Медико-биологическое направление нового времени. Развитие клинических дисциплин Литература по истории медицины

Тема 7.

Медицина Нового времени: медико-биологическое направление

(XVIII – начало XX в.)
План занятия


  1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.)

  2. Развитие медико-биологических дисциплин.

1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.) В современной исторической науке Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений. Рубеж между Средневековьем и Новым временем – 1640 г. – год Английской буржуазной революции, оказавшей влияние на ломку феодальных отношений в Европе. Рубежом между Новой и Новейшей истории является 1918 г. – год окончания Первой мировой войны.

Характерной чертой эпохи являлось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. В Новой истории превалировали буржуазные отношения.

Развитие капиталистических отношений требовал развития естественно-научных знаний. Этому способствовало влияние французского материализма XVIII в.

Проанализируйте естественнонаучные открытия конца XVIII – XIX вв.и их влия­ние на развитие медицины.

Акцентируйте внимание на важнейших из них:

А) Теории клеточного строения живых организмов.

Б) Законе сохранения и превращения энергии.

В) Эволюционном учении.

Обратите внимание, что в Новой истории развитие наук приобретает интернациональный характер, идет дифференциация медицинских дисциплин.
2. Развитие медико-биологических дисциплин. Рассмотрение вопроса начните с определения понятия «медико-биологические дисциплины».

При ответе на вопрос используйте следующий план:


  1. Развитие научной анатомии.

  2. Общая патология.

  3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология.

  4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины
1. Главная черта эпохи Нового времени – утверждение анатомических вскрытий в преподавании медицины.

Охарактеризуйте учебники анатомии Г. Бидлоо, Ф. Рюйша. В чем их принципиальное отличие от предшествующего периода?

В Новое время происходит дифференциация анатомии. В качестве самостоятельных дисциплин выделяются гистология, эмбриология, антропология.

Охарактеризуйте развитие отечественных анатомических исследований. Используя следующий план, раскройте вехи истории анатомии:

А) Роль императора Петра I в развитии анатомических исследований, основание Кунстка­меры и её первоначальные функции;

Б) Первый отечественный атлас анатомии (М. И. Шеин);

В) П. А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия».

Г) Вклад И. В. Буяльского и Н. И. Пирогова в развитие анатомии;

Д) Д. Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС;

Е) П. Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физиче­ском воспитании.

2. Развитие общей патологии можно разделить на 2 периода:

А) Макроскопический период, связанный с зарождением патологической анатомии, органопатологии и тканевой патологии, связанный с деятельностью Дж. Морганьи и К. Биша.

Б) Микроскопический период, связанный с появлением гуморальной (К. Рокитанский) и целлюлярной (Р. Вирхов) теории патологических процессов.

В России становление патологической анатомии и физиологии связано с деятельностью А. И. Полунина и В. В. Пашутина.

3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология находится в неразрывной связи с развитием микроскопической техники.

Эмпирический период развития дисциплины посвящен поиску методов борьбы с особо опасными инфекциями, и связан с деятельностью Эд. Дженнера,

Лишь в середине XIX в. на смену эмпирическому периоду пришел экспериментальный, связанный с деятельностью Л. Пастера.

Во второй половине XIX в. сформировалось учение о защитных силах организма:

А) Клеточная (фагоцитарная) теория им­мунитета И. И. Мечникова;

Б) Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.

Особое значение имело развитие бактериологии: (Р. Кох) и вирусологии: (Д. И. Ивановский).

4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины связаны с изучением отдельных систем и функций организма, а так же открытием первых клинико-физиологические лабораторий.
Список литературы

Тема 8.

Клиническая медицина Нового времени

(XVIII – начало XX в.)
План занятия


  1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

  2. Общественная медицина в Новой истории.

  3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)

  1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.
Дайте определение понятию «клиническая медицина».

Развитие данного направления связано с эволюцией методов и приборов физического обследования больного. Рассмотрите её, опираясь на следующую схему:

А) Термометрия (XVI–XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия. Введение в клиническую практику (XVIII – XIX вв.).

Б) Перкуссия. (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар).

В) Посредственная аускультация, изобретение стетоскопа. (Р. Т. Лаэннек).

Г) Инструментальные, физические и химические методы лабораторной и функциональной диагностики.

Развитие хирургии было связано с поиском решения ряда проблем:


  1. Отсутствие обезболивания.

  2. Раневая инфекция и сепсис

  3. Кровопотери, отсутствие научных основ оператив­ной техники.
Решение данных проблем было связано с успехами хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия:

А) открытием наркоза: эфирного (1846 г.); хлороформного (1847 г.);

Б) методов антисептики и асептики (1867 г.);

В) совершенствовании техники оперативных вмешательств;

Г) открытием групп крови (1900 г.)


  1. Общественная медицина в Новой истории. Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.
Становление общественной медицины связано с развитием:

1) демографической статистики (Дж. Граунт);

2) профессиональной патологии (Б. Рамаццини);

3) экспериментальной гигиены (А. П. Доброславин);

4) идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).

Рассмотрите историю развития данных направлений.
3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII XIX вв.) Реформы Петра I способствовали становлению медицинского дела. Первый российский госпиталь и госпитальная школа были открыты в 1707 г. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета (1755 г.) и медицинского факультета при нем.

В данный период влия­ние на становление естествознания и медицинского дела в России оказывали выдающиеся деятели национальной науки: М. В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор Петербургской Академии наук; первые российские профессора медицины: С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович.

Раскройте основные направления их деятельности.

Развитие клинического направления отечественной медицины продолжилось в XIX в. Основоположником клинической медицины в России являлся М. Я. Мудров.

Ведущими центрами меди­цинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.

В XIX в. происходит становление отечественных тера­певтических школ. Создателем крупнейшей в Рос­сии терапевтической школы являлся С. П. Боткин. Особое внимание уделялось клинике внутренних болезней.
Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

Тема 9

Основные аспекты развития медицины Новейшего времени

(XX – начало XXI в.)
План занятия

1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения

2. Становление принципов советского здравоохранения.

3. Медицина на современном этапе.
1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения . Развитие основных аспектов медицинской теории и практики получило воплощение в XX столетии и связано с развитием концепции современного естествознания и Научно-технической революцией. На данный период приходятся важнейшие естественнонаучные изыскания, открытие новых лекарственных средств, разработка методов диа­гностики, лечения и профилактики болезней. Свидетельство этому – нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними дисциплин.

Проанализируйте важнейшие открытия Новейшей медицины, используя следующую схему ответа:

Электрокардиография (В. Эйтховен);

Радиоактивность (А. Беккерель);

Физиология пищеварения (И. П. Павлов);

Теория иммунитета (И. И. Мечников, П. Эрлих);

Трансплантация сосудов, тканей и органов (А. Каррель);

Электроэнцефалография (В. В. Правдич-Неминский, X. Бергер);

Искусственное сердце (Ч. Линдберг);

Сульфаниламиды (Г. Домагк);

Антибиотики (А. Флеминг, Э. Чейн, З. В. Ермольева);

Искусственная почка;

Пересадка жиз­ненно важных органов (В. П. Демихов);

Пересадка сердца чело­веку (К. Барнард);

Открытие материального субстрата гена.

Произошла постановка принципиально новых проблем, связанных с развитием синтетической те­ории эволюции; генетикой и социально-этическими проблемами генной инженерии; молекулярной биологии; учением о биосфере; экологией человека и социальной экологией; психоанализом 3. Фрейда; учением о стрессе, концепцией внутренних защит­ных сил организма (иммунология, аллергология); учением о здоровом образе жизни; концепцией научно-доказательной медицины.

Научно-техническая революция позволила достичь внедрения новых технологий функциона­льной диагностики и лечения болезней: эндоскопии и кардиографии; УЗИ, томографии, компьютерных технологий в медицине.

Произошли изменения в концепции здравоохранения, продолжилась дифференциация и интеграция наук.

Охарактеризуйте достижения терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиоло­гии, иммунологии, эпидемиологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории в соответствии с планируемой специализацией.

Международное сотрудничество в области здравоохранения связано с историей становления международных организаций и национальных об­ществ:

Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863 г.);

Всемирной организацией здравоохранения (1948 г.):

Движением «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980 г.).
2. Становление принципов советского здравоохранения. В 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, наркомом здравоохранения был назначен Н. А. Семашко.

Новейшая история отечественной медицины связана со становлением принципов советского здравоохранения. Охарактеризуйте важнейшие из них:

1. Государственный характер: предполагает плановость, бесплатность, общедоступность здравоохранения.

2. Профилактическое направление, включает борьбу с эпидемиями, ликвидацию особо опасных инфекций (чумы, холеры, малярии); санитарное просве­щение; оздоровление условий труда и бьгга; охрану материнства и младенче­ства; вакцинацию; диспансеризацию.

3. Единство медицинской науки и практики.

Происходит становление крупнейших научных медицинских школ, представителями которых являлись выдающиеся ученые России: Н. Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, А. Л. Мясников, Е. Н. Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасович. И. П. Павлов.

Важнейшей вехой в истории отечественной медицины являлось создание Академии медицинских наук СССР (1944 г., ныне РАМН).
3. Медицина на современном этапе. Начало 1990-х гг. характеризовалось глубоким кризисом отечественного здравоохранения. Реформа здравоохранения декларировала демонополизацию государственного сектора здравоохранения, введение в его систему рыночных механизмов и медицинского страхования. Однако отсутствие механизмов в реализации реформы не позволил достичь желаемых результатов.

В 1997 г. была одобрена концепция развития здравоохранения и медицинской науки. В 1998 г. была утверждена федеральная целевая программа. «Медицина высоких технологий», параллельно ведутся национальные проекты, направленные на развитие фундаментальных исследований.

Охарактеризуйте основные направления и успехи развития экспериментальной, клиниче­ской и профилактической медицины и организации здравоохранения в совре­менной России. Акцентируйте внимание на развитии: нанотехнологий, трансплантологии, биоинженеринга, геронтологии, генетики, нейрохирургии, психофизиологии; новациях в акушерстве и гинекологии, расширении возможностей диагностики.
Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

4. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины: Учеб. пособие: Ч. 2. Медицина в СССР. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1971.

5. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

6. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

7. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

8. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА

Теория эволюции органического мира

Становление биологии тесно связано с формированием представлений об историческом развитии органического мира. Элементы этой идеи прослеживаются в произведениях древнегреческих философов от Фалеса до Аристотеля. Многие философы и естествоиспытатели эпохи Возрождения и нового времени высказывали мысль об изменчивости живой природы. Среди них немецкий философ Г. Лейбниц, предсказавший существование переходных форм между растениями и животными; швейцарский натуралист Ш. Бонне, развивавший идею о «лестнице существ» (1745) как отражении прогрессирующего усложнения органического мира; Л. Л. Бюффон, выдвинувший смелую гипотезу о развитии Земли (1749). Подразделив «естественную историю» Земли на семь периодов, Бюффон предположил, что растения, затем животные, а за ними и человек появились в последние периоды развития планеты. Он допускал также, что одни формы могут превращаться в другие под влиянием климата или условий существования и что существует «непрерывная иерархия от самого низшего растения до самого высокоорганизованного животного».

Огромное влияние на формирование эволюционных идей ученых нескольких поколений оказали принципы систематики органического мира, которые заложил шведский врач и натуралист Карл Линней (Linnaeus, Саго-lus, 1707-1778). В его знаменитом труде «Система природы» («Systema naturae», 1735), 12 раз издававшемся при жизни автора, были впервые предложены основы классификации «трех царств природы» (растений, животных и минералов). Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды и виды; для всех органических видов ввел обязательную бинарную (двойную) номенклатуру. Линней впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости. К. Линней был избран членом академий наук Германии (1754), Швеции (1739), Великобритании (1753), России (1754), Франции (1762). Это свидетельствует о его огромном влиянии на развитие мирового естествознания.

Труды Линнея способствовали формированию идей Ж- Ламарка и Ч. Дарвина.

Первая теория эволюционного развития живых существ была сформулирована французским естествоиспытателем Жаном Ламарком (Lamarck, Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet, 1744-1829)-учеником и последователем французских материалистов и просветителей XVIII в. (рис. 116).

Эволюционная теория Ламарка была натурфилософской концепцией с элементами идеализма. Основные положения своей теории, изложенные в труде «Философия зоологии» («Philo-sophie zoologique», 1809), Ламарк вывел, занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных (он первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных и ввел эти понятия). Ламарк утверждал, что между видами животных нет резких граней; виды не являются постоянными - они изменяются, приобретая новые свойства под влиянием окружающей среды, и наследуют эти признаки. Он выступал против концепции преформизма, утверждая, что «все живые тела происходят одни от других», но при этом развиваются не из «предсуществую-щих зародышей». Теория Ламарка содержала несколько положений идеалистического характера. Ламарк считал, что признаки, возникающие адекватно воздействующим факторам окружающей среды, передаются по наследству. Кроме того, прогресс организмов он объяснял их внутренним «стремлением» к самосовершенствованию. Эти положения впоследствии легли в основу ламаркизма - односторонней концепции второй половины XIX в., ставшей после смерти Ламарка антитезой дарвинизма. Но все это не умаляет исторических заслуг самого Ламарка, предложившего первую целостную теорию эволюции. Это понимал и высоко ценил один из величайших биологов мира, основоположник эволюционного учения - Чарлз Дарвин (Darwin, Charles Robert, 1809-1882; рис. 117). Чарлз Дарвин оставил огромное научное наследие, которое насчитывает более 8 тысяч печатных страниц. Его основополагающий труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» («The Origin of Species by means of naturae selection») вышел в свет в 1859 г. В последующих работах Ч. Дарвина «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и других эволюционное учение получило свое дальнейшее развитие.


Основываясь на огромном фактическом материале, который в значительной степени был получен во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831-1836), предпринятом им после окончания Кембриджского университета, Ч. Дарвин утверждал, что существующие на Земле животные и растения произошли от ранее распространенных видов в результате эволюции. Главными факторами эволюции Ч. Дарвин определил, изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях «борьбы за существование» (понятие, введенное Дарвином). Таким образом, Ч. Дарвин дал материалистическое (диалектическое) обоснование возникновению приспособительных признаков в противовес идеалистической " (метафизической) точке зрения об изначальной целесообразности существующего мира.

Ф". Энгельс назвал теорию Дарвина. в числе трех основных естественно-научных открытий. XIX в. В письме к К. Марксу он писал в 1859 г.: «...до сих пор никогда еще не было столь грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да к тому же еще с таким успехом»*. Чарлз Дарвин был избран почетным доктором Кембриджского, Боннского, Брес-славского и Лейденского университетов, членом-корреспондентом Петербургской (1867) и Берлинской (1878) академий наук. Его учение открыло новый исторический подход к изучению закономерностей живой природы и способствовало дальнейшему развитию всех биологических наук.

Учение о наследственности и изменчивости

Серьезным научным обоснованием эволюционной теории явилось открытие законов наследственности чешским естествоиспытателем Грегором Менделем (Mendel Gregor Johann, 1822- 1884, рис. 118), ставшим основоположником одного из важнейших направлений современной биологии - генетики (от греч. genetikos- относящийся к происхождению; термин предложил В. Бейтсон (V. Bateson) в 1906 г.). В опытах по гибридизации двух сортов гороха, которые Мендель проводил в течение 10 лет, он установил, что организмы содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству, имеют дискретную природу и переходят от поколения к поколению согласно вариационно-статическим закономерностям (1865). Основные принципы учения о наследственности были изложены в его труде «Опыты над растительными гибридами» («Versuche tiber Pflanzen-Hybriden», 1865), ставшем впоследствии классическим.

Г. Мендель опередил науку своего времени. Его открытие не получило адекватной оценки и долгое время оставалось в тени. Оно не было известно Ч, Дарвину, в то время как именно «менделизм... устраняет самое опасное возражение, которое, по словам самого Дарвина, когда-либо было сделано его теории»*. Это - утрата вновь приобретенных признаков в поколениях. Признание революционной роли открытия Менделя состоялось в 1900/ 1901 гг., когда Г. де Фрис (G. de Fries, Голландия), К. Корренс (С. Сог-rens, Германия) и Е. Чермак (Е. Tschermak, Австрия) почти одновременно повторно открыли законы наследственности Менделя и опытным путем доказали правильность его выводов. С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов.

Важным этапом в развитии генетики явилось создание в 1911 г. хромосомной теории наследственности (Т Морган (Т. Morgan) и сотрудники) С этого момента ведущей теорией генетики стала материалистическая концепция гена. XX век явился временем бурного развития генетики, а на ее базе новых направлений -молекулярной генетики и молекулярной биологии.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

74. И.М. Сеченов – основоположник отечественной

75. С.П. Боткин – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

76. Обосновал неврогенную теорию патогенеза болезней

77. Инициаторами создания первой бактериологической лаборатории в России были

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

78. «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) написал

1) Г.Н. Габричевский 3) Н.Е. Веденский

2) И.М. Сеченов 4) В.В. Пашутин

79. Г.Н. Габричевский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

80. Учение о зонах кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов создал

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

81. Одним из основоположников школьной гигиены является

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

82. Первым организатором санитарного дела в Петербурге был

83. Основателем учения о реактивности организма является

84. Активно выступал за использование в лечении больных отечественных минеральных источников

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

85. Эволюционный подход в изучении фагоцитоза применял

1) С.П. Боткин 3) И.М. Сеченов

2) Н.В. Склифосовский 4) И.И. Мечников

86. Одной из теорий патологии в XIX веке была

1) психологическая 3) вирусологическая

2) онкологическая 4) целлюлярная

87. В основе учения Вирхова о механизме возникновения патологических процессов в организме лежит открытие

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

88. Одним из инициаторов организации комиссии общественного здравия был

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

89. Роль микроорганизмов в инфекционной патологии первым признал

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

90. В конце XIX столетия ведущей теорией патологии была

1) вирусологическая 3) нейрофизиологическая

2) травматологическая 4) конституционная

91. Г.И. Сокольский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

92. Главную роль в формировании иммунитета И.И. Мечников отводил

1) иммуноглобулинам 3) В-лимфоцитам

2) Т-хелперам 4) фагоцитам

93. Инициатором выделения педиатрии и гинекологии в самостоятельные клинические дисциплины был

1) И.М. Сеченов 4) С.П. Боткин

2) Г.Н. Габричевский 5) Г.А. Захарьин

3) И.И. Мечников

ДОПОЛНИТЕ:

94. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

95. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

96. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

97. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ________.

98. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

99. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

100. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

101. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

102. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

103. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ________.

104. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

105. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

106. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ________.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

1) создатель фагоцитарной теории иммунитета

А. С.П. Боткин

Б. П.А. Загорский

2) основоположник клинико-физио­логического направления

В. И.И. Мечников

Г. Т.Н. Овцын

3) основоположник отечественной физиологии

Д. М. Я. Мудров

Е. И.М. Сеченов

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) изучение физиологии нервной системы

2) развитие эволюционного учения

3) совершенствование методов хирургии

А. А.П.Нелюбин

Б. М.А. Нечаев

В. И.Е. Дядьковский

Г. Н.Ф.Кайданов

Д. Н.В.Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

Е. А.А.Иовский

1) основоположник учения о ревматизме

2) активный сторонник учения об асептике и антисептике

3) один из основателей науки о школьной гигиене

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

А. И.И. Мечников

Б. Г.И. Сокольский

В. Н.В. Склифосовский

Г. М.М. Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

1) разработал метод остеопластической операции «русский замок»

2) создал первую бактериологическую лабораторию в России

3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине

А. И.И.Мечников

Б. Г.И.Сокольский

В. Н.В.Склифосовский

Г. М.М.Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) И.М. Сеченов

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) Г.А. Захарьин

2) Г.И. Сокольский

3) Н.В. Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

113. Этапы жизни лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова:

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

114. Последовательность событий:

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

115. Издание медицинских газет и журналов:

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

116. Научная деятельность С.П. Боткина:

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

117. Этапы научной деятельности И.М. Сеченова:

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

Выберите один правильный ответ.

76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ

1) Г.Н. Габричевский

2) И.М. Сеченов

3) Н.Е. Веденский

4) В.В. Пашутин

81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА

1) психологическая

2) онкологическая

3) вирусологическая

4) целлюлярная

89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА

1) вирусологическая

2) травматологическая

3) нейрофизиологическая

4) конституционная

93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ

1) иммуноглобулинам

2) Т-хелперам

3) В-лимфоцитам

4) фагоцитам

95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ

1) И.М. Сеченов

2) Г.Н. Габричевский

3) И.И. Мечников

4) С.П. Боткин

5) Г.А. Захарьин

Дополните.

96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.

100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.

106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.

Установите соответствие.

109. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физио­логического направления 3) основоположник материалистичес­кой психологии А. С.П. Боткин
Б. П.А. Загорский
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов
110. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕНЫЙ:
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии А. А.П.Нелюбин
Б. М.А. Нечаев
В. И.Е. Дядьковский
Г. Н.Ф. Кайданов
Д. Н.В.Склифосовский
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. А.А. Иовский
111. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. А. И.И. Мечников
Б. Г.И. Сокольский
В. Н.В. Склифосовский
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин
112. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине А. И.И.Мечников
Б. Г.И.Сокольский
В. Н.В.Склифосовский
Г. М.М.Тереховский
Д. Г.А. Захарьин
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.
113. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) И.М. Сеченов А. 1845–1916
2) И.И. Мечников Б. 1832–1989
3) С.П. Боткин В. 1845–1905
Г. 1832–1911
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Д. 1829–1905
114. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) Г.А. Захарьин А. 1812–1889
2) Г.И. Сокольский Б. 1832–1893
3) Н.В. Склифосовский В. 1829–1897
Г. 1807–1886
Д. 1836–1904
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. 1836–1911

Установите последовательность.

115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

ОТВЕТЫ:


Похожая информация.


Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед… Во-первых, благодаря открытию клетки… Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии… Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).
Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология .
Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.
Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.
Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).
Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее И. П. Павлов сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.
«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».
Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание , сам становится объектом этого естествознания».

Загрузка...
Top