Дни празднования святого духа в году. Духов день имеет множество традиций празднования. День рождения Церкви

Какого числа духов день в 2021 году, какова история праздника? В 2021-ом это мероприятие выпадает на пятое июня, так как 17 июня – это День Святой Троицы, а неделя духов всегда празднуется сразу же после. Это полностью день православных людей, в который принято молиться, вспоминать об усопших родственниках, близких, знакомых, которые покинули этот мир.

Не стоит считать данный день выходным. Работать все равно нужно, но службу в церкви посетить стоит обязательно. Это поможет вам защитить себя от болезней или злого сглаза недоброжелателей. Желательно всю свою мелочь отдать бедным, но сделать это лучше всего после прохождения церковной службы. Отмечать такой праздник стоит вместе со своей семьей. Каждый православный человек обязан знать заранее, какого числа духов день в 2017 году, а также других годах. Узнай году и .

Фотографии:

Батюшка церковь
хороводы русалки отмечают
гадания


История возникновения:

  • в былые времена эта дата считалась чествованием душ, их приглашали домой, при этом укладывая во все углы свежие ветки березы;
  • эта дата являлась днём общения с существами морскими, то есть с духами русалок;
  • по старым легендам, русалками становились девушки, которые ушли из жизни слишком рано или покончили с собой;
  • всю неделю было принято проводить тайные обряды, а на время их проведения все обязанности по хозяйству перекладывались на мужчин в течение целой недели;
  • если семья уже имела детей, то необходимо было оставлять старую детскую одежду в поле для русальих деток;
  • проводились эти обряды, чтобы задобрить русалок, чтобы год был плодородным, а они не донимали рабочих и детей, а обогащали поля, луга, леса;
  • основываясь на легендах, в эту русалью неделю, любой мог увидеть русалок воочию рядом с водоемами или полями, а также люди отправлялись на кладбища, перекрестки, надеясь узреть прекрасных див морских;
  • русалки устраивали танцы, которые проводились для улучшения посевов и землеродия, а тех, кто посмел работать или мешал их обрядам, могли серьезно наказать, в наказание русалки могли вытоптать проросший урожай, наслать сильные бури, ливни, а, возможно, даже засуху;
  • если человеку посчастливилось увидеть русалку, то это сулило богатство или же, наоборот, могло обернуться сильным несчастьем;
  • увидеть русалку женщине или ребенку, считалось очень плохой приметой, они могли их заманить в свои сети, закружить хороводом, а затем и вовсе защекотать до смерти, поэтому всю неделю детям, женщинам нельзя было выходить на луг или находиться вблизи водоемов;
  • если вдруг в эту неделю после троицы умирал ребенок или молодая девушка, то поговаривали, что они ушли вместе с русалками;
  • для защиты от русальих чар девушки должны были носить с собой сильно пахнущие растения, такие как полынь, чеснок или хрен.


Как проводить это время.

  1. Так как каждый уважающий себя православный должен знать, на какой день выпадает праздник духов, он должен заранее спланировать всю неделю.
  2. Что же нельзя делать? В этот день работать можно, но с условием, что работа не будет связана с земельными делами. И обязательно в конце дня посетить церковную службу.
  3. А для тех, кто отдыхает, время в этот день лучше провести за сбором различных трав. Собранные травы считаются целебными и наделяются особой магией.
  4. Обязательно стоит собрать ту траву, которую вы раскладывали на время Троицы в углах дома, высушить её. Эти травы после можно использовать для лечения, например, заварить из них травяной чай, дать выпить его больному, ему сразу станет легче. Или окуривать больных, это, по преданию, ускоряет процесс выздоровления.
  5. Нельзя штопать, вышивать, стирать, подметать или убираться по дому.
  6. А землю в эту неделю, вообще, лучше не трогать. Ничего не сажайте, не перекапывайте, а вот от прогулки по земле босиком вы можете получить максимум пользы.
  7. Лучшей традицией празднования Дня духов – это собраться всей семьей за огромным наполненным вкусной едой столом, а на середину стола ставят большой каравай, пирог или блины. Ещё лучше, организовать такой праздник на природе.
  8. Считается, что погода, которая вас встретит на этот праздник, будет такой же и следующие шесть недель. По преданиям, в день духов начинается полноценное лето.

Обычаи праздника

Эта дата празднуется с незапамятных времен, тогда у народов бытовали свои обычаи, проводились обряды, ходило множество легенд и мифов, которых боялись и придерживались целую неделю праздника Духов. Но уже с тех времен каждый человек должен был знать, какого числа выпадает празднование дня Духов! Это было необходимо, так как именно на этот праздник выпадал серьезный запрет на купание в водоемах.

Целую неделю нельзя было категорически заходить в водоемы, так как человека могли утащить русалки. Именно на день духов появлялись русалки, и целую неделю считалось, что эти дни принадлежат только им, а все, кто полезет мочиться, нарушал их времяпровождение, за что должен был поплатиться.








Практически никто не хотел так испытывать свою судьбу, поэтому люди чтили этот праздник и знали, что не стоит приносить вред и беспокоить духов. Также всячески пытались задобрить мифических существ. Для этого развешивали отрезы ткани вдоль рек и озер, на лугах или на деревьях, чтобы русалки могли сшить себе одеяния.

Но все эти традиции были актуальны очень давно, в наше время вряд ли кто-то будет соблюдать такие традиции, но о них точно не стоит забывать. Церковный праздник сейчас отмечают совсем по-другому, и пытаться задобрить духов и русалок точно не стоит православным людям.

По завершении вечера Троицы начинается богослужение, которое длится до понедельника. После того как литургия завершена, из храма начинают выносить все березовые ветки, которыми церковь украшали на Троицу. Верующие отламывают от деревцев ветки и разносят их себе по домам, ставят на окна. И именно с этого момента начинается неделя святых.

День духов в предстоящем году

Какого числа духов день в 2021 году мы уже разобрались в начале статьи. В 2021- ом году он выпадает на 5 июня, но каждый год приходится на разное число, поэтому всем верующим необходимо знать дату наперед. День духов всегда начинается на понедельник, так как в воскресенье отмечается праздник Святой Троицы.


Все православные чтят этот праздник, и сразу после этого начинают праздновать неделю Духов. Что означает этот день, его обычаи, традиции, что можно делать, а что нельзя, может рассказать каждый человек, который посещает церковь и ходит на все службы.

Этот день является событием того, когда произошло установление церкви. Отмечая День Духов, православные неким образом отдают дань почести священному событию, описание которого можно найти в книге апостольских деяний. Этот праздник во время проведения божественной литургии прославляют именно Святой дух.

Многие верующие чтят этот праздник, так же, как и Святой день Троицы, но почему-то не всегда следуют правилам празднования этого дня, и не уважают установленные для него традиции. Мало того, многие православные даже не знают, на какой день выпадает празднование Дня Духа в предстоящем 2021 году.

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова.

День святой Троицы в 2018 году - 27 мая

День святой Троицы в 2019 году - 16 июня

День святой Троицы в 2020 году - 7 июня

День святой Троицы в 2021 году - 20 июня

День рождения Церкви

П раздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Постепенно Бог открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Троичного в Лицах - Отца, и Сына, и Святого Духа - Троицу Единосущную и нераздельную.

В этой брошюре мы расскажем о сошествии Святого Духа на апостолов, объясним значение благодати Божией в христианской жизни, расскажем о богослужении Пятидесятницы, приведем богослужебный канон Утрени в русском переводе и разъясним православное отношение к современному “дару языков.”

Событие сошествия Святого Духа

С ошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов.” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Пятидесятница - т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи - был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им “Обетование Отца” и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия - Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” - “Покайтесь , - отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события - сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).

Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Значение благодати в жизни христианина

В каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия. Чувствуя в себе недостаток божественной помощи, ветхозаветный праведник молился Богу: “Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе” (Псл. 142-й). И все люди, искренне жаждущие праведности, понимают, что без помощи Божией, без Его руководства и поддержки невозможна никакая духовная жизнь. Благодать Божия обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет волю к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет человека к небесному, вселяет в него желание жить духовными интересами. Она очищает и освящает все его существо. По свидетельству многих, удостоившихся высшего духовного озарения, благодать Божия приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и все физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый вновь крещенный в таинстве миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. Сила этого таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и крещение, не повторяется. Последующие таинства Церкви, как например: исповедь и причащение, а также богослужения в храме, частная молитва, пост, дела милосердия и добродетельная жизнь, имеют целью укрепить и усилить в христианине действие благодатных даров, полученных им в миропомазании.

Возрождающая сила благодати Божией обнаруживает себя в благотворных внутренних и внешних переменах в людях, принявших ее. Эти перемены были особенно очевидны в учениках Христа. Они, как мы знаем, до сошествия Святого Духа были людьми простыми, некнижными и вовсе не владеющими словом. Когда же на них сошел Святой Дух, они обогатились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже философов и знатных людей. Их овеянное благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая грешников к покаянию и исправлению, а малодушных - к усердию.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.

В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов,” в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям.

“Они [новокрещенные], - как пишется в книге “Деяния,”- постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … Не было между ними никого нуждающегося” (Деян. 2:42–47; 4:32–35).

Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: “Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух” (Ин. 3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16:13-17; 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря: “Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мр. 4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: “Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан. 3:8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух еще подает отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: “Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно” (1 Кор. 12:7-11). Далее Апостол сравнивает Церковь с телом, каждая часть которого имеет свое назначение: “Бог поставил в Церкви кого Апостолами, кого пророками, кого учителями; иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, дар языков ” (Еф. 4:11-12).

Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет Апостол: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? - спрашивает ап. Павел. - Если кто разорит храм Божий [своей невоздержанностью], того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы” (1 Кор. 3:16-17).

В своей притче о десяти девах Господь говорит о необходимости получения духовных даров. Без них человек все равно, что лампада без елея или обуглившееся и погасшее полено (Мт. 25:1-13). Объясняя притчу Спасителя о десяти девах, святой Серафим Саровский учит, что целью человеческой жизни является”стяжание” (приобретение) благодати Божией (См.: его беседу с Мотовиловым).

Хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: “В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими.” Апостол Петр так наставляет христиан: “Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь” (2 Пет. 1:3-7). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: “Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господ” (Еф. 5:8-9, 18).

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами Царю Небесный . В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Молитва “Царю Небесный” замечательна тем, что она изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него. Вот текст этой молитвы (по-церковнославянски и в русском переводе).

Молитва Святому Духу:

Здесь Дух Святой именуется “Царем Небесным” как равное Отцу и Сыну Третье Лицо Святой Троицы. Именуется “Утешителем” - по Его свойству утешать и радовать человека. Именуется “Духом истины” - как открывающий людям истину, помогающий видеть и любить ее. “Везде сущим и все исполняющим (наполняющим)” - по Его Божественной природе, не имеющей ни границ, ни препятствий. “Сокровищем благих” - сокровищница всего благого и ценного, чего только может желать человек, стремящийся к совершенству. “Подателем жизни” - как оживляющий всю природу и, в особенности, подающий благодатно-духовную жизнь людям и ангелам.

Обращаясь так к Святому Духу, мы просим у Него, Всеблагого, очистить нас от всякой греховной скверны, которая зарождается в нас от различных страстей или прилипает к нам при соприкосновении с миром, во зле лежащем. Мы просим Его пребывать в нас и направлять нашу жизнь к спасению души. При этом, обращаясь к Духу Святому, нужно смиренно сознавать себя нищим и недостойным, потому что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4:6).

Богослужение Пятидесятницы

Н а праздник Пятидесятницы в знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре и кондаке праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого.

Тропарь

Кондак

На Утрене поются два канона праздника. Первый из них написан святым Косьмой Маюмским; этот канон мы приводим здесь в русском переводе. Второй канон, написанный святым Иоанном Дамаскиным, мы здесь пропускаем из-за недостатка места.

Канон святого Косьмы - это гимн в честь Святой Троицы и, в частности, в честь Св. Духа. В каноне воспевается сошествие Св. Духа на апостолов как наглядное свидетельство исполненного обещания Спасителя. Вспоминаются здесь и древние пророчества о ниспослании Святого Духа на всякую плоть, и воспевается Бог Дух Святой, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, во всем равная Богу Отцу и Богу Сыну. В каноне также излагаются основные моменты сошествия Святого Духа на апостолов и раскрывается важность этого события.

Канон на Пятидесятницу

Песнь 1

Ирмос : Сокрушающий врагов высокой мышцей морем покрыл фараона с колесницами. Будем же петь Ему, потому что Он прославился (Исх. 14 гл.).

Послав на самом деле ученикам обещанного Утешителя Духа, как прежде обещал, Христе, Ты озарил мир светом, Человеколюбец.

Предсказанное в древности в законе и пророками исполнилось: ибо благодать Божественного Духа ныне излилась всем верным (Исх. 28:3. Чис. 11:17; Иоиль 1:28; Мих. 3:8).

Песнь 3

Ирмос : “Оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше, - сказал Ты, Христе, ученикам: - Я же пошлю иного, подобного Мне Утешителя, Духа Моего и Отчего, в Которым вы утвердитесь.”

Снизошедшая сила Божьего Духа божественно объединила в одном созвучии разделенный в древности язык (людей), согласившихся на зло, вразумив верных познанием Троицы, в Которой мы утвердились (Быт. 11:7; Деян. 2:4-8).

В огненном шуме на Сионе явился всесильный неиссякающий Свет, исходящий от нерожденного Света. Посредством Сына, Он и ныне являет народам сияние Отеческой власти.

Песнь 4

Ирмос : Созерцая Твое, Христе, пришествие в последние времена, Пророк восклицал: Услышал я о силе Твоей, Господи, что Ты пришел спасти всех помазанников Твоих (Авв. 3:2–20).

Вещавший прежде чрез пророков и возвещенный людям еще в древнем законе, Утешитель, истинный Бог, открывается ныне служителям и свидетелям Слова.

Имея все признаки Божества, Дух сегодня разделился в огне и явился апостолам в чудных языках, так как Он есть Божественная и самовластная сила, исходящая от Отца.

Песнь 5

Ирмос : Дух спасения, по благоговению к Тебе, Господи, зачатый внутри пророков и явленный на земле, делает чистыми сердца апостолов и в верных обновляет праведностью: ибо Твои веления - свет и мир (Ис. 26:18; Псл. 50:11).

Снизошедшая ныне сила - это Дух благой, Дух премудрости Божией, Дух исходящий от Отца и явившийся верным. Через Сына Он сообщает тем, в кого вселяется, свойственную Ему святость, через которую Он и созерцается (Ис. 11:2; Еф. 1:17).

Песнь 6

Ирмос : Плавающего в буре житейских забот на корабле, потопляемом волнами грехов, низвергаемого к душегубительному зверю, - возведи, Христе, из смертоносной глубины меня, взывающего к Тебе, как Иона.

Ты от Духа Твоего обильно излил на всякую плоть, как предсказал, Господи, и все исполнились познания Твоего, - что Ты нетленно рожден, а Дух нераздельно исходит от Отца (Иоиль 2:28; Иоан. 7:38; Ис. 11:9).

Обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух, чтобы нам вечно иметь Его, исходящего из Отца и нераздельного с Ним, сжигающего скверны растленного вещества и очищающего ум от нечистот.

Песнь 7

Ирмос : Будучи ввергнутыми в огненную печь, благочестивые отроки претворили огонь в росу, взывая в песне: благословен Ты, Господи, Боже отцов наших (Дан. 3 гл.).

Когда Апостолы проповедовали о великих делах Божиих, то неверные почли опьянением действие Духа, в Котором открывается Троица - единый Бог отцов наших (Деян. 2:12).

Православно исповедуем нераздельное Естество: Бога Отца безначального и той же власти - Слова и Духа, восклицая: благословен Ты, Бог отцов наших.

Песнь 8

Ирмос : На Синае объятая огнем и несгорающая купина явила Бога косноязычному и невнятно говорившему Моисею; а трех отроков приверженность к Богу сделала в огне неопалимыми певцами: все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все века (Исх. 3:20).

Когда живительное сильное дыхание всесвятого Духа свыше шумно носилось над рыбаками в виде огненных языков, тогда они проповедали о великих делах Божиих: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все века.

Не боясь устрашающего огня, как вступающие на неприкосновенную гору, придем и станем на горе Сионской, в городе живого Бога, взывая ныне с духоносными учениками: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все века (Исх. 19:12; Евр. 12:18- 23).

Песнь 9

Ирмос : Мы величаем Тебя, не испытавшую тления в рождении и Премудрому Слову плоть даровавшую, Матерь безмужнюю, Деву Богородицу, вместилище Невместимого, обитание необъятного Твоего Создателя.

Пылающий духом, строгий Илия, в древности радостно вознесшийся на пылающей огнем колеснице, предуказал этим ныне сошедшее на Апостолов дуновение, - будучи просвещены Которым, они открыли всем Троицу (4 Цар. 2:11).

Не по закону природы слышалась чудная проповедь учеников; ибо когда вещал благодатный голос Духа, народы, племена и языки слышали о великих делах Божиих, - учась познанию Троицы (Деян. 2:6-11).

Катавасия и Задостойник:

Главную особенность Богослужения в день Пятидесятницы составляет чтение с коленопреклонением особых молитв святителя Василия Великого. Эти молитвы читаются на вечерне, которая совершается сразу после литургии. Эти молитвы в русском переводе изданы нами отдельной брошюрой (номер 6).

Приложение

Современный “дар языков”

В середине 20-го столетия в США возникло т.н. “харизматическое” движение (“харис” на греческом - “благодать”), задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы и, в частности, “дар языков” - внезапно полученную способность говорить на другом языке. Примкнули к этому движению ряд баптистских и методистских церквей. “Харизматическое” движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея апостольской преемственности в священстве, лишено благодатной силы святых таинств, в которых подаются дары Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут дать христианину нужного духовного удовлетворения.

Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным, и в скором времени в разных частях США начали возникать объединения “пятидесятников.” Затронуло это движение и некоторые церкви более традиционного направления. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.

Пятидесятники и подобные им “харизматики” пытаются искусственными (в сущности шаманскими) приемами вызвать в себе способность говорить на новом языке, чем они очень дорожат и гордятся. Однако, у них получается нечто очень уродливое и никакого отношения не имеющее к проявлениям благодатных даров в апостольское время.

О чудесном и подлинном даре языков, полученном апостолами в день схождения на них Духа Святого, повествуют начальные главы книги Деяний святых апостолов. О сути же и назначении дара языков пишет ап. Павел в 12-14 главах своего послания к Коринфянам.

Как мы уже говорили, дар языков был необходим апостолам для успешного распространения Евангелия. Получив способность говорить на языке того или иного народа, апостолы могли проповедовать этому народу, не тратя время на изучение нужного языка, благодаря чему Церковь Христова быстро распространилась. Как мы знаем из последующей церковной истории, этому дару суждено было просуществовать недолго. По мере того, как в разных странах появлялись местные христианские проповедники, отлично владеющие своим языком, нужда в сверхъестественном даре языков тоже стала уменьшаться. Так, во времена святого Ириня Линского, в середине 3-го века, дар языков упоминается как редкое явление.

Из послания ап. Павла к Коринфянам можно заключить, что именно в этой церкви дар языков был распространен более, чем в других церквах. Тогда дар языков был одним из духовных дарований, которое некоторые христиане получали после крещения и возложения апостольских рук. Не все коринфские христиане умели правильно обращаться с даром языков, и ап. Павел предостерегает их от злоупотребления им. Дело в том, что на молитвенных собраниях коринфские христиане начинали говорить на разных языках, когда в этом не было нужды. Очевидно, они это делали из тщеславия, чтобы превзойти один другого. Ап. Павел объясняет, что дар языков “нужен не для верующих, а для неверующих” - для привлечения их к вере.

Более того, дар языков имел еще отрицательное влияние на молитвенные собрания, когда им не вовремя пользовались. Когда, например, во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, большинству присутствующих не понятных, то получался шум и терялось молитвенное настроение. Чтобы избежать несвоевременного употребления чудесно полученного дара говорить на новых языках, апостол Павел объясняет коринфянам, что дар языков есть самый меньший дар в ряду других, более нужных человеку духовных дарований. Коринфские христиане правильнее поступят, если вместо дара языков будут просить Бога обогатить их верой, воздержанием, терпением, любовью, мудростью и другими нужными нравственными дарованиями.

Сравнивая дар языков апостольского времени с современным “языкоглаголанием,” надо признать между ними существенную разницу. В апостольское время христиане получали способность говорить на настоящем и на одном из существующих в то время языке. То была правильная, членораздельная человеческая речь, необходимая проповеднику. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное “говорение на языках” пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них-де язык “райских жителей.” Однако, невозможно эти бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они- результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащей с беснованием. Поэтому сектанты обнаруживают свое крайнее духовное невежество и даже кощунствуют, когда искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохновению.

Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, возбуждающей злобные и эротические чувства, -общества, которое оправдывает половую распущенность, злоупотребляет возбуждающими веществами и наркотиками, увлекается фильмами, насыщенными ужасными преступлениями и всякими демоническими страшилищами. Все эти извращения являются признаками болезни современного общества.

Подобным образом и искание христианами восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и горделивого душевного направления. У харизматиков происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт, накопленный христианством в течение двух тысячелетий и записанный в творениях святых, отбросив Богом установленное священство и святые Таинства, современные сектанты стараются вызвать в себе благодатное состояние всякими сомнительными и опасными приемами. Получается самообман или “прелесть,” (отсюда - “прельщать”), против которой предостерегают святые отцы Православной Церкви. Подобные состояния экстаза ничего общего с христианством не имеют, и они были известны древним язычникам и современным индусам. (Глубокое исследование данного вопроса можно найти в книгах протестантского ученого Dr. Кurt Коch: “Bеtwееn Christ аnd Sаtаn,” “Оccult Bоndаgе аnd Dеlivеrаncе,” “Тhе Rеvivаl in Indоnеsiа,” (Кrеgеl Publicаtiоns, Grаnd Rаpids, Мichigаn, USА) и др.).

Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления своей души христианин будет получать и подлинную благодать Божию, которая ему даст небесный мир и чистую радость, в сравнении с которыми земной восторг является дешевым и жалким.

В сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о благодатных сокровищах, подаваемых верующим в Церкви Христовой, и погружается в мутное море погони за земными благами, захлебываясь в волнах суеты, греха и различных пороков. Тогда отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет в сознании его жизненная цель, душа черствеет, человек становится неудовлетворенным, раздражительным.

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Пятидесятница - это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой, которая может снова пить из источника живой воды и наполнять себя самыми возвышенными и благородными чувствами. В этот день благодать Духа, подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Прежнее смятение и озлобленность она заменяет внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом старец Силуан Афонский по своему опыту: “С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь.”

Миссионерский листок номер 5

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 1998 and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA

Редактор: епископ Александр Милеант

День Святого Духа, Духов день — 17 июня в 2019 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Завершается двухдневный христианский праздник, связанный со святой Троицей. Второй день Троицы на Руси называется Духов день . С этим днем связано много народных поверий.

Когда отмечается Духов день в 2017 году

В 2017 году христиане всех конфессий отмечают Духов день одновременно - 5 июня . Это связано с тем, что в этом году все христиане отмечали Пасху одновременно, 16 апреля, а Троица и Духов день «привязаны» к этому главному христианскому празднику.

Что такое Духов день

Троица, которую отметили 4 июня (читайте подробнее об этом празднике Федерального агентства новостей ) и Духов день в христианстве считается единым праздником Пятидесятницы - сошествия святого духа на апостолов на 50-й день после Воскресения Христова.

Согласно евангельским источникам, после своего Воскресения Иисус 40 дней являлся апостолам. В день (в 2017 году этот праздник пришелся на 25 мая) Иисус поднялся над землей, дав апостолам надежду на помощь святого духа, который в православии считается исходящим от Бога-отца.

На десятый день после Вознесения, когда апостолы и дева Мария были в Сионской горнице (там, где в Страстную неделю проходила Тайная вечеря), они услышали сильный шум. В воздухе появились яркие всполохи огня, который светил, но не обжигал. Божественный огонь опустился на головы апостолов и потух, после чего все, находящиеся в горнице, ощутили действие мощной силы. Так на апостолов сошел святой дух, и они заговорили на разных языках, которых раньше не знали, чтобы нести по всему миру свет Евангелия.

Как празднуют Духов день

День Святого Духа, который в народной традиции называется Духов день, отмечают на следующий день после Троицы, этот праздник всегда он приходится на понедельник, 51-й день после Пасхи.

Поскольку в славянской мифологии это день вступления лета в свои права, праздник имеет и другие народные названия: именины Земли, Проводы русалок, Русальница, Иван-да-Марья.

В народной традиции считается, что вечером на Троицу с небес сходит святой дух, который благословляет землю и все, что на ней растет. В православных храмах в этот день проходят службы в честь пресвятого и животворящего духа. В этот день принято посещать храмы, чтобы помолиться за души умерших. В Духов день, так же, как и в , принято посещать кладбища, поминать усопших на могиле, а потом устраивать дома поминальные трапезы.

Что можно и нельзя делать в Духов день

Согласно славянской традиции, в Духов день нельзя тревожить землю, поэтому под запретом были все работы в поле, саду, огороде и т.д. На Руси в этот день не сеяли, не сажали цветы и овощи, не выкапывали растения, не занимались прополкой и вообще старались лишний раз не беспокоить землю-матушку. Считалось, что в противном случае земля-именинница может обидеться и наказать неурожаем.

Также в этот день были под запретом некоторые женские работы: не рекомендовалось шить, красить ткани, стирать, делать уборку. Кроме того под запретом было все, связанное с мытьем и купаньем, особенно в открытых водоемах. Древние славяне считали, что это последний день, когда русалки устраивают различные шалости и могут из озорства утащить купальщика под воду.

В Духов день не принято было заготавливать березовые веники, но можно было собирать лечебные травы, главное при этом нужно было не нарушить покрова земли. Целебные травы, собранные на Троицу и в Духов день, считались особенно сильными, их освящали в храмах, высушивали и хранили целый год.

По народной традиции в Духов день можно было попробовать поискать клад, считалось, что земля-именинница может порадовать тех, кто ее уважает и бережет.

Духов день или День Святого Духа - христианский, народный праздник, который отмечают по православному церковному календарю на пятьдесят первый день после Пасхи — в 2018 году он выпадает на 28 мая.

Духов день - праздник, отдельно посвященный Святому Духу — Третьей Ипостаси Триединого Бога, который отмечают всегда в понедельник, на следующий день после Святой Троицы.

В разных конфессиях праздник Святого Духа отмечается в разные дни - в католической церкви этот праздник отмечается одновременно с Троицей - на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова.

История христианского праздника

Согласно Святому писанию, на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа сошел Святой Дух, подаривший им возможность исцелять больных и разговаривать на разных языках, чтобы они смогли нести Слово Божье в разные страны, проповедовать и распространять новую веру.

В День Святой Троицы миру было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух видимым образом — шумом с неба, ветром, огненными языками пламени. Именно в честь этого события на следующий день после Троицы установлен Духов день.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Икона "Сошествие Святого духа", Прохор с Городца, 1405 г.

А произошло это так — в Иерусалиме в этот день отмечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского рабства.

Этот праздник в Древнем Израиле почитался особо, поэтому в Иерусалим собрались люди "из всякого народа под небом".

В Сионской горнице, где после Вознесения Христа находились апостолы в постоянной молитве, в третьем часу дня сделался шум с неба, как от сильной бури, и наполнил дом, и на каждого из апостолов сошел Святой дух в виде огненных языков и наполнил их души Собою.

С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам.

Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное - нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Из двенадцати апостолов, только Иоанн Богослов умер своей смертью, остальных казнили.

Духов день считается днем рождения Церкви. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезли с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет, начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в Сионской горнице.

Традиции и обычаи

Как и многие православные праздники, Духов день имеет языческие корни. На Руси издавна категорически запрещалось работать в понедельник после Троицы — связано это было в первую очередь с сельскохозяйственными работами.

В дохристианские времена прямо перед началом лета отмечались именины Земли - своеобразный день рождения матушки-земли, кормилицы крестьянина. В Духов день запрещалось копать землю, сажать растения, словом совершать любые действия, связанные с работой на земле, даже втыкать в нее колья.

Люди считали, что Земля в этот день беременна будущим урожаем, а нарушить целостность земного покрова - значит рисковать будущим урожаем, нанести тяжкий вред Земле. Поэтому народные обычаи и традиции запрещали трогать землю.

В Духов день под вечер женщины совершали обряд кормления земли. Для этого они выходили в поле, расстилали скатерти и устраивали праздничный обед и время от времени раскладывали по полю маленькие кусочки еды и присыпали их сверху землей. В старину верили, что так усиливают плодородие.

В Духов день принято было обходить с крестным ходом распаханные поля — этот обычай явно свидетельствовал о стыке языческого и христианского начал праздника. Крестный ход проводился для того, чтобы призвать благословение на Землю-именинницу. Осененная Божьей благодатью Земля в ответ дарила богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.

В этот день также нельзя шить, стирать, убирать и так далее.

Духов день на Руси, как и Троицкая родительская суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо было добрым словом помянуть не только ушедших родственников, но всех других усопших христиан. Поминали также умерших или погибших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме и ставили свечку за упокой души.

В День Святого Духа православные брали из храма освященные на Троицу березовые ветки, которые ставили дома рядом с иконами. Этот обычай сохранился по сей день. Некоторые полагают, что в этот день души умерших слетаются на землю и садятся на эти березовые ветки.

Обычно этот день посвящали сбору букетов из целебных трав — мяты, осоки, мелиссы. Люди считали, что травы, освященные в церкви, обладали особой силой.

Также желательно собрать и высушить всю зелень, которая была разложена на Троицу по дому. Отвар из этих трав заваривали как чай и давали пить больному. Также ими можно окуривать заболевшего человека, люди считали, что это способствует ускорению выздоровления.

По традиции в Духов день собираются семьями за большими дружными богато накрытыми столами, которые обязательно должны украшать караваи, пироги, блины. А иногда эти застолья организовывают на природе.

Особых запретов на День Святого Духа церковь не налагает — священнослужители говорят, что человек ценится не только за почтение праздников, но также за работу. Они считают, что истинно верующий, прихожанин обязательно найдет время, чтобы уделить его посещению службы, молитве, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

Приметы и поверья

Духов день считался днем русалок, которые выходили из воды и качались на ветвях ивы или березы. Считалось, что там, где ступала босая ножка русалки, трава начинала расти зеленее и гуще. Поэтому молодежь деревни в это ночь выходила в поле "гонять русалок" — бегать по лугам, стегая воздух березовыми прутьями.

Чтобы смыть все хвори и напасти, которые нечисть могла наслать на человека накануне праздника, ранним утром после Духова дня необходимо было умыться холодной колодезной или чистой речной водой.

Береза играла большую роль в обрядах на Троицын и Духов день. Березовыми ветвями украшали ворота и стены избы, на березу гадали. Из ветвей и травы девушки плели венки и бросали их в воду: поплывет — к счастью, потонет — к несчастью.

Береза также служила пристанищем для духов — согласно поверью, в Духов день души умерших, еще не ушедшие на небеса, кружили вокруг мест, чем-то важных и памятных для них. А от внимательных глаз души прятались в березовых ветвях.

По народным приметам, какая погода будет держаться в этот день, такую необходимо ждать и последующие шесть недель. В старину считали, что именно в этот день начиналось лето.

А весну провожали специальными обрядами, которые называли обрядом "похороны Костромы", которые сопровождались песнями, играми и всеобщим весельем.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Праздник "Духов день"

Считалось, что "этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть", так как "сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов".

Бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Загрузка...
Top