Сфинкс аменхотепа 3 из аллеи сфинксов. Аменхотеп III и его имена в Картушах в матрице Мироздания. Переписка с царём Вавилонии Кадашман-Энлилем I

Аменхотеп III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).

Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Свидетельства тому — грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой, во многом, загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.

Аменхотеп III родился в Фивах . Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя , естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения — «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» — царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом».

Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев.

После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Таду-хебе (Тадухеппа).

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело.

Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам —- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он — видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором - «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру — изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати — с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

(англ.) русск. , Тадухеппа (англ.) русск. , дочери царей Передней Азии Дети Эхнатон , (англ.) русск. ,
Сатамон, Исида, Хенуттанеб, Небетах, Бакетатон,
Сменхкара (?) Захоронение WV22 (англ.) русск. Аменхотеп III на Викискладе

Аменхоте́п III (1388-1353/1351 до н. э.) - фараон Древнего Египта , правивший в 1388 - 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).

Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.

Памятники правления Аменхотепа III

Известны сотни его портретов, однако наряду с этим долгие годы его правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III всё ещё требует серьёзного и детального исследования.

Датированные источники, дошедшие до нашего времени от правления Аменхотепа III, относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документов, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других - к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в Дейр-эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила . Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе . Четыре памятника из числа датированных - это памятные скарабеи , в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год).

Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III - с походом в Нубию. После 11-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума. Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Некоторые документы, которые можно датировать относительно точно, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.

Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.

Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив . Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив . Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед.

«Мой господин, мой бог, мое солнце! Кланяется тебе Сатия, правитель Унисаси, твой слуга, грязь под твоими ногами. Я шлю свою дочь в твой дворец, мой господин, мой бог, мое солнце»

Фараон вел переговоры с царем Анатолии по поводу его дочери и они увенчались успехом:

«Если ты действительно желаешь мою дочь, разве я могу не отдать её? Я отдаю её тебе.»

Аменхотеп писал одному из своих вассалов:

Я посылаю к тебе моего чиновника, чтобы отобрать самых красивых женщин без каких-либо изъянов. Тогда царь, твой господин, скажет тебе: «Ты поступил хорошо.»

Письма Тушратты, царя Митанни, Аменхотепу III

Аменхотеп поддерживал хорошие связи с Митанни и его царем Тушраттой II, к фараону поехала его сестра Келу-хебе (Гилухеппа) Аменхотеп разослал официальное сообщение:

«Его величество получил сестру правителя Митанни Келу-хебе (Гилухеппа) со свитой главных женщин её дома - всего триста семьдесят женщин»

Тушратта пишет Аменхотепу III:

Нибмуарии (от ег. Небмаатра, клинописное написание тронного имени Аменхотепа III), царю страны Мицри, моему брату, скажи: так говорит Тужратта, царь страны Мэттаннэ, твой брат: у меня (все) благополучно. Пусть у тебя (все) будет благополучно, пусть у Келухебы, моей сестры, (все) будет благополучно; с твоим домом, твоими женами, твоими сыновьями, твоими вельможами, твоей гвардией, твоими конями, твоими колесницами и посреди твоих земель пусть будет очень благополучно! Когда я взошел на престол своего отца, я был ещё юн, и Утхе творил злое в моей стране и убил своего господина (имеется в виду Арташшумара, брат Тушратты и царь Митанни), и поэтому он не допускал, чтобы я поддерживал дружбу с теми, кто меня любил. Я же теми злодеяниями, которые сделались в моей стране, отнюдь не пренебрег, и убийц Ардассумары, моего брата, вместе со всеми их (людьми) я убил. Так как ты был дружествен с моим отцом, по этой причине я (сейчас) послал и рассказал (это) тебе, чтобы мой брат услышал об этом деле и возрадовался. Мой отец любил тебя, а ты любил моего отца ещё больше, и мой отец ради своей любви дал тебе мою сестру; и [кт]о другой б[ыл] так (близок) моему отцу, как ты? [В …] больше, чем мой брат… Вся страна Хатти, как враг, пришла в мою страну; Бог Бури, мой господин, дал их в мою руку и я разбил их; и не было никого среди них, кто бы вернулся в свою страну. Вот, 1 колесницу, 2 коней, 1 мальчика, 1 девочку из добычи страны Хатти я тебе послал. В подарок моему брату 5 колесниц, 5 упряжек коней я тебе послал. И в подарок Келухебе, моей сестре, 1 пару золотых грудных украшений, 1 пару золотых серег, 1 золотое масху и 1 каменный флакон, полный отменного масла, я ей послал. Вот, Келию, посла моего, и Тунибэври я послал. Пусть мой брат быстро отправит их (обратно), чтобы они могли спешно принести ответ, так что я мог бы услышать привет моего брата и возрадоваться. Пусть мой брат стремится к дружбе со мной, и пусть мой брат пошлет своих послов, чтобы они принесли мне привет моего брата, и я получил бы его…

Царь Тушратта II предложил также свою дочь Таду-хебе (Тадухеппа) . Он написал Аменхотепу:

«Твои посланники прибыли, чтобы взять её и сделать госпожой Египта. Я читал и перечитывал табличку, переданную мне, и вслушивался в каждое твое слово. Твои слова пришлись мне по душе. Я возрадовался, будто поговорил с тобой. Я праздновал день и ночь. Я отправляю её тебе как твою жену и госпожу Египта, и будем мы теперь единым целым. Да помогут ей удовлетворить все желания моего брата Иштар, моя богиня, владычица всех земель, и Амон, бог моего брата. Ты увидишь: она созрела и создана для услаждения моего брата»

Каждый раз Тушратта II заканчивал письма:

Тушратта - митаннийский царь, Аменхотеп - египетский царь, они любят друг друга безмерно.

Переписка с царём Вавилонии Кадашман-Энлилем I

Но не все были согласны отдать своих дочерей за фараона. Например вавилонский царь Кадашман-Энлила ответил грубостью:

«Ты просишь в жены мою дочь, но с тобой живёт моя сестра, которую дал тебе мой отец. Никто не видел её с тех пор, и неизвестно, жива она или мертва. Ты принял моих посланников, присутствовали все твои жены, и они говорили: „ Вот ваша госпожа. Она перед вами.“ Но посланники не узнали её. Они не могли сказать, является ли эта женщина, стоявшая рядом с тобой, моей сестрой или нет»

Фараон отвечает царю:

Я выслушал твое сообщение. Но разве ты послал ко мне хотя бы одного человека, который знал бы твою сестру, мог бы поговорить с ней и опознать её? Нет. Люди, бывшие у меня, не в счет. Какие-то ничтожества, погонщики ослов…Амон мой свидетель, твоя сестра жива. Я сделал её госпожей дома. Ты хочешь моих богатств, но ты прислал мне всего один подарок. Не смешно ли это?

Наконец царь Вавилонии Кадашман-Энлила согласился отдать свою дочь:

«Так как моя дочь, которую ты желал бы взять в жены, теперь уже вполне женщина, можешь прислать делегацию и забрать её.»

Когда царь Вавилонии вознамерился жениться на дочери фараона, то получил категорический отказ. Кадашман-Энлила: «Почему нет? Ты фараон и можешь делать, что хочешь?» Аменхотеп:

«Никогда ещё царь Египта не отдавал своих дочерей.» «Раньше ни одна египетская принцесса не отдавалась (другому царю), как какая-то простая женщина»

Царя Вавилонии очень интересовало золото Египта. Он писал:

«Теперь о золоте, о котором я тебе уже писал. Пришли его столько, сколько сможешь, чтобы я закончил работы этим летом. Если ты пришлешь золото, я дам тебе мою дочь. Пожалуйста, вышли золото поскорее. Если ты этого не сделаешь, я не закончу работы. И тогда какой смысл его посылать? И если потом пришлешь мне даже сто таланов золота, я не приму его. Я отошлю его обратно и не дам тебе свою дочь.»

Фараон ответил: «Глупо отдавать дочерей за кусок золота.»

(Источник Джоан Флетчер В поисках Нефертити.)

Международная обстановка

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни , Вавилонии , Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию , для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ . Несмотря на утверждения - «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» - царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «Царского сына Куша ». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествует плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-х порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом» . Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-х порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или Царский сын Куша Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство , заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I , дочери вавилонского царя Куригальзу I , дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I . Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-й год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой - на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты - Таду-хебе (Тадухеппа). О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря , свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Храм Аменхотепа III в Луксоре

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке , Аменхотеп возвёл ещё один пилон , построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут . Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата-близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед ). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона », каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапу . Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам - царям Митанни и Вавилона , причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа процветала торговля, также приносящая огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом . В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии , где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе . Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапу , скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив , словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он - видимым Солнцем. С этим представлением о себе как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором - «Устанавливающим Законы», четвёртое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат .

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру - изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще и против фараоновской в особенности. В это время в горах между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру , основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентов систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине . Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Фотографии мумии:

XVIII династия
Предшественник:
фараон Египта
ок. 1388 - 1351 до н. э.
Преемник:
Эхнатон

Примечания

Источники цитат

  • Джоан Флетчер В поисках Нефертити. - М .: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - С. 254-257. - 413 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-9762-5421-3

Библиография

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина . - М .: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука », 1988. - 623 с. - 25 000 экз.
  • Военная история древнего Египта. - М .: Издательство «Советская наука», 1959. - Т. 2. Период крупных войн в Передней Азии и Нубии в XVI-XV вв. до н. э. - 148 с.

Аменхотеп III – древнеегипетский фараон, при котором государство достигло своего расцвета.

Об этом говорят грандиозные архитектурные сооружения, множество скульптур, предметов роскоши и других произведений искусства, созданные при Аменхотепе и дошедшие до наших дней.

Вместе с тем Аменхотеп был склонен нарушать традиционные устои египетского общества и предвосхитил религиозную реформу, проведённую его сыном Эхнатоном. Это во многом загадочная и противоречивая фигура.

Ранние годы

Родился Аменхотеп в 1388 году до нашей эры в семье Тутмоса IV, принадлежавшего к династии Тутмосов, и его «великой жены» Мунтемуйи.

Из изображений того времени можно понять, что он взошёл на престол очень рано, будучи подростком; это подтверждается и тем, что Тутмос умер слишком рано и не успел оставить наследника зрелого возраста.

Регентшей при новом фараоне была, конечно же, его мать Мутемуйя. Воцарение Аменхотепа прошло мирно и благополучно: никто из высших чиновников и жрецов уволен не был, а Птахмеса – главного жреца Амона, занявшего эту должность ещё при Тутмосе, - Аменхотеп сделал ещё и своим чати (визирем) и градоначальником Фив.

Тейе

Аменхотеп женился очень рано – в первый год после восшествия на престол. Его избранница вызвала некоторое смятение в глазах окружающих. В то время было заведено так, что фараоны женились в основном на своих родственницах, чтобы сохранить чистоту царской крови, или в крайнем случае на девушках из знатных семей.

Тейе (Тия), супруга Аменхотепа, была взята им, так сказать, из самых низов: её родители служили при храме Амона на невысоких должностях (так, отец был заведующим скотного двора), а по происхождению кто-то из них мог и не принадлежать египетскому народу. Таким образом, с самого начала своего правления Аменхотеп проявил себя как нарушитель традиций египетского общества, освящённых религией.

Несмотря на незнатное происхождение, Тейе была женщиной очень умной и энергичной. Вскоре она стала принимать самое активное участие в государственных делах; Аменхотеп постоянно с ней советовался, что также не особо одобрялось некоторыми придворными.

Другие жёны

У Аменхотепа были и другие жёны. Две из них – это Келу-хебе и Таду-хебе, сестра и дочь царя Митанни Тушратты. При этом Тушратта и Аменхотеп обменивались письмами, в которых клялись друг другу в великой дружбе и любви. Номинально Аменхотеп взял в жёны также своих двух дочерей и мать Мутемуйю, всем им присвоив звание «великих». Это было ритуальной традицией и в то же время давало матери и дочерям большие полномочия при дворе.

Аменхотеп также взял в жёны сестру и дочь вавилонского царя Кадашман-Энлиля. Это событие также сопровождалось перепиской, из которой становится ясно, что правители поначалу не очень жаловали друг друга. Впоследствии они помирились, но когда Кадашман-Энлиль захотел взять в жёны дочь фараона, тот ему отказал, написав, что это было бы слишком низко для царской дочери – отдаваться правителю чужой страны. Не согласился он и подарить Кадашману золото в обмен на его дочь. Настолько своенравен и горд был Аменхотеп.

Египетский «король-колнце»

Аменхотеп III развернул грандиозное строительство и предпринял ряд военных походов, закончившихся присоединением к Египту новых областей и получением богатых трофеев. Богатство и слава укрепили царя в мыслях о своей божественности. В результате в Египте установился самый настоящий культ Аменхотепа, которого сравнивали теперь с самим Ра – богом солнца.

Аменхотеп 3 фото

В большей степени культ затронул завоёванную Нубию, где таким же образом почиталась и Тейе, однако и в Фивах был установлен идол фараона, перед которым совершались молебны. В Нубии Тейе инициировала строительство огромного храма, посвящённого себе, и сама руководила строительными работами.

В этот период в египетском пантеоне возвышается фигура Атона – обожествлённого солнечного диска, с которым и сравнивался фараон. Атон был известен и прежде, но был малозначимым богом. Впрочем Аменхотеп не отказывался и от других богов. Известно, что он особенно чтил Маат – богиню правды, имя которой входило в три из пяти его официальных имён.

Волнения

Несмотря на внешний блеск и величие, эпоха Аменхотепа не была абсолютно мирной и спокойной. Как в самой метрополии, так и в азиатских владениях Египта вспыхивали волнения.

  • В Двуречье возникло самопровозглашённое государство Амурру, населённое хапиру – «изгоями». Это были кочевые племена различного происхождения, подобные средневековым русским казакам или разбойникам. Хапиру сражались против царской власти вообще и египетской в частности.
  • О своих территориальных претензиях заявило Хеттское царство, которое вторглось в пределы Митанни, дружественной Египту.
  • Внутри Египта нарастало противостояние старой знати и новых служилых социальных слоёв, возвысившихся при Аменхотепе. «Предводительницей» этой новой знати фактически была Тейе – царица незнатного происхождения.

Последние годы

Умер Аменхотеп, по-видимому, в возрасте 40 или 50 лет. В последние годы он страдал какой-то болезнью и изрядно потолстел. Для излечения фараона его митаннийский «брат» прислал ему статуэтку Иштар, попросив после использования возвратить её обратно.

Фараоны древнего Египта - Аменхотеп III

Аменхотеп III - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 - 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).

Гранитная голова Аменхотепа III в британском Музее,

Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.
Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

Колоссальная статуя Аменхотепа III с его женой царицей Тейе и их дочерью Хенаттэнеб. Каирский Музей

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.
Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях - изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, - свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах.
Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона - жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.
Известны сотни его портретов, однако наряду с этим долгие годы его правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III всё ещё требует серьёзного и детального исследования.
Датированные источники, дошедшие до нашего времени от правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других - к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в Дейр-эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, - это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год).

В Египте недалеко от Луксора археологами обнаружено две статуи фараона Аменхотепа III, которым более 3,4 тыс. лет. Одна из статуй изготовлена из черного гранита и представляет правителя сидящим. Вторая статуя – кварцитовая - изображает Аменхотепа в форме сфінкса
Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III - с походом в Нубию. После 11-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума
. Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.

Аменхотеп III, скульптура из музея египтологии в Берлине

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог.

На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

Рельеф Аменхотепа III, из гробницы Хаемхета (TT 57), запад Фив

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед).

Храм Аменхотепа III в Луксоре

Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м. Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.

Колоссы Мемнона изображающие Аменхотепа III

Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив. Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив.
Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед.
Сфинксы, изображающие Аменхотепа III, установлены на Университетской набережной в Санкт-Петербурге

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Фрагмент "западного" сфинкса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан. Гранит. Санкт-Петербург. (с) фото мое, 2003 г.

Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета Древнего Египта. Свидетельства тому – грандиозные храмовые комплексы и памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие памятники, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Они – истинные свидетели, повествующие о своем времени и своем создателе. Несмотря на обилие памятников, Аменхотеп III во многом фигура загадочная и во многом противоречивая. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им храмы, с другой стороны именно в его эпохе лежат корни грядущей амарнской реформы. Мы знаем сотни его портретов, среди которых петербургские сфинксы занимают особое место, однако наряду с этим долгие годы правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Царь с упоением прославляет свою исключительность и божественность, однако, на деле многие достижения его правления можно было бы приписать тому исключительному влиянию, какое на него оказывали женщины, безусловно, очень яркие: мать, царица Мутемуйя, супруга – блистательная Тейе и, наконец, одна из старших дочерей – Сатамон.
Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III все еще требует серьезного и детального исследования с учетом новых памятников, появляющихся в процессе археологического исследования царского заупокойного комплекса германско-египетской миссией под руководством д-ра Хуриг Сурузян. Раскопки храма в Ком эль-Хеттан, материалы восхитительной выставки, прошедшей в 1992-1993 годах в Кливленде, Форт Ворсе и Париже по инициативе д-ра Бетси Брайан и д-ра Ариэль Козлофф, исследования японских специалистов в Малькатте и царской гробнице WV22 и, наконец, полноценная реставрация восхитительных сфинксов в Санкт-Петербурге, - стали частями единой основы для нового взгляда на блистательного Аменхотепа III и его время.


Принц, который позже станет одним из самых известных древнеегипетских царей, родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем еще при жизни своего отца. Скорее всего, он взошел на престол в очень юном возрасте, – ему не было еще и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстает на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Одновременно следует вспомнить значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица; большая их часть была создана в первые годы царствования, задолго до первого празднества Сед на тридцатом году правления, когда царь, естественно, уже был взрослым мужчиной.

Небмаатра Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось. Учитывая долгие годы правления и этот факт, можно предположить, что Аменхотеп III взошел на престол в возрасте 8-10 лет, что полностью подтверждают выражения лиц его ранних скульптурных изображений.

Статуя-ребус, изображающая царицу Мутемуйю в облике богини Мут, сидящей в своей церемониальной ладье. Памятник является скульптурным выражением имени царицы, которое переводится как "Мут в ладье". Гранодиорит. Из Карнака. Лондон, Британскйи музей. (с) фото - Е. Царева

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери – царицы Мутемуйи, образ которой появляется в египетский истории лишь с рождением ее сына и почти не известен в первые годы правления Тутмоса IV. Всесильная мать царя, Мутемуйя была изображена на многих его памятниках, в частности, в сценах теогамии и зачатии Аменхотепа III от бога Амона в Луксорском храме, и, что особенно важно, рядом с колоссами царя в Ком эль-Хеттан, где ее колоссальные изображения соседствуют со скульптурами Тейе, супруги Аменхотепа III, также предстоящей у ног «Колосса Мемнона» и его южного двойника.
Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал еще и градоначальником Фив и везиром. Объединение двух важнейших должностей – везира и верховного жреца - в руках одного человека – явление почти что уникальное, имеющее лишь одну аналогию в лице Хапусенеба, современника Хатшепсут. Птахмес был первым везиром, который получил титул «носитель опахала справа от его величества». Его теофорное имя, включающее в себя Птаха, господина Мемфиса, возможно, указывает на его происхождение с севера страны, словно Аменхотеп III, административная столица которого находилась в Мемфисе, специально назначил свое доверенное лицо на два важнейших фиванских поста. Одну из дочерей Птахмеса звали Мутемуйя, несомненно, в честь царицы матери и, возможно, в знак особенно тесных отношений с царской семьей.
С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. Событие столь большой значимости, безусловно, было подготовлено кем-то, кто, выбирая юную девушку в качестве супруги царя-ребенка, хотел таким образом добиться какой-то нам неизвестной цели.

Маска саркофага вельможи Иуйи, отца царицы Тейе. Дерево, золото, инкрустации. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 2000 г.

Отец Тейе, Иуйя был вельможей, но отнюдь не настолько значимым, чтобы именно его дочь стала царицей. Мнение, что Иуйя получил большинство своих должностей и привилегий, которых к концу жизни у него было предостаточно, только из-за того, что его дочь стала супругой царя, отчасти верно. Отчасти, так как мы не знаем причин, которые привели его к статусу отца великой супруги царской. Впрочем, неизвестно также, когда этот «совет регентов» при царе потерял свою значимость, уступив свое место царице Тейе, одной из самых значимых личностей египетской истории эпохи XVIII династии.

Датированные источники, дошедшие до нас от времени правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других – к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров, активно эксплуатировавшихся и после смерти Аменхотепа III ; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, - это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год). Пятый памятный скарабей, увы, не датирован. Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III – с походом в Нубию. После 1-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума. Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.
Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.
Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и эль-Амарнский дипломатический архив. Знаменитый свод дипломатической переписки правителей Месопотамии, Сирии и Малой Азии с Аменхотепом III, Эхнатоном и египетскими вельможами, эль-Амарнский архив насчитывает 382 глиняные таблицы, покрытые клинописью, большая часть которых была найдена к 1887 году в развалинах Ахетатона. Большая часть писем написана на вавилонском языке, два – на хеттском, одно на ассирийском и одно на хурритском. Как всему своду, так и отдельным элементам царской переписки посвящено значительное число исследований; несколько таблиц архива хранятся в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ.

Фрагмент диады бога Себека и Аменхотепа III из храма Себека в Дахамше. Алебастр. Луксор, музей Египетского искусства. (с) фото мое, 2007 г.

Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив. Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед. Эти памятники, не дающие нам возможности уточнить что-либо, связанное с администрацией, войском или жречеством эпохи, стали настоящим сокровищем для историков искусства и религиеведов, позволяя понять многие аспекты египетского мировоззрения и изобразительного искусства в годы, непосредственно предшествующие амарнской реформе и кризису традиционной египетской культуры. Художник эпохи Аменхотепа III, во многом более свободный в выборе тем и форм, чем раньше, зачастую становился Творцом с большой буквы, достигая истинного совершенства как во внешнем облике и идее созданного памятника, так и в каждой его детали. Одновременно, наряду с изысканностью и детализацией образа, именно в искусстве Аменхотепа III родится тот изощренный и гиперболизированный реализм, которым были отмечены многие памятники первых лет правления его сына, Эхнатона.

Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Возможно, первые годы царь находился под влиянием «регентского совета». Выпуск первой серии памятных скарабеев, ставших отличительной чертой этого царствования и практически не известных ни до ни после Аменхотепа III, связан, прежде всего, с восшествием нового царя на престол; эти многочисленные «брачные» скарабеи в действительности говорят не о браке Аменхотепа III и Тейе, но о самом царе, знакомя с его титулатурой и утверждая его права на престол. Новый царь принимает традиционный комплекс из пяти имен: «Хор: бык могучий, Воссиявший в Истине, Обе владычицы: Утверждающий законы, Умиротворяющий обе Земли, Золотой Хор: Великий отвагой, повергающий азиатов, Царь Верхнего и Нижнего Египта: Небмаатра, Сын Ра: Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь». Затем следует имя великой супруги царской Тейе в сопровождении имен ее родителей: «Она супруга царя могучего, - продолжает текст, - южная граница его в Карои, северная граница его – в Нахарине ». Судя по упоминанию брака Аменхотепа III и Тейе, это был первый выпуск царских скарабеев; упоминание родителей царицы, Иуйи и Туйи явно подчеркивала их новый статус и особую значимость при дворе.

Фрагмент празднества "Сед" при Аменхотепе III. Рельеф одного из блоков храма в Ком эль-Хеттан. Известняк. Музей храма Мернептаха, Курна. (с) фото мое, 2007 г.

Вторым годом правления датированы скарабеи с длинным текстом об «охоте на диких быков», повествующем о «чуде, сотворенном Его Величеством». Стадо из 170 диких быков показалось со стороны Вади Натрун, о чем сообщили царю; тотчас была снаряжена экспедиция невероятного масштаба, отправившаяся этим же вечером, чтобы захватить добычу. Отряд вышел из Мемфиса во главе с царем, управлявшим колесницей. Для того, чтобы захватить стадо была сооружена стена и ров. В первый же день царю удалось поймать 56 быков; подождав четыре дня, чтобы отдохнуть, царь схватил еще 40 быков, 96 живых животных общим счетом. Подобная крупномасштабная операция требовала, конечно же, большого и хорошо обученного персонала, который отчасти выполнял бы работу, приписываемую текстом царю, в том случае, если царь был бы взрослым мужчиной. Аменхотеп III, которому тогда было около двенадцати лет, скорее всего, был всего лишь зрителем.

Аменхотеп III перед Ра-Хорахте. Фигура божества уничтожена фанатиками Эхнатона в эпоху Амарны. Рельеф одного из блоков храма в Ком эль-Хеттан. Известняк. Музей храма Мернептаха, Курна. (с) фото мое, 2007 г.

Возможно, подобным образом обстояли дела и во время охоты на львов. Согласно тексту, сохранившемуся на 138 скарабеях, царь с 1 по 10 год правления лично застрелил стрелами 102 льва; впрочем, на 10-м году правления он уже не был ребенком. На десятом же году появилась куда менее обширная серия скарабеев (известно всего 6 штук), тексты которых рассказывали о том, как к царю в качестве залога политической стабильности была приведена принцесса Гилухеппа, дочь Суттарны II, князя Нахарины, а вместе с ней – 317 женщин для женского дома царя.

Последний тип памятных скарабеев был выпущен на 11-м году правления царя для того, чтобы отметить наводнение территории в 60 га в честь царицы Тейе. Работы по созданию бассейнов с водой и новой сельскохозяйственной зоны велись в местности Джаруха, к северу от Ахмима, откуда происходили родители царицы. Возможно, речь идет о городе Тахта, название которого, судя по всему, несет в себе отголосок имени царицы. Царь совершил плавание по созданному озеру во время «для открытия озер» на ладье, называвшейся «сияние Атона», так же, как и дворец в Малькатте. Царь отметил высокий уровень воды в озере и, возможно, принял участи не столько в увеселительной прогулке, сколько в сельскохозяйственном ритуале.

Таким образом, все сохранившиеся «серии» скарабеев были скорее государственными памятниками, нежели частными документами о жизни царской семьи. Повествование о дипломатическом браке, охоте на львов и быков – истинно царских животных, связанных с титулатурой фараона и, наконец, упоминание имени царицы Тейе, ее родителей и региона, откуда они происходили, - все это являлось частью царской политической программой, какими бы «личными» не казались с первого взгляда события, о которых рассказано на брюшках священных жуков. После 11-го года правления новые «серии» скарабеев более не выпускались. Этот важный факт был связан, скорее всего, с взрослением царя и постепенным отстранением от власти «регентского совета» а, возможно, даже со смертью царицы Мутемуйи. Динамичность и активность первых лет правления, видимо, не свойственная личности самого царя, быстро сменилась периодом бездействия и спокойствия, единственной движущей силой и апогеем которого было непомерное обожествление царя после 30-го года правления. Впрочем, обратной стороной этого «бездействия» стало колоссальное храмовое строительство и время создания лучших памятников египетского искусства времени правления XVIII династии.

Фрагмент колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан. Известняк. Лондон, Британский музей. (с) фото - Е. Царева, 2007.

Немногочисленные военные события, имевшие место во время правления Аменхотепа III, - это две нубийские кампании, осуществленные на 5-м году правления фараона и в самом конце его царствования. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте большой стелы, высеченной между Асуаном и островом Филе. В экспедиции, которая закончилась в третьем месяце сезона ахет 5-го года правления Аменхотепа III, царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, царского сына Куша. Этой первой кампании был придан невероятный блеск. Все началось с некоего восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра, лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом». Эта метафора, сравнивавшая царя со львом, видимо, чрезвычайно нравилась Аменхотепу III и часто использовалась в текстах, так или иначе связанных с Нубией, где, если верить серии скарабеев, было убито 102 льва. На одном из знаменитых львов из храма в Солебе царь именуется «львом правителей», на базе одного из колоссов в Луксоре – «львом царей». Из Нубии в итоге кампании было приведено более 30 тысяч пленных, которых царь, бывший в добром расположении духа, в итоге отпустил, «чтобы не уничтожать потомство захваченного Куша». Традиционно к этой экспедиции приурочивают содержание текста стелы царского сына Куша Меримосе, которую он установил в Семнэ от имени царя. В ней отчасти дублируется настроение и даже отдельные фразы большой надписи в Асуане; царь именуется в ней как «лев ужасный, владыка, убивающий врагов по приказу Амона, отца почтенного». Любопытно, что в тексте на голову знака льва помещен солнечный диск. Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями; однако сходство этого текста с другим, датированным 12-м годом правления Эхнатона, позволяет предположить, что Меримосе не был тем военачальником, который осуществил успешный поход: Меримосе вряд ли уже был царским сыном Куша на 5-м году правления Аменхотепа III. Лист нубийских топонимов, встречающихся на памятниках Аменхотепа III, упоминает, помимо Куша, ряд местностей, локализация которых все еще проблематична, например Ирем и Миу, а также топонимы, локализация которых сегодня не представляется возможной.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Нубия была в это время также очень значимым регионом. Здесь, в районе III порога Нила, в Солебе, по приказу царя в связи с церемонией его первого праздника Сед на 30-м году правления, был сооружен храм, столь же грандиозный, как и Луксорский комплекс. Храм находится в безлюдном и отдаленном месте; не понятно, зачем именно здесь было начато столь пышное и трудоемкое строительство, направленное лишь на восхваление и обожествление царя. Комплекс состоял из двух пилонов, двух открытых солнечных дворов, обрамленных колоннадами, гипостиля и, собственно, святилища. На пальмовидных колоннах гипостильного зала были вырезаны названия «поверженных» иноземных народов – азиатов с северной и африканцев – с южной сторон колонн.

Один из священных львов Аменхотепа III из храма в Солебе. Гранит. Лондон, Британский музей. (с) фото - Е. Царева, 2007 г.

Здесь почитались Амон-Ра, владыка Карнака и сам царь, обожествленный как Небмаатра, «великий господин Нубии» и изображавшийся как лунное антропоморфное божество с небольшим рогом овна около уха – символом божественности. Небмаатра выступал здесь как местная ипостась Хонсу – сына Амона-Ра и Мут. Одновременно, как уже упоминалось, уникальный храм был предназначен для празднования церемонии Сед Аменхотепа III и для предшествующих ей ритуалов «освещения помоста» и «стучания в двери», когда Небмаатра выступал как залог возрождения полной луны в результате исцеления Ока Хора. Именно Оку Хора, согласно легенде скрывшемуся в Нубии в облике богини-львицы Тефнут-Мехит, воплощавшей собой полную луну, при Аменхотепе III были посвящены два гранитных лежащих льва, некогда находившихся в Солебе и позже перевезенные в Гебель Баркал (ныне – в Британском музее).

Цит. по: Солкин В.В., Ларченко В.Н. Аменхотеп III: личность, эпоха и «стиль» цивилизации // Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. СПб., 2005. C. 62–106. Сноски опущены.

Загрузка...
Top