Почему земноводные нуждаются в охране. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты — Гипермаркет знаний. Постановка целей и задач урока

Взаимодействия земноводных и человека

Охрана земноводных

Надо знать, какую пользу или вред приносит то или иное животное. Для этого изучают особенности кормления: чем кормятся, в каком количестве съедают корм и т.д.

Земноводные очень прожорливы. Они уничтожают много беспозвоночных животных, среди которых много вредителей сельского хозяйства, леса и рыбоводства, переносчиков заразных заболеваний. В этих отношениях важность земноводных можно сравнить с важностью птиц. Но к этому надо добавить, что земноводные охотятся ночью. В кормовой рацион земноводных входит и вредители с охранной окраской. Птицы таких вредителей не употребляют. Кроме того, земноводные съедают клопов и других насекомых, которых избегают птицы. (Дорофеев и др., 1981)

Некоторые виды земноводных составляют часть пищи промышленных рыб, зверей, птиц и змей. Кроме того, лягушки и тритоны служат хорошими объектами для изучения многих биологических явлений.

Учитывая это, земноводных надо охранять и приманивать в сады и огороды. Надо вести разъяснительную работу с населением.

Добыча и хранение

Чтобы собрать земноводных, надо знать, какие виды встречаются в вашей местности, и в каких природных условиях обитает каждый вид. Кроме того, надо знать некоторые особенности этих животных.

Лягушек и жаб лучше искать на закате или в пасмурную погоду, когда они наиболее активны. Хороший результат дает ночной лов с фонариками.

Ловля земноводных не требует особых приспособлений. Найденных особей берут руками. Выделение лягушек и жаб никакого вреда человеку не наносят. При ловли учитывают, что у бесхвостых земноводных поле зрения 360°. Они мало пугаются неподвижного человека, но быстро реагируют на его движение. Очень легко найти земноводных в период откладывания икры.

Словленных животных, сажают в ведро с крышкой, кордонную коробку с дырочками. В середину кладут немного травы. В стеклянной и металлической посуде они перегреваются и очень быстро гибнут.

Для удержания в неволе наиболее подходят жабы, бурые лягушки и тритоны. Их можно разместить в аквариуме. Активность земноводных зависит от температуры. Она должна быть 16-25 °С. В одном аквариуме надо удерживать разных земноводных одного возраста и размера. Взрослые в неволе могут съедать молодых. (Дорофеев и др., 1981)

Земноводные в природе и жизни человека

Еще в древности люди использовали яд жаб и лягушек для смазывания стрел. Как было сказано выше, яд большинства амфибий безопасен для человека, но для мелких животных и птиц смертелен. Также некоторые яды применяются в медицине. (http://bufodo.apus.ru)

Амфибии приносят неоценимую пользу сельскому хозяйству. Среди вредителей, уничтожающих урожай прямо на корню, первое место принадлежит насекомым. Подавляющее большинство лягушек, квакш, жаб и саламандр питается насекомыми, некоторые охотно уничтожают моллюсков, наконец, самые крупные амфибии не брезгуют и грызунами. Изучение пищевых объектов амфибий в нашей стране и во всем мире показало, что в пищу идут преимущественно вредные насекомые. Лягушки и жабы чаще всего поедают то, что попадается им на глаза, а так как в очагах массового размножения вредителей гораздо больше, чем любых других насекомых, в желудках амфибий они составляют 80-85% всей съеденной пищи. (http://bufodo.apus.ru)

Амфибии - самые универсальные защитники растений. Во-первых, у них чрезвычайно широк спектр охотно поедаемых объектов, гораздо шире, чем у птиц. У большинства амфибий нет пищевых предпочтений. Едят они все подряд без особого разбора, лишь бы трофей двигался и был съедобен. Об этом свидетельствует достаточно разнообразное меню наших северных лягушек и жаб. Они охотно едят саранчовых и долгоносиков, клопов, щелкунов, короедов, различных жуков, в том числе и колорадского, гусениц совок, пядениц и других бабочек. Значительную долю охотничьих трофеев квакш составляют блошки и жуки-листоеды. Не отказываются они и от моллюсков. Во-вторых, амфибии, в отличие от птиц, малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах или ярко, точнее пугающе окрашенных насекомых. Не отказываются они и от мохнатых гусениц, которых подавляющее большинство пернатых есть избегает. («Жизнь животных», 1969)

Также насекомоядные пернатые питаются лишь в светлое время суток. Поэтому в их желудки попадают только те вредители, которые активны днем. А лягушки и саламандры охотятся в любое время суток. Они приносят заметную пользу тем, что уничтожают ночных насекомых, недоступных птицам.

К числу ночных врагов растений относятся слизни. Это всеядные существа. Они поедают рожь, пшеницу, клевер, вику, горох, тыкву, морковь, капусту, картофель, табак, мандарины и лимоны. Они проникают в парники и теплицы, на земляничные плантации и бесчинствуют там, когда урожай уже созревает, и применять химию уже больше нельзя. Амфибии не чураются слизней, а жаб можно отнести к числу их наиболее активных врагов.

Амфибии охотники-универсалы. Некоторые из них добывают корм в воде или с ее поверхности. Большинство лягушек и саламандр охотятся на земле. Квакши и древесные саламандры, как птицы, находят свою добычу на ветвях кустов и в кронах деревьев. Удивительный охотничий снаряд - язык, позволяет лягушкам и квакшам хватать насекомых прямо на лету. Влет «бьют» дичь наши прудовые и озерные лягушки, а тропические веслоногие лягушки настигают добычу в полете. Многие амфибии приспособились добывать пропитание в земле. В общем, растения все целиком, от кроны до корней, находятся под их охраной. (http://bufodo.apus.ru)

Немалую пользу приносят жабы, лягушки квакши и саламандры, уничтожая кровососущих насекомых - комаров, мух, слепней и оводов, которые досаждают нам летом. Среди кровопийц немало переносчиков возбудителей таких опасных болезней, как малярия. Мухи, обитающие в наших жилищах, переносят опасных микробов на своих лапках. На комаров и мух активно охотятся и взрослые лягушки, и молоденькие лягушата, и головастики тритонов. Жерлянки и водяные лягушки уничтожают личинок и куколок комаров.

Безусловно, амфибии, как и любые другие хищники, не в состоянии полностью истребить популяцию какого-либо вредителя. Но это от них и не требуется. Достаточно, что они резко снижают численность вредителей и удерживают ее на среднем или даже низком уровне. (http://bufodo.apus.ru)

Отсутствие терморегуляции и в связи с этим незначительны расход энергии позволяет амфибиям тратить на насущные нужды организма лишь 40% энергетических ресурсов потребляемой пищи. Остальные 60% идут на построение собственного тела. В связи с этим амфибии как продуценты биомассы значительно превосходят теплокровных животных, млекопитающих и птиц. Поэтому так велика их роль в экологических системах. По той же причине их выгодно разводить и использовать как пищевой объект (Пикулик, 1985)

Многие виды лягушек и саламандр вполне съедобны и служат превосходным питательным продуктом. Они входят в меню жителей многих стран, в том числе и Европы.

В некоторых странах численность земноводных, в частности лягушек, из-за неумеренного их отлова сильно уменьшилась. В нашей стране истребление земноводных запрещено законом.

В некоторых чрезвычайно редких случаях амфибии могут причинять вред. Лягушки-быки наносят существенный ущерб в прудовых хозяйствах. Другие виды не вредят рыбному хозяйству.

Большую пользу приносят озерная и прудовая лягушки. Значительную часть их рациона составляют хищные водяные жуки и их не менее хищные личинки, которые питаются мальками рыб. Таким образом, в наших хозяйствах лягушки полезны тем, что уничтожают злейших врагов рыбной молоди. Сами лягушки на молодь карпа, являющегося основным объектом рыборазведения, «смотрят косо». Это подтвердило специально проведено исследование: в 275 вскрытом желудке было обнаружено лишь 44 малька. Несомненно, польза, приносимая уничтожением хищников, значительно превышает незначительный ущерб от лягушек - любительниц рыбного стола, иногда лакомящихся мальками. (http://bufodo.apus.ru).

Тема:

Охрана земноводных.

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием земноводных, их ролью в экосистемах и жизни человека. Обратить внимание на связь строения представителей разных отрядов с их образом жизни, продолжить развивать навыки сравнивать и анализировать усложнения организмов в процессе эволюции. Способствовать формированию научного мировоззрения. Развивать наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы. Продолжить работу по экологическому воспитанию учеников и уважительного отношения к природе.

Оборудование и материалы: Таблица «Класс Земноводных», «Строение нервной системы типа Хордовые», «Строение кровеносной системы типа Хордовые», рисунки земноводных (в условиях отсутствия ИКТ).

Базовые понятия и термины: Земноводные, кожное дыхание, безногие, бесхвостые, хвостатые, головной мозг, мозжечок, передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг.

Тип урока: Комбинированный.

Методы и методические примы:

1. Информационно-рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, беседа, работа с учебником.
Приёмы обучения: подача материала в готовом виде, объяснения, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний.

2. Визуальный: составление схем, таблиц.

3. Релаксационный - эмоциональная разгрузка.

4. Межпредметные связи: история, экология.

Ход урока:

    Организационный этап:

    Приветствие

    Определение отсутствующих

    Проверка готовности учащихся к уроку

    Проверка подготовленности классной комнаты к уроку

    Организация внимания

Психологическая разгрузка:

Планета людей невозможна без животного и растительного мира. В биологическом плане человек – это часть экологической системы. Нам в жизни хочется чего-то необыкновенного, удивительного, тогда интересно жить. А удивительное и необыкновенное всегда рядом с нами – просто надо немного призадуматься, присмотреться, и появится масса вопросов, на которые захочется найти ответы.
Сегодня мы продолжаем путешествие в мир земноводных.
А теперь мы с вами вспомним, что нам известно об этих животных.

    Проверка домашнего задания в виде тестовой работы по вариантам

Учащиеся отвечают на вопросы тестов, работы сдают на проверку учителю

Работа с карточками в группах

Карточка I

Для чего земноводным необходимо кожное дыхание? Почему оно такое важное? Известно, что от легочного дыхания они могут иногда отказаться, от кожного - никогда.
(Кожное дыхание:
- обеспечивает длительное пребывание под водой;
- кислород воздуха растворяется в тонкой оболочке плёнки жидкости на поверхности кожи и переходит в кровь, а это большая поверхность и кислорода достаточно, без легочного дыхания, если кожа влажная;
- у жаб 51% кислорода во время газообмена проходит через кожу)

Карточка II

Дополните схему.
Во время сокращения сердца кровь выталкивается из желудочков раздельными порциями
-сначала кровь, содержащая наименьшее количество кислорода -> … (в легкие и кожу)
-потом смешанная кровь … ->(к внутренним органам)
-насыщенная кислородом кровь … (к головному мозгу и органам чувств).

Карточка III

Строение головного мозга, подпишите название отделов:
1.Продолговатый мозг 2.Средний мозг 3.Промежуточный мозг 4.Мозжечок

5.Полушария переднего мозга, появляются зачатки коры

Учащиеся из каждой группы отвечают, другие их дополняют.

    Актуализация опорных знаний
    Давайте вспомним, что нам известно о земноводных.
    Беседа.

1. Поясните, почему земноводные получили такое название (это связано с их способом жизни: их размножение и развитие происходит в воде, а жизнь во взрослом состоянии на суше).

2. Какое другое название имеют земноводные (амфибии)

3. Назовите признаки приспособления к жизни в воде (кожное дыхание, плавательная перепонка между пальцами, у головастика – обтекаемая форма тела, плавают при помощи хвоста, жабры сначала наружные, затем внутренние, 1 круг кровообращения, сердце 2-х камерное, боковая линия)

4. Назовите признаки приспособления на суше (2 пары конечностей, легочное дыхание, есть среднее ухо, 2 круга кровообращения, сердце 3-х камерное, кровь в сердце смешанная).

5. Найти месторасположение земноводных в системе органического мира. Составить цепь из карточек,
работа в парах.

Тип хордовые хордовые

Подтип черепные черепные

Класс земноводные амфибии

Отряд хвостатые бесхвостные

Род саламандра лягушка

Вид саламандра пятнистая лягушка озерная

IV . Мотивация учебной деятельности

Интересно узнать, что жаб специально перевезли на Бермудские, Гавайские, Филиппинские острова, Новую Гвинею, Барбадос, Ямайку. Там их использовали для защиты плантаций тростника от личинок жуков. У жаб сейчас репутация защитника садов, огородов, плантаций технических культур. Как Вы думаете, где еще используют земноводных и какое они имеют значение?

    Объявление темы и цели урока.

    Изучение нового материала.

    Роль земноводных в экосистемах, их значение для человека.

Рассказ учащимся с элементами беседы, работа с учебником, тетрадью, составление таблицы «Разнообразие и знание земноводных», сравнивая представителей отрядов земноводных.

    Лягушка является объектом изучения медиков и физиологов. Уже более 100 лет лягушки работают на человека, как классическое лабораторное животное. Когда И.М. Сеченов выпустил книгу «Рефлексы головного мозга» в 1863 году и ему угрожало судебное наказание. На вопрос, кого из адвокатов он намерен пригласить для защиты, Сеченов ответил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой лягушку и проделаю перед судом все опыты, пусть тогда прокурор засудит меня».

    Первыми позвоночными животными, которые совершили полет в космос были лягушки.

    Земноводные – неотъемлемая часть природы. Они уничтожают вредных беспозвоночных. Одна травяная лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей с/х культур, насекомых и их личинок, слизней.

    Земноводные – кормовая база для полезных животных. Ими питаются енотовидные собаки, барсуки, выдры, птицы, промысловые рыбы.

    Вкусное мясо задних конечностей лягушек считается деликатесом в странах Азии, Австралии, Южной и Северной Америки, Европы.

    За выдающиеся заслуги при научных исследованиях лягушек сооружено два памятника в Токио и Париже.

Задание учащимся:

Используя полученные знания о разнообразии и значении земноводных составьте таблицу. Работа в группах.

Разнообразие, значение земноводных

Червяги,

рыбозмеи

Хвостатые земноводные

Тело удлинено, конечности развиты слабо, многие перешли к водному образу жизни.

Некоторых употребляют в пищу, используют как лабораторных животных

Тритоны, саламандры

Бесхвостые

Тело укороченное, хвост редуцирован

Некоторые виды употребляют в пищу, как лабораторных животных, уничтожают вредителей с/х

Озерная жаба, квакша, жерлянка

Учащиеся рассказывают, как они заполнили таблицу, другие группы заполняют недостающие графы таблицы. В форме беседы, учащиеся формулируют значение земноводных, записывают в тетрадь тезисы, схемы.

Значение земноводных

Звено в цепи питания

Регулируют численность беспозвоночных животных

    Поедают вредителей с/х

    Индикаторы загрязнения окружающей среды

    Являются пищей для некоторых народов

    Из яда некоторых жаб готовят лекарство

    Лабораторные животные

Охрана класса земноводных

Рассказ учителя с элементами беседы.

Почему земноводные нуждаются в охране.

Анализ ситуации:

В водоеме, населенном животными, в т.ч. и земноводными, наблюдалась массовая гибель последних. Анализ проб воды в ручье показал, отсутствие каких-либо вредных для живых организмов веществ. В поисках причин гибели животных было выяснено, что расположенный неподалеку завод не имеет очистных сооружений и выбрасывает через дымовые трубы в атмосферу вредные отходы производства.

    Если вода не содержит вредных примесей, то почему гибли земноводные?

    Какая связь между отсутствием специальных очистных устройств и массовой гибелью земноводных (связана с особенностью их дыхания и поглощения влаги)

Вывод о чувствительности земноводных к загрязнению окружающей среды.

    Ученые- экологи заявляют, что лягушки дают нам знать о том, что мы плохо обращаемся с природой. Лягушка – это наша социальная совесть. Какими факторами вы можете это подтвердить?

    Легко ли живется лягушкам?

    Как вы думаете, что является причиной исчезновения этих животных? (основная причина – это хозяйственная деятельность человека)

Нарушение естественного места обитания
-земляные работы
-вырубка лесов
-осушение болот
-загрязнение водоёмов
-выпас скота

Браконьерский вылов животных

Все вышеуказанные причины приводят к катастрофическому исчезновению животных – земноводных

В Англии, Германии и других государствах лягушки находятся под охраной закона и ловля их запрещена.

Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся

    Заполните схему:

Хозяйственное значение земноводных

употребление в пищу изготовление лекарства

лабораторные животные борьба с кровососущими насекомыми

2. Указать стрелками, какие признаки земноводные унаследовали от рыб, а какие приобрели в связи с выходом на сушу

Наследовали от рыб:
-печень
-развитие из икринки

Приобрели в связи с выходом на сушу:
-пояса конечностей
-3-х камерное сердце
-лёгкие
-барабанные перепонки

    Головоломка. Составить из букв название земноводных или их личинок.

РАНА, САД, МАЛ – саламандра

ВАШ, КАК – квакша

КИТ, ЛО, ГО, ВАС – головастик

АЖ, АБ - жаба

НИР, ТОТ – тритон

Вывод. Делают сами учащиеся. Земноводные являются наименьшим по численности классом позвоночных животных. Приспособившись к жизни в водной и наземно-воздушной среде, они живут на суше и в пресных водоёмах и имеют большое значение в экосистемах. Мы должны бережно относиться к таким незащищённым животным.

Рефлексия:

    О чём мы узнали сегодня на уроке?

    Что делали?

    Как теперь будем относиться к земноводным?

Домашнее задание: параграф 42выучить.

Первый ряд- готовит кроссворды, второй – графические диктанты (синквейны), третий – презентации.

Цель: изучить значение, многообразие и меры по охране земноводных.

Задачи урока:

  1. Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека.
  2. Познакомить с мерами охраны земноводных.
  3. Познакомить с многообразием представителей класса Земноводные.
  4. Воспитывать гуманное отношение к представителям класса Земноводные.

Оборудование: плакаты, ММК, учебник, доп. литература, муляжи, живые представители класса.

План урока.

  1. Орг. момент (1 минута).
  2. Актуализация познавательной деятельности (2 минуты).
  3. Изучение нового материала (30 минут).
  4. Закрепление изученного материала, повторение основных вопросов темы (5 минут).
  5. Рефлексия (5 минут).
  6. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Изучение нового материала

Слова Жана Ростана : “Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”

Сегодня нам предстоит попытаться раскрыть тайны представителей класса Земноводных.

Как люди относятся к Земноводным? Одни люди их не любят (“холодная, скользкая, противная!”), другие равнодушны к этим животным. Одни люди, увидав лягушек, проходят мимо, не обращая внимания, другие стараются поскорее отойти от этого животного, третьи с удовольствием пнут лягушку ногой, ударят палкой или камнем. Почему? Зачем? За что? Просто так, просто потому, что это – лягушка, слабое и беззащитное существо, которое не способно не только защищаться, но и убежать не может.

Давайте разберем значение Земноводных в природе и жизни человека – это будет раскрытием первой тайны.

Работа с презентацией (ММК). – Значение земноводных – Приложение 1.

Учитель: Ответьте на вопрос: 1. Почему садовники Великобритании, Венгрии и Нидерландов завозили жаб из других стран и выпускали в сады и оранжереи?

Вторая тайна, которую нам надо раскрыть – знакомство с представителями. Сколько и какие отряды есть в классе Земноводные?

Работа с учебником по заполнению таблицы с последующим отчетом по ней.

(Самостоятельная работа, индивидуальная.)

Справка – 320 видов хвостатые земноводные,

Бесхвостые включают – 3000 видов, безногие – 60 видов.

После заполнения таблицы выступают ученики

Одна из сложнейших задач современности – проблемы замедления процесс уничтожения живой природы при быстром росте народонаселения Земли.
Арчи Карр.

Тайна третья – что произойдет на планете, если не станет лягушек и как сохранить амфибий?

Одна, две, десять лягушек практического значения, может быть, и не имеют. Но вообще лягушки – очень важное звено в цепи природных связей.

Обычная остромордая лягушка – неприметное существо, одно из самых многочисленных позвоночных наших лесов и лугов. Каждая съедает не так уж много. Но если вдруг исключить их из биоценоза – может произойти серьезная неприятность: количество вредящих насекомых значительно увеличится.

Травяная лягушка – тоже существо не очень приметное и, на первый взгляд, не очень важное в жизни леса. Однако, как выяснил зоолог А. Иноземцев, травяная лягушка под Москвой уничтожает 1 % всех беспозвоночных!

Как размножаются насекомые, известно, какую опасность несет вспышка вредителей, люди тоже хорошо знают. Но далеко не всегда представляют себе, что часто помогают избежать опасности не любимые и презираемые всеми нами лягушки.

Если исчезнут лягушки – исчезнут и многие звери, а особенно птицы. Например, подсчитано, что в нашей стране лягушки служат пищей для 92 видов птиц. 21 вид птиц поедают чесночниц и 1 вид – жаб. Таким образом, исчезновение лягушек принесет двойной вред – увеличится количество насекомых-вредителей и уменьшится количество птиц. А что за этим последует, легко себе представить!

Вот почему убийство, уничтожение лягушек и их родственников вызывает серьезную тревогу. Надо сказать, что лягушки и их родственники редко доживают до глубокой старости, хотя известно, что в неволе жаба, например, может прожить 40 лет, травяная лягушка – 18, квакша – 22 года, жерлянки – до 30 лет. Но, как показали исследования, в природе лишь чуть больше 2% жерлянок доживает до года и примерно 1 % до полутора-двух лет. И это – жерлянки, которые более ядовиты для многих животных, чем, например, лягушки.

Что же говорить о совершенно беззащитных лягушках!

Выступление ученика (заранее подготовленного).

Ученик. Однако, занятые спасением более крупных животных, ученые еще не обратили должного внимания на земноводных: дел по спасению наших соседей по планете много, до амфибий как-то руки не доходят. И вот уже “минимум два вида саламандр и один вид жаб в настоящее время значится в списке животных США, которым грозит вымирание”, пишет американский ученый Роберт Мак-Кланг, вот уже бьет тревогу Джеральд Даррелл и, несмотря на недоумение и насмешки знакомых и журналистов, отправляется в трудные путешествия, чтобы найти редких (или ставших редкими), вымирающих или находящихся на грани исчезновения земноводных, чтобы привезти их в свой зоопарк, сохранить на Земле, возможно, добиться их размножения в неволе и снова выпустить в места, где они смогут существовать, где их увидят будущие поколения людей. Правда, сейчас далеко не все уверены, что будущие поколения людей станут интересоваться, тем более нуждаться в каких-то лягушках и им подобных животных. Но, как справедливо заметил Арчи Карр, кто может сказать с уверенностью, что нужно и важно будущим поколениям?

Учитель. Во всяком случае, наш долг сохранить, по возможности, для будущих поколений наших соседей по планете, в том числе и амфибий, И не случайно в мировую Красную книгу, куда заносятся все животные, которым грозит исчезновение, и в национальные Красные книги, которые появились в ряде стран, в том числе и в России, кроме млекопитающих, птиц, рыб, вносятся земноводные и пресмыкающиеся.

Запись в тетради редких земноводных Нижегородской области.

Сибирский углозуб, обыкновенный тритон, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница.

Учитель:

5. Рефлексия. (Каждый ученик получает лист с вопросами.)

  1. Мне сегодня было интересно узнать о лягушках, что они ……………….
  2. Теперь я к лягушкам стану относиться ………………………….
  3. Лягушек надо беречь и ……………….

6. Домашнее задание:

  1. Параграф “Класс Земноводные”
  2. Написать небольшую творческую работу о том, что люди взяли от земноводных.

(Бионика – наука об использовании человеком изобретений природы, например – ласты, вертолет ….).

7. Литература.

  1. Ал.А.Леонович, Я познаю мир: Тайны природы, М. ООО Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
  2. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области (методическое пособие),авт. Сост. М.В.Пестов, С.В.Бакка, Н.Ю.Киселева , Е.И.Маннапова, О.Н.Калинина, – Н.Новгород, ННГУ Экоцентр Дронт, 2007.
  3. Ю.Дмитриев, Соседи по планете, М, Детская литература, 1978.
  4. Н.С.Филатова, Уроки зоологии, М, Просвещение, 1969.
  5. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные, М, Издательство “Первое сентября”, 2000.
  6. Н.В. Устюжанова и другие, Рифмовки на уроках биологии (всерьез и не очень)Н.Новгород, 2007.
  7. Великолепная энциклопедия животных, М, Махаон, 2007.

Среди пресмыкающихся нашей фауны нет видов, вредящих хозяйству человека: все они заслуживают самого бережного отношения. Ящерицы и змеи уничтожают насекомых и мелких грызунов - вредителей сельского и лесного хозяйства. Например, прыткая ящерица в средней полосе европейской части России поедает насекомых-вредителей чаще, чем обыкновенная овсянка и пеночка - весничка, и лишь немного реже, чем садовая славка.

Опасность ядовитых змей неоправданно преувеличена. Сами змеи делают попытку укусить человека только в том случае, если их потревожить или преследовать. Многолетний опыт наблюдений змей, широко практикуемый в южных районах нашей страны, наглядно это подтверждает. Вместе с тем надо учесть исключительно большую ценность змеиного яда, используемого в медицинской промышленности. Это обстоятельство послужило предпосылкой для организации специальных питомников, в которых содержат отловленных змей и периодически берут от них яд. Такие питомники есть в тропической Азии, на юге Африки, в Южной Америке. Ряд питомников организован в Средней Азии. В них содержат кобр, гюрз, степных гадюк и змей некоторых других видов. К сожалению, змеи в питомниках не размножаются.

Охрана рептилий . В естественных природных биоценозах рептилии нигде не достигают высокой численности. Человек часто неоправданно преследует и добывает рептилий, используя в пищу их мясо и яйца. Кожу крупных ящериц, змей, крокодилов применяют для изготовления различных поделок. Красивый роговой панцирь морских черепах бисс идет на изготовление гребней,

заколок, у крашений. Неумеренный промысел гигантских слоновых и крупных морских черепах привел к исчезновению одних видов и поставил на грань исчезновения другие. Гигантские сухопутные черепахи были почти истреблены мореплавателями, китобоями и пиратами в XVII-XIX вв. На Галапагосских островах раньше обитало 15 видов (с многими подвидами) слоновых черепах (род Geochelone), сейчас сохранилось 11, шесть из них разводят в неволе для расселения по местам прежнего обитания. Только на двух из 13 Галапагосских островов (раньше черепахи обитали на 11 островах) численность слоновых черепах достаточно высока, на остальных нужны специальные меры для их сохранения.

Использование деликатесного мяса и яиц морских черепах местными жителями и гурманами во многих странах, продолжающийся браконьерский промысел прибывающих на побережья поставили на грань гибели многие виды черепах. К сожалению, не везде запретительные меры приводят к эффективной охране и восстановлению их численности.

Все виды и подвиды слоновой черепахи (p. Geochelone) в 1934 г. внесены в Красную книгу МСОП. На Галапагосских островах создан национальный парк, а в 1964 г. открыта биологическая станция им. Ч. Дарвина.

Промысел крокодилов теперь везде ограничен, во многих местах запрещен, созданы специальные питомники и фермы по их разведению.

В Красную книгу МСОП занесена самая ценная в гастрономическом отношении зеленая, или суповая, черепаха (Chelonia mydas), которая могла быть важнейшим источником пищи на берегах тропических морей, если бы ее не уничтожали так быстро. Популяция ее и сейчас значительна, но мест, где она размножается, осталось очень мало. Не вымерла она только благодаря резервату Тортугеро в Коста-Рике, откуда в последние десятилетия ежегодно вывозится 20 тыс. вылупившихся черепашек в разные части Карибского бассейна.

Из настоящих крокодилов в Красную книгу МСОП занесен кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer). Промысел на него запрещен. В болотах полуострова Сапата создан крокодиловый питомник.

В Красной книге МСОП находятся несколько видов галапагосских наземных игуан (p. Conolopus), гигантский комодский варан (Varanus komodoensis).

В Красную книгу Российской Федерации (1983) занесено 11 видов рептилий. Среди них кавказская гадюка (Vipera kaznakowi), эндемик Западного Кавказа. Этот вид внесен также в Красную книгу МСОП. В Красную книгу Российской Федерации занесены

дальневосточная кожистая черепаха (Trionyx sinensis), распространенная в Приморье, средиземноморская черепаха (Testudo graeca), встречающаяся в Краснодарском крае и Дагестане.

Большинство "краснокнижных видов" в России находится у северных пределов ареалов, где их численность продолжает сокращаться, хотя в Российской Федерации существует Закон, охраняющий виды Красной книги РФ.

Загрузка...
Top