеств. В этой статье мы поговорим о том, как жил и как умер Сократ.

Философ жил в 470-399 гг. до н. э. Он был свободным гражданином Афин. Семья, в которой он появился на свет, была не бедной. Мать была «повивальной бабкой», сегодня ее бы называли акушеркой. Отец много и тяжело работал каменотесом. Продолжать его дело сын не захотел. Он сам выбрал свою стезю. Сократ стал философом и дарил людям истину, ведя с ними продолжительные беседы о смысле жизни, учил народ нравственности. В разговорах со своими оппонентами пытался найти путь к совершенству.

В представлениях Сократа город Афины — обленившийся сильный, но тучный от обильного питания конь, которого нужно все время дразнить, не давать покоя. Таким оводом, дразнящим животное, он видел себя. Он считал, что Господь приставил его к жителям Афин, чтобы путешествовать и общаться с ними постоянно, уговаривать их жить полной жизнью, укреплять в каждом из них веру в себя и Господа. Рассуждать о нравственной философии он был готов с любым прохожим и в любое время.

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

Сократ — честный гражданин

Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.

Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется "жить по совести".

Забота о душе

Первостепенным для Сократа была душевная чистота, он пренебрежительно относился ко всему мирскому. Ему не нужно было богатство, власть, он мало думал о физическом здоровье и мнении окружающих. Сократ считал, что все эти вещи вторичны. На первый план у него всегда выходила душа.

Обвинение Сократа

К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:

  • Мелет (поет);
  • Анит (владелец кожевенных мастерских);
  • Ликон (оратор).

Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.

В кого верил Сократ?

Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.

Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя. Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян.

В чем героизм смерти Сократа? В зале философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

История смерти Сократа

Сократ должен был умереть от «государственного яда» — цикуты, растения с латинским названием Conium maculatum, т. е. болиголов пятнистый. Ядовитым в нем является алкалоид конин. Некоторые историки придерживаются мнения, что это не болиголов, а Cicuta Virosa, то есть вех ядовитый. В этом растении ядовитое вещество — это алкалоид цикутотоксин. В принципе, на то, как умер Сократ, это никак не повлияло.

Перед тем как приговор привели в действие, Сократ пробыл в тюрьме еще 30 дней. Многим покажется самым страшным именно ожидание, но Сократ переносил это стойко, считая, что нет ничего страшного в смерти.

Почему пришлось ждать так долго?

Дело в том, что суд вынес решение тогда, когда жителями Афин было послано судно с ритуальными дарами на остров Делос. Пока корабль не вернулся в родной город, они не могли никого казнить.

Отказ от побега

Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.

В последний день Платону — другу и ученику Сократа — разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Обсуждение было настолько эмоциональным, что тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью не стоит себя будоражить, то есть «горячить». Считалось, что все, что «горячит», может помешать яду подействовать на приговоренного, и он будет умирать в страшных муках. К тому же яд придется пить два, а то и три раза.

Описание смерти Сократа

Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.

После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.

Выводы, сделанные после смерти Сократа

Вот вы и узнали о том, как умер Сократ. Его гибель подкосила европейский дух. Для мыслящих европейцев она стала знаком беды и торжества несправедливости. Величайшие умы того времени, такие, например, как Платон, стали задумываться, насколько несовершенен тот мир, который убил такого праведника, как Сократ. Именно Платон сделал вывод о том, что должен существовать более совершенный занебесный мир, в котором и должна жить такие добродетели, как Сократ.

Вывод

В этой статье вы узнали, как умер Сократ. Он является символом стойкости духа и собственных убеждений. Когда философу сказали, что афиняне его осудили на смерть, то ответил, что их к смерти давно приговорила сама природа.

Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.

Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых разных народов. С голоду не умирали. Мальчик появился на свет около 469 г. до н. э., получил хорошее образование и был активным гражданином. Он участвовал в Пелопонесской войне, являлся учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.

Взгляды Сократа известны по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта («Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой»). Собственные сочинения Сократа неизвестны, так как свои мысли он излагал в устной форме, в беседах с учениками и другими слушателями. Следует учесть, что Платон и Ксенофонт в своих описаниях Сократа и его взглядов часто кардинально расходятся.

Сократа считают основоположником философии софизма , суть которой в стремлении к достижению истины.

Сократа считают сторонником рациональной этики, так как, по его мнению, добродетель проистекает из знания. Человек, понимающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Против этого трудно возражать, так как в противном случае знающий, но творящий зло человек теряет право называться человеком.

В 399 г. до н. э. у кого-то из афинян возникло «мнение» о том, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Ближе к истине выглядит другая версия «вины» Сократа. «Обвинители Сократа вовсю, конечно, использовали стойкую молву о его проспартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам.

Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского или критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному. Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений на этот счет», - объяснял авторитетный советский биограф философа .

Известно, что Сократ отверг предложения учеников спастись бегством, что было общим правилом, так как проходило время, «мнение» менялось и многие возвращались обратно без каких-либо последствий. Но Сократу было под семьдесят, и бегать он почему-то не захотел. Здесь стоит вспомнить, что у Сократа была весьма сварливая жена Ксантиппа, которая его достала не меньше некоторых сограждан.

Перед смертью в жертву Асклепию по настоянию Сократа был принесен петух. Обычно петуха резали за здравие, но Сократ объяснял, что свою смерть он рассматривает как выздоровление, освобождение от земных оков.

Часто говорят, что Сократ принял цикуту. Но принятие этого яда обычно вызывает пену изо рта, тошноту, рвоту, припадки. Сократ же после принятия яда, по описанию Платона, постепенно коченел, пока холод не дошел до сердца. Такие симптомы сопровождают употребление болиголова пятнистого. Впрочем, эти детали вряд ли имеют большое значение. Великого мудреца не стало.

Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной
стороны, в силу самой этимологии этого слова признавалось, что эти люди -
носители земной мудрости. С другой же - молчаливо подразумевалось, что
не всякая мудрость нужна народу. И вердикт В. И. Ленина, отправившего в
ссылку за границу ведущих российских философов, не был единственным в
числе подобных актов государственных особ.

Многие римские кесари,
раздосадованные чрезмерным обилием в стране этаких «мудрецов», проводили
самые настоящие «чистки», изгоняя философов за пределы «матери
городов», но не рискуя, однако, повторить пример Афин, где впервые был
казнен философ.

Ведя речь о Сократе (470/469-399 до н. э.),
трудно удержаться от разговора о сущности сократической философии.
Однако постараемся насколько возможно удержаться от этого в рамках
нашего скромного труда.

Нам, жителям современного урбанистического мира, трудно понять, что же такого привлекательного (и тем более ненавистного).

Что
было в этом внешне некрасивом, даже отталкивающей внешности пожилом
человеке, обуреваемом всеми мирскими пороками, злой женой, бедностью и
лишениями? Что привлекало к нему молодежь? Что отвратило от него родной
город и, наконец, каким образом его смерть стала настоящим триумфом его
философии? «Я знаю только то, что ничего не знаю», - вот излюбленное
выражение, кредо собственной позиции Сократа. Это значит, что «как бы
далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на
достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».

Но
не будем забывать, что Сократа сопровождала не только восторженная
молодежь, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа
те из софистов, которые искусство доказывать правое и неправое сделали
своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых
людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый и, наконец,
преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным
обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии
Аристофана «Облака», в которой Сократ изображается мастером «кривых
речей». В один из дней 399 года до н. э. жители Афин читали выставленный
для всеобщего обсуждения текст: «Это обвинение написал и клятвенно
засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына
Софраникса из дома Алопеки Сократ обвиняется в том, что он не признает
богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется
он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть».

Мошенники
мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В
речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных
Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицал все
пути к спасению, сам шел навстречу смертному приговору. В его
рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого
позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до
дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите
приговор, а себе, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого
и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства,
себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И
вот меня, человека медлительного и старого (Сократу было тогда 70 лет),
догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих
обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, -
испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренныйвами к смерти, а мои
обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.

У
порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели
постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный
ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал
настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить
дальше в обществе, которое карает за мудрость?» - этот вопрос встал
перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос:
«Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с
мудростью?» Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для
своего времени) общественном строе. Сократ был приговорен к смертной
казни по официальному обвинению «за введение новых божеств и за
развращение молодежи в новом духе», - то есть за то, что мы сейчас
называем инакомыслием. В процессе над философом приняли участие более
500 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 200.
Сократ должен был выпить «государственный яд» - цикуту. Этот яд вызывает
паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивая
полушария головного мозга. Смерть наступает от судорог, приводящих к
удушью.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Платон
в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа: «Последний день
Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ
так оживленно обсуждал эту проблему, что тюремный прислужник несколько
раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать,
горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе
положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и
даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.

Сократ
признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь
умерших, как гласят старинные предания, ждет потустороннее будущее.
Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти
попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за
ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая
подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело. „Те, кто
подлинно предан философии, - говорил Сократ, - заняты, по сути вещей,
только одним - умиранием и смертью".

Люди, как правило, это не
замечают, но, если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь
стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом,
негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся» (Платон,
Федон, 64). Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что
он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не
происходит, допустили его осуждение. Это позволяет понять непримиримость
позиции Сократа, его постоянную готовность ценой жизни отстоять
справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести
земную жизнь не как-попало, а в напряженной заботе о дарованной ему
бессмертной душе. Сократовский случай преступления позволяет проследить
трудные перепетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы
затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе
очевидно для нас, было - в перспективе - видно и понятно самому Сократу:
мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет
судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне
осудили тебя, Сократ, к смерти», - он спокойно ответил: «А их к смерти
осудила природа». Последний день Сократа клонился к закату. Настало
время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед
смертью. Согласно орфическим и пифагорейским представлениям, подобное
омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от
грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными, дал им
наставления и велел возвращаться домой.

Когда принесли цикуту в кубке, Сократ спросил у тюремного служителя: «Ну, милый друг, что мне следует делать?»

Служитель
сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не
возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно
совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ
спокойно и легко выпил чашу до дна.

Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он
походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на
тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил
к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил,
чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу
все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям
Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть
наступит, когда яд дойдет до сердца.

Внезапно Сократ откинул
одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: «Критон, мы должны
Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте» (Платон, Федон, 118). Это
были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать
еще что-нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в
последний раз. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его
судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран,
судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает
Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их
«огня и воды».

Сократ, желал изменить нравы и обычаи, он обличал зло, обман, незаслуженные привилегии, тем самым он вызвал ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.

Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком.

В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в том, что еще накануне суда на остров Делос отплыл корабль с феорией, священным посольством. Наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались до возвращения феории обратно.

В тюрьме Сократ пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца последнего тюремного дня Сократа продолжались беседы - о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.

В тюрьме Сократа часто навещал его старый друг Критон, который «ублаготворил», тюремного сторожа и добился его расположения. Накануне возвращения священного посольства с Делоса Критон стал настойчиво склонять Сократа к побегу из тюрьмы. Детали побега были уже продуманы его организаторами, друзьями Сократа. «Да и не так много требуют денег те, кто берется спасти тебя и вывести отсюда», - уговаривал Сократа его друг. Кроме самого Критона, дать деньги для побега пожелали Симмий и Кебет, да и другие сторонники Сократа. Конечно, признался Критон, организаторам побега приходится считаться с известным риском. На них, видимо, донесут, но друзья Сократа твердо решили спасти его.



Желая уговорить Сократа, Критон сослался на несправедливость приговора, напомнил об ответственности перед семьей и малолетними детьми, остающимися в нужде и без поддержки. Побег же будет успешным, и Сократ найдет приют у преданных друзей в Фессалии.

Привел Критон и такой довод. Отказ Сократа от побега, бросит тень и на его друзей. Большинство станет говорить, что друзья отшатнулись от Сократа в трудный час, пожалели денег и усилий для его спасения.

С предложением и доводами Критона Сократ не согласился. Бегство из тюрьмы было для него совершенно неприемлемо. Это было бы, по его мнению, бесчестным и преступным поступком, несправедливостью и злом. Хотя, большинство и в состоянии убить нас, заметил Сократ, однако, в вопросе о добродетельном, справедливом и прекрасном, следует руководствоваться не мнением большинства, а мнением людей разумных и самой истиной. «...Согласно или несогласно с этим большинство, пострадаем ли мы от этого больше или меньше, чем теперь, все равно, - считал Сократ, - несправедливый поступок есть зло и позор совершающего его, и притом во всех случаях».

Цель, даже высокая и справедливая, не оправдывает, по мнению Сократа, низких и преступных средств. И он считал недопустимым отвечать несправедливостью и злом на чужую несправедливость и зло. Сократ не раз высказывал ту мысль, что лучше претерпеть чужую несправедливость, чем самому творить ее. Воздавать злом за зло - несправедливо, полагал Сократ, расходясь в оценке этого ключевого этического момента с мнением большинства своих современников.

Критику мотивов бегства из тюрьмы Сократ в дальнейшем ведет от имени Законов, как если бы последние собственной персоной явились в тюремную камеру, чтобы своим авторитетом и личным вмешательством предотвратить замышляемое преступление. «Тогда посмотри вот как, - говорит Сократ Критону, - если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать - или как бы мы это там ни назвали, - вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ”Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который собираешься совершить, погубить, насколько это от тебя зависит, нас, Законы, и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?"»

Законы ставят Сократа перед альтернативой: если он погибнет в соответствии с приговором, он кончит свою жизнь, обиженный людьми, а не Законами; если же он убежит из тюрьмы, позорно воздав обидой за обиду и злом за зло, то нарушит свои обязанности гражданина перед Государством и Законами и причинит им ущерб. Такое преступление навлечет на него гнев не только земных, но и божественных законов.

Существенным мотивом против побега из тюрьмы был полисный патриотизм Сократа, его глубокая и искренняя привязанность к родному городу. У 70-летнего философа было достаточно времени уяснить свои взаимоотношения с Афинами. Вся долгая предшествующая жизнь его, если не считать участия в трех военных походах и одну отлучку из города во время праздника Посейдона на Истме, прошла в Афинах. Не все в афинской политике нравилось Сократу. Но все его критические выпады против афинских порядков и ссылки на Спарту и Крит как примеры благоустроенных государств неизменно оставались в границах и горизонте его полисного патриотизма. Преданность родному полису и его законам была для Сократа высшей этической нормой взаимоотношений гражданина и полиса в целом. Эта преданность ярко отображена в диалоге между человеком и государством по Сократу. По достижению совершеннолетия каждый человек имеет право выбирать государство для жизни. Критерия для избрания: законы, которые ему наиболее близки. Но, может сложиться такая ситуация, когда законы данного государства гражданина уже не будут устраивать. Вопрос Сократа: Должен ли он в этом случае уйти в другое государство? Сократ отвечает: Нет, менять государство недостойно, некрасиво. Гражданин обязан участвовать в народных собраниях, предлагать новые законы, приводить в их пользу разумные обоснования, он должен убеждать государство. Если не получится убедить, то нужно подчиняться тем законам, которые существуют. Плохой закон - есть закон.

Обвинители Сократа использовали стойкую молву о его спартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам. Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского пли критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному. Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений на этот счет.

Последний день Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти жизнь - трудное и мучительное дело. «Те, кто подлинно предан философии, - говорил Сократ, - заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!»

Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что «мы, люди, находимся как бы под стражей, не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать». Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью. Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая, таким образом, лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную и гармоничную цельность, которая уже не подвержена коррозии времени. Сократ, кончивший свою жизнь по-другому, был бы другим Сократом - не тем, кто вошел в историю и заметен в ней отовсюду.

Смертный приговор Сократу как преступнику осудил в глазах афинян и представленную им истину как преступницу. Смысл сократовской масштабности жизни, учения и смерти состоит в том, что происшедшее с ним в новом свете обнажило внутреннее напряжение и тайную связь между истиной и преступлением, позволило увидеть осуждение философской истины не как простую судебную ошибку или недоразумение, но как принцип в ситуации столкновения индивида и полиса. То, что очевидно для нас, было видно и понятно и самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», - он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».

"Избегнуть смерти нетрудно, а вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти".

Заключение

В данном реферате я попытался раскрытьосновные гносеологические и этические проблемы философии Сократа. Влияние идей Сократа-та на развитие античной философской мысли.

найти ответ на вопрос о смирении Сократа с приговором, вынесенным ему на суде.

В центре философии Сократа – изучение человека, души и добродетели.

Сократ провозгласил: добродетель есть знание. Но не всякое знание, а лишь знание добра и зла, ведет к правильным, добродетельным поступкам. На этом основании он пришел к выводу о том, что никто не зол по своей воле, а лишь по неведению. Этические парадоксы Сократа положили начало непрекращающейся, и по сей день, дискуссии об отношениях знания и добродетели.

Сократу, говорившему о невозможности окончательных знаний о чем-либо, в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе - великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания - не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.

Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука - этика - гуманизм».

Список литературы

1. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.-с.25

2. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.-с.26

3. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль», 1988. (серия «Мыслители прошлого»).

4. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965, с. 50

5. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.62

6. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.70

6. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.71

После свержения тирании тридцати и вос­становления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбо­жии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю не­приязнь перед софистами, говоря, что «софисты-это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится» (91 С) Когда Сок­рат, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян, вы­сказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е) Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и не­значительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей-судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, ко­торых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то-смерть» Для ус­пеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь, в кото­рой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он пред­ложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающи­мися людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда оста­нется мудрецом, тогда как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней про­вести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стра­жи подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили несправед­ливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что.иное, как умирание для земной жизни и подготовка к осво­бождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил чашу ра­стительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины вы­здоровевшие. Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно заметить, что «федо – новский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Со­крат из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созер­цательность. Нередко он настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В пла­тоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему ни­когда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровер­гнуть пифию, Сохрат стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением увидел, что мудрость этих людей кажу­щаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его муд­рость ничего не стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они что-то знают. Сократ так формули­рует свое превосходство над другими людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Загрузка...
Top