Пример синквейна по теме фгос составленные учителем. Что такое синквейн и как его составить? Правила написания синквейна

Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

Суть методического приёма

Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

  • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
  • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
  • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
  • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
  • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

  • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
  • системное мышление;
  • аналитические способности;
  • уважение к слову.

Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

Зачем писать синквейн на уроке литературы

Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

  • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
  • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
  • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
  3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

Например, таким может быть самый простой сенкан:

  • КНИГА
  • Интересная, новая
  • Обогащать, учить, отвлекать
  • Чтение - путь в мир образов.
  • Удовольствие

Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

1–4 классы

На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

5–9 классы

В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

10–11 классы

В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

Образцы, помогающие составить синквейн

Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

  • СКАЗКА
  • Волшебная, бытовая
  • Рассказывать, слушать, читать
  • Сказка - ложь, да в ней намёк
  • История (как вариант - магический рассказ).

Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

  • РОМАНТИЗМ
  • Придуманный, сентиментальный, трагический
  • Слагать, страдать, думать
  • Романтизм - это расцвет литературы.
  • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

  • КАРЛСОН
  • Толстый, добрый, весёлый
  • Шалить, летать, успокаивать
  • Мужчина в расцвете сил.
  • Пропеллер

Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

  • ПЕЧОРИН
  • Молодой, ищущий, лишний
  • Служить, любить, умирать
  • Печорин - это образ Лермонтова.
  • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

  • БУЛГАКОВ
  • Талантливый, больной, иносказательный
  • Иронизировать, бояться, страдать
  • Булгаков - гений своего времени.
  • Мастер

Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Составление синквейнов
Цель
Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке.
Задачи
Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях.
СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».
Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
Шаг 1.
Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
Шаг 2.
Для уроков нам нужент дидактический синквейн.
Пример дидактичекого синквейна.

Шаг 3.
Цели синквейна на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие активности и самостоятельности.
Формирование познавательного интереса.
Развитие эмоциональной увлеченности предметом.
Обогащение словарного аппарата.

Создание ситуации успеха.
Шаг 4.
А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.
Для основной темы возьмём слово- музыка.
Шаг 5.

Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная.
выберем- нежная, увлекательная.
Шаг6.
Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается,слышится, зовёт,манит, развивается.
Выберем- рождается, манит, зовёт

Шаг.7
Коротрок предложение.
Варианты- музыка западает в душу, музыка и поэзия неразделимы, музыка - главное достижение человечества.
Выберем- 3 предложение.
Шаг 8.
Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция.
Выберем- вечность
Шаг 9.
Вот, что у нас получилось.

Музыка
нежная, увлекательная
рождается,манит, зовёт
музыка-главное достижение человечества

вечность.
Шаг 10.
Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым учебным предметам в картинках.











Шаг 11.
Примеры с других уроков.
.Математика.
.познавательная, великая.
считать,думать, мыслить
математика-царица наук

арифметика.

Галогены
Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Рождающие соли
Элементы.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Биология
естественная, описательная
классифицирует, описывает, рассматривает
изучает все аспекты жизни
наука

Физическая культура
лечебная, адаптивная
формирует, развивает, укрепляет
направленна на сохранение и укрепление здоровья
спорт

Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
поверхность

Литература
древняя, познавательная
даёт знания, помогает, учит
многие любят этот предмет
Знание

Шаг 12.
Синквейны могут быть на разные школьные темы.



Шаг 13.
Темы могут быть самые разнообразные.
1.Жизнь.
2.Активная, бурная.
3.Воспитывает, развивает, учит.
4.Дает возможность реализовать себя.
5.Искусство.

1. Будущее.
2. Счастливое, богатое.
3. Задуматься, работать, создать.
4. Будущее надо строить самому.
5. Счастье.

1.Будущее.
2.Информационное, межпланетное.
3. Предвидеть,предугадать, тревожиться.
4. О будущем надо задуматься
5.Неизвестность

1.семья
2.большая дружная
3.любят заботятся живут
4.все вместе под одной крышей
5.ячейка общества

1.Любовь.
2.Сказочная, фантастическая.
3.Приходит, окрыляет, убегает.
4.Удержать ее умеют единицы.
5 Мечта.

1. ДРУЖБА
2.крепкая,верная
3.объединяет поддерживает лечит
4.Дружба -великая сила
5.согласие

1.Рояль.
2.Чёрный, звонкий.
3.Тосковал, смеялся, гремел.
4.Мог петь о человеке и о любви.
5.Живой

1 Песня
2.народная, эстрадная
3.включают, сопровождают, исполняют
4.поэтический текст с несложной мелодией
5.вокальная музыка

1 Сказка.
2 Мудрая, загадочная.
3.Колдует, интересует, учит.
4 В ней добро побеждает зло.
5 Волшебница.

Шаг 14.
Синквейны


  • Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

  • синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Синквейн состоит из 5 строк;
  • Его форма напоминает ёлочку .
  • 1 слово
  • 2 слова
  • 3 слова
  • 4 слова
  • 1 слово

1.Арбуз

2. Круглый, вкусный

  • 1.Арбуз 2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето






  • Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Мы с вами уже разобрали все важные моменты в теории и практике написания синквейнов, а сегодня я представлю примеры синквейнов моего собственного сочинения. Также чтобы дать вам поучаствовать в написании синквейнов, в конце в комментариях, мы проведем с вами небольшую, но очень развивающую интеллектуальные способности игру по написанию синквейнов.

Лично я пишу синквейны для развития своего мышления и аналитических способностей, да и просто как одну их интересных форм стихотворного творчества и самовыражения. Синквейн это своеобразная игра в слова.

В хорошем синквейне крайне важно суметь найти самые важные характеристики и элементы обсуждаемого слова, сделать правильный вывод и кратко, но емко уметь его сформулировать.

Синквейн это своеобразное искусство умещать большие объемы информации в небольшом сочинении, поэтому его все чаще стали использовать в разнообразных современных образовательных программах. или смотрите в следующем видео, а сейчас представляю вашему вниманию примеры синквейнов написанных когда-то мной, оценивайте насколько хорошо получились мои старания и пишите свои стихи ещё лучше.

Так как я первый раз писал свои синквейны по немного другим правилам и довольно давно, я сначала буду читать синквейн, как я его писал когда-то. А затем вторым вариантом уже будет аналог в более традиционной, так сказать «школьной» обработке.

Ну а вы в итоге сможете выбрать по каким правилам вы хотите писать, и что вам больше нравиться писать саинквейны скорее как поэт или же как мудрый аналитик. Как я уже говорил правила написания синквейнов смотрите отдельно, а сегодня у нас только практика и мы начинаем…

Примеры синквейнов:

Синквейн «месть»

Месть .
Сладка, жестока,
Манит, озлобляет и сжигает.
Того кто близких потерял, и отомстить желает. Пролив на землю чью-то
кровь.

Месть .
Сладка, жестока.
Манит, озлобляет, сжигает.
Кто близких потерял, тот отомстить желает.
Кровь.

Синквейн «Учитель»

Учитель .
Талантливый, умный,
Помогает, наставляет, вдохновляет
быть собой и стать великим, всем кто этого желает…
Гений…

Или

Учитель .
Талантливый, умный.
Помогает, наставляет, вдохновляет.
Учит оставаться собой и идти к большой цели.
Проводник.

Синквейн «Мир»

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.

все живое что иллюзии вскрывает.
Матрица.

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.
Разлагает, Озлобляет, Убивает
Полон несправедливости и иллюзий.
Матрица.

Синквейн «Ветер»

Ветер.
Ласковый, нежный,
расслабляет, обнимает, ободряет
пчёлок совершать таинственный соития
обряд.

Ветер.
Ласковый, нежный.
Расслабляет, обнимает, охлаждает.
Помогает опылению некоторых растений.
Жизнь.

Синквейн «Проститутка»

Проститутки.
Утонченные, нежные,
успокаивают, поддерживают, дарят
счастье за бесплатно, деньги лишь беря за то, что домой уходят после, проявляя
Понимание!

Проститутки.
Утонченные, нежные.
Успокаивают, поддерживают, радуют.
Продают любовь за деньги, а счастье в подарок.
Продавец.

Синквейн «Сомнения»

Сомнения.
Отупляющие, химерные,
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают,
не давая сделать ответственный шаг с обрыва в пропасть
Жизнь.

Сомнения.
Отупляющие, иллюзорные.
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают.
Помогают не попасть в неприятную историю.
Везение.

Синквейн «Бандит»

Гопник
крутой, модный,
курит, пьет, избивает
друзей своих, во имя развлеченья, заодно тренируя их держать
удар!

Бандит.
Крутой, с проблемами.
Курит, пьет, сидит в тюрьме.
В детстве попал в плохую компанию.
Несчастье.

Синквейн «Путана»

Путана.
Роскошная, гордая,
пьянит, завораживает, позволяет
за деньги вытирать об себя ноги, и толкать лицом в
Грязь.

Путана.
Роскошная, гордая.
Пьянит, завораживает, позволяет.
Позволяет бедным и слабым найти дешевую и легкую любовь.
Сострадание.

Синквейн «Пустота»

Пустота…
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает
все буйство материи и красок величайших вселенных, как из грязи появляется белого лотоса.
Бутон.

Пустота.
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает.
Содержит всю материю и краски великой вселенной.
Чудо.

Синквейн «Интеллект»

Мозг!
Серый, желеобразный,
бдит, думает, спасает
от торжественного умения случая находить вечно неприятности на твою
Голову. (Или попу)

Интеллект.
Ответственный, заботливый.
Анализирует, думает, считает.
Помогает не попасть в большие неприятности.
Защита.

Синквейн «Блондинка»

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная,
смешит, радует, доставляет
величайшее из удовольствий мужчинам, позволяя дарить себе свои сердца.
Стерва.

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная.
Смешит, радует, доставляет удовольствие.
Позволяет дарить себе машины и влюбленные сердца.
Интеллект.

Существуют также синсквейны не только по определенным темам, также синквейны можно поделить и по испытываемым после них эмоциям, на веселые, радостные, злые, философские и т.д.

А для особых гурманов можно попробовать и импровизировать с эмоциями, например, написать добрый и нежный синквейн на противное слово, или злой синквейн, на казалось бы очень позитивное и доброе слово. Примеры синквейнов с перевернутым смыслом…

Синквейн «Карнавал»

Карнавал.
Продажный, пошлый,
Дарит надежду , мечтать заставляет,
увлекая в свой мир, в суету погружает, а после ненужных на смерть оставляет.
Нищета!

Карнавал
Продажный, пошлый.
Дарит надежду , мечтать заставляет.
Увлекает в свой мир, в суету погружает.
Иллюзия.

Пример Философских синквейнов.

Синквейн «Эстетика»

Эстетика .
Мнимая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует
Как молодого юнца в доме публичном, пьяная
Гейша.

Эстетика.
Красивая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует.
Позволяет найти недостатки даже у полевого цветка.
Парадокс.

Смешные синквейны.

Синквейн «Рыбалка»

Рыбалка.

Заставляет сидеть и долго думать
что бы я тут делал, если б не бабы и
водка…

Рыбалка.
Удивительная, парадоксальная.
Скучная, задумчивая, ответственная.
Грустно пока не нальют первый стакан водки.
Веселье.

Синквейн игра

Также существует такое понятие как Синквейн игра. Чаще всего скучно писать одному синквейны без какой либо логики и просто в «стол», хочется принять участие в каком ни будь соревновании или просто игре. Самой простой синквейн игрой является синквейн цепочка , есть и другие названия, но суть одна.

Правила синквейн игры

Первый человек пишет свой синквейн на любое слово, а второй человек пишет свой синквейн на то слово, которым закончился синквейн предыдущего, то есть каждый новый синквейн пишется уже о том слове, которым закончился предыдущий синквейн.

Вот собственно и все правила, все очень просто, поэтому предлагаю, немного поиграть , я по традиции начну со своих примеров синквейн игры, а вы пишите свои синквейны в комментариях , позднее мы где ни будь опубликуем в отдельной статье написанные синквейны и отметим самые интересные.

Пример синквейн игры

Шоколад.
Вкусный, сладкий.
Веселит, расслабляет, возбуждает.
Продается на рынке и повышает либидо.
Афродизиак.

Афродизиак.
Заманчивый, возбуждающий.
Манит, активизирует, подогревает кровь.
Заставляет среди ночи отправляться на поиски.
Приключение.

Играйте, экспериментируйте, попробуйте что-то новое для себя, реализовывайтесь творчески и совершенствуйтесь интеллектуально, этого желаю вам я, а также в этом вам поможет участие в синквейн игре. Творческих вам инсайдов и красивых синквейнов. А также хочу представить вашему вниманию и развития творческих и интеллектуальных способностей человека.

Загрузка...
Top