Профессия петр 1 освоил в голландии. Петр первый и его победный марш в голландию. Из жизни миллиона авантюристов

На утро Петр отправился прямиком в Остенбург на верфь Ост-Индской компании. Его сопровождали десять русских волонтеров, в том числе и Меншиков, а остальных волонтеров Петр разослал по всему порту, учиться парусному и канатному ремеслу, выделке мачт, такелажному делу и кораблевождению. Сам Петр записался в плотники к корабельному мастеру Герриту Клаасу Поолю.
Голландцы, желая наглядно показать царю, что предстоит делать, собрали и разложили для обозрения все части корабля, прежде чем приступить к закладке киля. Затем, по мере того, как эти части одна за другой становились на место, судно быстро росло, как огромная модель из современного детского конструктора. Стофутовый фрегат получил имя «Апостолы Петр и Павел», и Петр с воодушевлением трудился на каждом этапе его сборки.
Он явился на верфь с рассветом, неся на плечах топор и инструменты, как и все остальные рабочие. Он не допускал никаких различий между ними и собой и строго-настрого запретил, чтобы его в глаза или за глаза величали каким-нибудь титулом. В часы послеполуденного отдыха он любил присесть на бревнышко и поговорить с моряками или корабельщиками - с любым, кто называл его «плотник Питер» или «баас (мастер) Питер».
Тех же, кто обращался к нему со словами «ваше величество» или «сир», он попросту не замечал или даже отворачивался и смотрел в другую сторону. Когда двое английских вельмож пришли своими глазами взглянуть на русского царя, который работает простым плотником, мастер, чтобы указать им, кто тут царь, крикнул: «Плотник Питер, ты почему не помогаешь своим товарищам?» - и Петр, не говоря ни слова, подошел, подставил плечо под бревно, которое несколько рабочих не могли поднять, и помог водрузить его на место. Петр очень радовался дому, который ему предоставили. С ним вместе жили несколько его товарищей - эдакая артель ремесленников. Поначалу кушанья для царя готовили в гостинице, где стояло посольство, но такой порядок ему не нравился. Он хотел жить совершенно независимым хозяйством. У него не было определенных часов для трапез: он предпочитал есть, когда проголодается. Поэтому было решено, что его станут снабжать дровами и продуктами, а дальше пусть поступает, как хочет. С тех пор Петр сам разводил огонь и что-то стряпал для себя, как обыкновенный плотник.
Но хотя он жил за границей, одевался и работал, как ремесленник, ни сам Петр, ни его соотечественники никогда не забывали, кем он был на самом деле и какой огромной властью обладал. Царские наместники в Москве никак не хотели действовать без ведома и согласия государя, так что каждая почта доставляла толстые связки писем с просьбами распорядиться или оказать милость, просто с новостями. На этой верфи, за тысячи миль от своей столицы, Петр стал интересоваться делами российского управления гораздо больше, чем прежде.
За пределами верфи все возбуждало ненасытное любопытство Петра. Он все хотел видеть собственными глазами. Он посещал фабрики, лесопилки, прядильные и бумажные мануфактуры, мастерские, музеи, ботанические сады и лаборатории. Везде он спрашивал: «А это для чего? А это как устроено?» И, выслушав объяснения, кивал: «Хорошо. Очень хорошо».

Почему Петр Первый отправился учиться к голландцам? Для нас Нидерланды, Португалия, Дания - малые страны. Но в ХVII веке Нидерланды были крупнейшей колониальной державой. Они почти безраздельно хозяйничали на берегах Южной и Юго-Восточной Азии. Индийский океан был их "внутренним морем". А славу и богатство им принесла одна торговая компания. Всего одна.

Так почему Петр Первый учиться к голландцам?

Начиналось все в 1594 году, когда была основана Compagnie van Verre, Компания дальней торговли. Тогда девять амстердамских купцов, собрав 290 тысяч гульденов, снарядили четыре корабля, наняли 250 человек - и годом позже двинулись в море. Ветер гнал парусники в Индию, где тогда хозяйничали португальцы. Все крупнейшие порты Востока были в их руках. Однако в последние годы английские каперы все чаще перехватывали португальские суда в Южной Атлантике и грабили их. Ввоз перца в Лиссабон резко упал, а спрос на него по-прежнему был высок. Вот и решили голландские купцы торговать с восточными странами без посредников.

Первое плавание сочтено было успешным, и в ту же пору стали учреждаться новые компании для торговли с Индией. Однако их конкуренция едва не погубила торговлю Нидерландов. Тогда, чтобы не терять прибыль, видный политик, советник провинции Голландия Йоан ван Олденбарневелт предложил купцам объединиться.

Переговоры шли долго и трудно, но наконец договоренность была достигнута. Весной 1602 года Ост-Индская компания (так она была названа) получила от Генеральных штатов - верховного органа Нидерландов - монопольное право торговать на всей территории от мыса Доброй Надежды на юге Африки до Магелланова пролива на юге Америки. Так, власти нескольких провинций на севере Европы решили судьбу двух океанов.

По своим полномочиям Ост-Индская компания напоминала государство в государстве. Генеральные штаты Соединенных провинций - так тогда назывались Нидерланды - не только позволили ее руководству единолично торговать в Индийском и Тихом океанах, но и разрешили - от имени правительства - заключать договоры с заморскими странами, строить на их территории крепости, содержать войска, вести военные действия и даже чеканить монету. В свою очередь, руководители компании были обязаны регулярно отчитываться перед Генеральными штатами, представлять им на одобрение договоры, заключенные с местными князьками, а также сообщать, какие инструкции выданы губернаторам, оставленным в факториях.

Всеми коммерческими делами компании управляло общее собрание депутатов от ее палат - совет директоров. Из их числа выбирали руководящую коллегию - "Семнадцать господ".

Капитал компании складывался из "акций" - паев. Инвесторы, или пайщики не могли забрать вложенный капитал, но имели право продать свой пай на бирже или приобрести себе новые акции. Подобная политика помогала сохранить уставной капитал компании. Таким образом, она стала прообразом современных акционерных обществ.

Более половины уставного капитала - его сумма составляла 6,5 миллионов гульденов и никогда более не увеличивалась, - было внесено купцами из Амстердама. Поэтому из семнадцати мест в коллегии они получили восемь. Еще четыре места досталось купцам из Зеландии, в то время как остальные палаты получили всего по одному месту. Семнадцатое место поочередно доставалось купцам из Зеландии, Делфта, Роттердама, Горна и Энкхейзена.

Именно амстердамские директора требовали строжайшей монополии в торговле, борясь со своими главными противниками - англичанами. Среди директоров лишь поначалу преобладали купцы. Позднее всеми делами стали заправлять власти крупнейших нидерландских городов. Итак, эта была компания своего рода механизмом для извлечения прибыли.

Как же получилось, что клочок земли на окраине Европы, еще находившийся в состоянии войны с Испанией (перемирие было заключено только в 1609 году), захватил в свои руки всю торговлю с Азией?

Хлебный город на селедочных костях

Купцы Голландии и Зеландии, важнейших из Соединенных провинций, давно отличались предприимчивостью. В ХV - ХVI веках они потеснили знаменитую купеческую "республику" - Ганзу и захватили торговлю с Балтийским морем, вывозя оттуда хлеб и лес. Огромные флотилии судов отправлялись на промысел сельди, и город Амстердам, так часто поминаемый нами, по местному присловью, "вырос на селедочных костях". К концу ХV века в Амстердаме расположился крупнейший хлебный рынок Европы.

Флот Нидерландов стал крупнейшим в Европе, а судостроение - самой важной отраслью хозяйства. В 1597 году более четырехсот голландских кораблей миновало Гибралтар. Внешняя торговля Франции и западных княжеств Германии велась в основном с помощью голландских купцов. Пытаясь найти северный путь в Индию, именно голландцы достигли берегов Белого моря и начали торговать с Московией. Не заходя в Амстердам, они вывозили русские меха, воск, лес прямо в Италию. Итак, в Нидерландах не было недостатка в деятельных купцах и опытных моряках, готовых отправиться за тридевять земель в поисках добычи.

Некоторые историки называют перемены, происходившие в мировой экономике на рубеже ХVII века, "торговой революцией". Число торговых судов - нидерландских и английских, - курсировавших между С еверной Европой и Азией, стремительно росло, в то время как караванные пути, соединявшие побережье Красного моря со странами Персидского залива, пустели.

С появлением Ост-Индской компании цены на азиатские товары стали усточивыми, а выбор товаров расширился. Изменились и торговые пути. Лишь одно оставалось неизменным. Нидерландцы и англичане, чуть ранее создавшие свою Ост-Индскую компанию (1600), подобно их предшественникам - португальцам, платили за товары золотом и серебром, ведь европейские товары почти не пользовались в Азии спросом. Казалось бы, при чем тут Петр Первый и его учеба в Голландии?

Объем торговли с заморскими странами нарастал, и все больше серебра (в основном добытого в Америке) направлялось в казну князьков и царей Востока. По оценке статистиков, в 1610-х годах нидерландцы ежегодно вывозили в Азию драгоценные металлы на сумму 0,97 миллиона гульденов, а в 1720-х - на сумму 6,6 миллионов гульденов - есть чему учиться.

Фактории, мацис и серебро

Изыскания статистиков показывают, насколько велико было превосходство Нидерландов в азиатской торговле Европы в ХVII - ХVIII веках. Так, в ХVII веке Ост-Индская компания снарядила 1700 кораблей, а в ХVIII веке - почти 3000 кораблей. Их главные конкуренты - английская и французская Ост-Индские компании - снарядили в ХVIII веке соответственно 1865 и 1300 кораблей.

На чем основывались успехи нидерландцев? Вот их "три источника и три составные части": монополия на пряности, торговля с Японией сеть факторий по всей Юго-Восточной Азии.

Обычно компания заключала договоры с местными князьками, правившими Явой, Калимантаном, Суматрой и другими островами и побережьями. К 1670 году она обеспечила полную монополию на самые ценные экзотические специи: мускатный цвет (мацис), мускатный орех и гвоздику, вывозимые с островов Индонезии, а также корицу с Цейлона.

Нидерландский чиновник Эдуард Деккер, скрывшийся под псевдонимом Мультатули, писал позднее: "Не требовалось особо сложной политики, чтобы добиться желаемого от туземцев. Они слушаются своих главарей; достаточно было поэтому привлечь на свою сторону последних, обещав им долю прибыли, и дело было сделано".

Управляя подвластными им землями, слуги компании не церемонились. Под страхом смерти были запрещены вывоз и продажа семян и черенков пряных деревьев. Чтобы удержать монополию и не допустить падения цен, они вырубали целые леса мускатника, а избыток пряностей сжигали. Не щадили и людей. В 1621-1622 годах нидерландцы захватили острова в море Банда на востоке Индонезии и истребили большую часть местных жителей, а остальных обратили в рабство за то, что они продавали пряности другим "белым людям", не догадываясь, что торговать могут только с компанией. Опустевшие земли заселили людьми, привезенными с других островов.

В 1623 году солдаты компании заняли английскую факторию на острове Амбон (Молуккский архипелаг), а служащих казнили. Среди них было десять англичан, десять японских наемников и португалец - надсмотрщик за рабами. Так удерживалась монополия. "История голландского колониального хозяйства: развертывает бесподобную картину предательств, подкупов, убийств и подлостей" - тут с немецким экономистом К. Марксом нельзя не согласиться.

В 1638-1641 годах голландцы заняли португальские крепости на Цейлоне, а также Малакку - их важнейшую крепость в Малайзии. В 1656-1663 годах захватили Коломбо на Цейлоне и португальские фактории на Малабарском побережье Индии. Наконец, в 1669 году покорили султанат Макассар на острове Сулавеси (Целебес).

Так, за короткое время Ост-Индская компания захватила лучшие гавани, в которых обычно останавливались корабли, возвращавшиеся в Европу. Наконец, в 1652 году она основала на южной оконечности Африки факторию Капштадт (Кейптаун).

Уже летом 1598 года нидерландские купцы снарядили первую экспедицию к берегам Японии. Она кончилась трагично.

Лишь после 1640 года нидерландцы - единственные из европейцев, "назойливых и коварных", - получают разрешение торговать с Японией. В 1641 году власти Страны восходящего солнца отвели для торгов остров Дэсима, лежавший невдалеке от входа в гавань Нагасаки.

Этот насыпной остров длиной 600 шагов был сооружен за несколько лет до того - специально для торговли с европейцами - и обнесен забором. За его аренду голландцы платили 16 тысяч гульденов в год. Эта японская фактория имела важнейшее значение, ведь в ХVII веке лишь Испанская Америка производила серебра больше, чем Япония.
Так, с 1640 по 1649 годы из Дэсимы было вывезено не менее 15 миллионов гульденов серебра. В свою очередь, японцы покупали шелк, пряности, красное дерево, ртуть, киноварь, олово, свинец, селитру, кобальт, янтарь, зеркала, микроскопы, часы, механические игрушки.
В 1640 - 1670-х годах компания каждый год посылала в Нагасаки пять-семь кораблей. Но в 1668 году японское правительство запретило вывоз из страны серебра, и торговля стала невыгодной.

Япония лежала на периферии торговой сети. Средоточием же ее являлась Индонезия, и прежде всего остров Ява. В 1610 году в город Бантам на западном побережье Явы был назначен генерал-губернатор, а девять лет спустя он переехал в лежавшую неподалеку крепость Батавия (ныне - Джакарта). Она и стала важнейшим торговым и военным центром нидерландцев в Азии.

Поначалу обитатели крепости держались замкнуто, но уже к середине ХVII века все окрестности Батавии были заняты плантациями, на которых трудились рабы, часто вывезенные с других островов.
Батавия стремительно разрасталась. Если в 1624 году здесь проживали около восьми тысяч человек, то в 1700 году - 70 тысяч человек, а к концу ХVIII века - уже 150 тысяч человек. Лишь несколько тысяч из них были европейцами.
Именно этот "Вавилон Востока" стал узелком, из которого родилась торговая сеть компании. Все города и крепости, захваченные голландцами в Азии, связала Батавия. Отсюда пряности - эти "сыпучие деньги старых времен" - развозили не только в Европу, но и в Индию, Иран, Китай, выменивая их на различные товары, прежде всего ткани.
Разумеется, компания основала факторию и у берегов Китая - на Формозе (так называли тогда остров Тайвань). Здесь голландцы высадились в 1624 году; здесь они стали скупать шелк и выменивать его на японское серебро. Правда, прежде чем власти южных провинций Китая согласились на торговлю с чужаками, переговоры с ними пришлось вести в течение девяти лет. Зато потом на Формозу засновали джонки. Остров стал перевалочным пунктом в торговле Японии и Китая. Однако, когда в 1662 году противники маньчжуров бежали из Китая на Тайвань, жертвами этой междоусобицы стали голландцы. Их фактория закрылась.

Из жизни миллиона авантюристов

Жернова истории медленно мелют, а веретена ее неспешно ткут. Около 1700 года уже не так ценятся пряности, как шелк и индийский текстиль. В знатных домах полюбился китайский и японский фарфор, для подражания которому создают мануфактуры в Голландии, Германии и Англии.
Постоянно растет спрос на кофе и китайский чай. С 1734 года между Кантоном и Батавией стали курсировать "чайные пароходы". К этому времени в Англии и Нидерландах чай считается "народным напитком". Любопытно, что голландцы закупают в основном черные сорта чая, а англичане - зеленый, полюбившийся в колониях Северной Америки. (До "Бостонского чаепития" остается полвека.)
Интерес к торговле с Китаем необычаен. Еще в 1637 году для торговли с европейцами открывается порт Кантон (Гуанчжоу). Заход европейских кораблей в другие порты Китая запрещен. Но ненадолго. Позднее, с воцарением маньчжуров в Китае, англичане, голландцы, португальцы и французы приезжают в Китай, скупая чай, шелковые ткани, вышивки, веера, обои, фарфор, золото, ртуть, сахар, пряности, лечебные травы, в том числе хинный корень. Однако в 1757 году император Цяньлун запретил европейцам содержать фактории в Китае. Это заметно подорвало доходы компании.
Другой бедой стала коррупция. Крупные чиновники компании прикарманивали десятки и сотни тысяч гульденов - при месячном жаловании в 200 - 300 гульденов!
Росли расходы и на управление, число подданных Ост-Индской компании постоянно множилось. Если начинателями были две с половиной сотни авантюристов, то через столетие, в 1688 году, в компании служили около двенадцати тысяч человек, а на ее кораблях плавали еще десять тысяч. Всего же за время существования компании - с 1602 по 1795 год - присягу ей принесли около миллиона: солдаты и моряки, чиновники и купцы, ремесленники и люди без особого рода занятий, надеясь разбогатеть, спешили на край света - в Азию. Для сравнения: в ХVII веке в Нидерландах в среднем проживали около двух миллионов человек.
Матросы нанимались на три года, все прочие - на пять лет (с середины ХVII века и для матросов срок службы был увеличен). Засчитывалось лишь время пребывания в Азии; дорога была не в счет. Около половины всех солдат и матросов были иностранными наемниками. Для многих служба в компании была последним честным заработком, который они могли найти, но заработок был грошовый - 10 гульденов в месяц, да многие и не доживали до выдачи денег. Если же что и получали, то чаще всего раздавали за долги. Даже капитан корабля получал всего 60 - 80 гульденов.
В Азию плыли бедняки, для которых за морем "текли молочные реки, кисельные берега". Однако чаще их ждали малярия, лишения и смерть на чужбине. "Одних уносили войны, других - болезни, - подводит итог этой погоне за мечтой российский историк Е. Ванина. - Презрение к "туземцам" мешало перенимать сложившиеся за тысячелетия привычки, помогавшие приспособиться к иноземному климату".

Так, в начале ХVIII века в Батавии ежегодно умирали более двух тысяч европейцев. Город был построен в очень нездоровом месте; здесь постоянно болели малярией и дизентерией. Число больных в местных лазаретах редко опускалось ниже тысячи. Большинство не выживали.
Особенно много болели на кораблях, прибывавших в Батавию. В ХVIII веке на судах Ост-Индской компании умирал каждый четвертый матрос, в основном от инфекционных болезней. О гигиене нечего было и думать: матросы редко меняли или стирали белье, редко мылись сами; каюты не проветривались и почти не убирались. Чтобы пополнять убыль, компания стала принимать на корабельную службу китайцев и яванцев. Так, в 1792 году на кораблях, возвращавшихся в Европу, было всего 504 европейца из 1417 матросов.

Немногие делали карьеру в факториях компании и обогащались, разворовывая ее доходы. Для большинства же - солдат, матросов, мелких торговцев - пожизненной оставалась нужда.

Одни империи начинались с навабства, другие гибли в долгах

Впрочем, для акционеров Ост-Индской компании итог ее деятельности был вполне позитивен. Она обеспечивала пайщикам верный и немалый доход. В среднем в год им выплачивалось 18 процентов дивидендов. У руководителей же доход превышал порой сто процентов. Все дела их вершились в глубокой тайне. Они никому не давали отчетов.

Вот только попасть в этот круг рантье было очень трудно. У Ост-Индской компании общее число пайщиков составляло 500 - 600 человек. Примерно так же обстояло дело и в других компаниях: например, в английской Ост-Индской компании число акционеров не превышало двух тысяч.

Для азиатских партнеров компании ее баланс тоже был положителен. Кроме того, крупные империи - Япония и Китай - оградили себя от европейцев, допуская их лишь в отдельные гавани и диктуя свои условия.

Мелкие же княжества Малайского архипелага, а также Цейлон не могли противиться войскам компании и утрачивали свою экономическую, а часто и политическую независимость. Их правители не в силах были защитить свой народ от расправ, грабежей, обращения в рабство, а подчас вступали и в сговор с захватчиками.

Наконец, в Индии вплоть до середины ХVIII века европейцы старались не вмешиваться в жизнь местных государств, лишь в 1757 году англичане перешли к решительным действиям и вскоре захватили Бенгалию. Известно, что высшие служащие компании присвоили себе около трех миллионов фунтов стерлингов из казны навабства (княжества) Бенгалия.

Окончательно утверждались принципы колониальной политики европейцев, так ярко проявившиеся в ХIХ веке, открытые нидерландской компании, они получили особый мрачный блеск "большого стиля", благодаря англичанам.

С 1757 по 1780 годы из Бенгалии - за бесценок - вывезли товары на 12 миллионов фунтов стерлингов. Английские агенты заставляли бенгальцев отдавать свои товары за гроши либо не платили им вовсе.

Их конкуренты, голландцы, к концу ХVIII века терпели очевидный крах. В 1781 году дефицит компании составил году 22 миллиона гульденов, что в три с лишним раза превышало уставной капитал. В 1780 году началась четвертая по счету англо-голландская война (1780-84), компания потеряла фактории на Коромандельском берегу в Индостане, а также Цейлон.

Долги компании стремительно росли. В 1796 году, после провозглашения Батавской республики, государство взяло под контроль Ост-Индскую компанию. Все ее имущество и активы перешли в собственность республики. Ревизия показала, что долги компании превысили сто миллионов гульденов. Три года спустя Компания была ликвидирована, а сохранившиеся владения в Азии - прежде всего Индонезия - перешли под контроль нидерландского правительства и независимость получили лишь после Второй мировой войны.

Не удержала своих позиций и английская Ост-Индская компания. В конце ХVIII века ей пришлось обратиться к правительству за займом, чтобы покрыть дефицит. Через полвека была ликвидирована и эта компания. Время приватных империй прошло. В ХIХ веке их потеснили колониальные державы, но и они не сумели надолго сохранить заморские провинции. Запад остался Западом, а Восток - Востоком.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

Великое посольство Петра 1 в Голландию.

Голландия одна из самых передовых и развитых стран того времени. Одна из первых республик и сильная торговая, и морская страна. Она могла бросить вызов таким крупным державам как Испания и Англия. Большая часть ходящих в мировом океане кораблей (под разными флагами, как торговых, так и военных) были спущены с голландских верфей. Петр не случайно выбрал Голландию, как первую страну для своего посещения: удивительная веротерпимость и любовь ко всему иностранному; огромные успехи практически во всех областях знания - от философии до картографии.

У Руси, а впоследствии у Московского царства с Голландией всегда были не плохие отношения. Торговля между голландцами и русскими имели место еще на рубеже Х-ХI веков на известном торговом пути "из варяг в греки", когда складывалась сама система европейских политических, экономических и культурных связей. Судя по старинным документам, торговые связи между голландцами и русскими существовали уже около тысячного года. Пути проходили вдоль огромных русских рек и тянулись от Балтийского моря на севере до Каспийского и Черного морей на юге. Начало постоянных связей с Голландией относится к периоду правления Ивана Грозного, когда нидерландские купцы первый раз появились в Архангельском порту. Именно тогда они смогли, составить первые морские карты данного пути. Первые официальные контакты между двумя государствами относятся к началу XVII века. Смутное время подорвало торговые отношения Руси с Голландией, однако в 1614 году русским посольством, голландцам была выдана грамота, подтверждавшая прежние права голландской компании на торговлю своими товарами по вольной цене. В 1615 г. в период польско-шведской интервенции Нидерланды предложили России своё посредничество в примирении со Швецией, и послы Нидерландов, прибывшие в Новгород, способствовала заключению Столбовского мира со шведами. В 1632 году, нидерландский купец Андрей Виниус получил право на строительство чугуноплавильных, железоделательных и оружейных заводов близ Тулы и по рекам Шексне, Костроме и Ваге. При нем впервые была установлена продажа лекарств из царских аптек, и было положено начало школе "аптекарского учения", а также собрана библиотека медицинских книг. Он заведовал Сибирским приказом, артиллерийскими делами, в 1695 году принимал участие в доставке артиллерийских припасов к Азову, а в 1701 году при посредстве Виниуса Атласовым была открыта и присоединена к России Камчатка.Во время Северной войны благодаря А.А.Виниусу после нарвского поражения была восстановлена в кратчайшие сроки русская артиллерия. Голландские торговые кампании, получив право на торговлю по Руси, стремились как можно быстрее обзавестись своими конторами и постоянными складочными пунктами в важных торговых городах. Голландское купечество имело свои склады по Двинской водной линии путей. Так же оно расположило свои конторы в Архангельске, Вологде. В 1675 году голландец Ван-Стаден по заданию российского царя Алексея Михайловича был послан за границу с заданием привезти оттуда рудокопов, трубачей и комедиантов. 1 Бургомистр Амстердама Николай Витзен объехал пол-России, выполнял поручения царского двора и лично Алексея Михайловича по заказу кораблей и мастеров-корабельщиков в Голландии.

Первыми учителями Петра 1 в морском деле и кораблестроении были голландцы, которые строили корабли (на воронежских верфях) для взятия Азова. Единственный язык, которым свободно владел Пётр 1- это голландский. С самого детства Петра окружали голландцы, самые известные из которых Франц Тиммерман (Петр познакомился с ним, когда искал в Немецкой слободе иностранцев, которые могли бы оказать ему помощь и поддержку в заинтересованности морскими путешествиями.В 1697 году, сразу после рождественских праздников Петр назначил судный приказ (ведавший строительством кораблей), где главным поставил Александра Протасьева, дав ему первым помощником Франца Тиммермана.) и Карстена Бранта. Он отремонтировал первый бот и вместе с Петром выводил его на просторные воды. Брант участвовал во всех корабельных строительских делах Петра, давал дельные советы, передавая ему свое умение. По просьбе Петра он ездил в Переславль, чтобы лично проследить за ходом строительства фрегата. В 1692 года на воду был спущен построенный под руководством голландских мастеров корабль "Марс", на мачте которого впервые появился трехцветный флаг царя. Работами по строительству корабля руководил голландец Клас, который был намного моложе Карстена; под его началом трудились голландские мастера и плотники. Нельзя не упомянуть ближайшего сподвижника царя Франца Лефорта, который хоть и не был голландцем по происхождению, долгое время состоял в Нидерландах на службе. Именно по их предложениям Пётр 1 дважды посещал Голландию. Это заложило основу крепкой дружбы между странами, которая способствовала развитию торговли и упрочению статуса обеих держав на международной арене.

Великое посольство – дипломатическая миссия Российского царя в Европу в 1697-1698 годы (одна из легенд гласит что во время этого посольства царь был подменен). Главными его целями являлись:

    Создать союз с европейскими государствами для борьбы с Турцией.

    Поднять престиж России на международной арене.

    Создать союз с европейскими государствами против Швеции.

    Изучение иностранных технологий.

    Вербовка иностранных специалистов.

    Ознакомление посольства с европейскими порядками и культурой.

    Закупка образцов иностранных вооружений и технологий.

Возглавили посольство Лефорт Франц Яковлевич - генерал-адмирал, Новгородский наместник; Головин Фёдор Алексеевич - генерал, Сибирский наместник; Возницын Прокофий Богданович - думный дьяк, Белёвский наместник. Их сопровождали более 50 дворян и добровольцев среди которых и был Пётр1 инкогнито. Инкогнито царя в плане протокола соблюдалось, однако его легко было узнать по большому росту и подергиванию лица.

Его отъезд был омрачён попыткой стрелецкого и казачьего мятежа, который был жестоко подавлен. До приезда в Голландию Великое посольство проезжало Швецию, затем Курляндию где Петру 1 был оказан отличнейший приём, а затем Бранденбург и Пруссия. 2 Только к началу августа Пётр 1 добрался до Голландии.

Минуя столицу Нидерландов, царь сразу пребывает в Заандам, небольшой городок, славившейся множеством верфей и кораблестроительных мастерских. Примерно там, где ему впоследствии поставят памятник, царь встречает знакомого по воронежской верфи кузнеца Геррита Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в коморке под сеновалом, спал Петр в шкафу, так было принято тогда в Голландии. Считалось, что если спать, полусидя – кровь не притекает к голове, очень полезно для здоровья. Здесь при посещении этого городка Наполеон Бонапарт сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым».

На другой день царь под именем Петра Михайлова записался на верфи Линста Рогге, простым плотником.

Заандам, и дом царя, теперь достопримечательность небольшого нидерландского городка, приобрели известность только в конце восемнадцатого столетия. Он долгое время переходил от одной королевской семьи Нидерландов к другой, пока не был подарен Виллемом III российскому императору Александру III. После революции дом на некоторое время остался бесхозным, и в 1921 году заведование музеем взял на себя Пустошкин – секретарь царской миссии в Гааге. В 1948 году два наследника рода Романовых официально отказались от прав на этот дом, после чего он вновь вернулся в ведение Нидерландов.

Историки в это время так описывают его жизнь:

    Он сам себе готовит обед.

    Сам себя обслуживает и одевает

    Строит модель корабля и ветряной мельницы

    Покупает себе небольшую парусную яхту,пытаясь её усовершенствовать.

    Целый день проводит на верфях с молотком и рубанком в руке, обучаясь кораблестроительству.

    Вечерами посещает лесопильни, прядильни, мастерские по изготовлению компасов.

    Несколько дней работает на бумажной фабрике, отлично справляясь с поставленной задачей, параллельно изучая технологию создания бумаги.

В Заандам Пётр попал по чистой случайности, так как большая часть кораблестроителей работавших в России при строительстве флота в Воронеже были с верфей этого города. Пётр Алексеевич с десятком добровольцев пробыл в этом городе 8 дней, но быстро разочаровался и был вынужден уехать в Амстердам по нескольким причинам:

    На Заандамских верфях строились только торговые корабли не больших размеров.

    Пётр 1 не увидел особой технологии в строительстве данных кораблей (очень многое определялось «на глаз»).

    Царь в силу своего характера несколько раз вступал в конфликты с местными жителями, что вызвало недовольство местных властей.

    Прибытие основной части посольства в Амстердам требовали немедленного возвращения Петра в столицу для выполнения тайных переговоров.

    Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. В городок стали съезжаться люди со всей страны, чтобы посмотреть на загадочного московского царя. 3

Гораздо больше пользы извлек Петр в Амстердаме. Там ожидал его друг, работавший в своё время на его отца, городской бургомистр, Николай Витсен. Посетив Россию в царствование Алексея Михайловича, переписывавшийся с Лефортом и служивший посредником для его повелителя при заказах кораблей и других покупках, производимых в Голландии, он не мог не принять путешественника с распростертыми объятиями.

Витсен выхлопотал разрешение Петру на работу в больших верфях Ост-индской компании, руководство которой смогло оградить его от лишнего внимания. Его записали в плотники к одному из лучших корабельных мастеров Герриту Клаасу Поолю, а для того чтобы он смог принять участие в постройке корабля с самого начала, заложили новый фрегат «Петр и Павел».

На верфи, кроме Петра, трудились еще десять русских, в том числе царский любимец Алексашка Меньшиков, он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Этот корабль будет ходить потом на остров Ява, голландскую колонию в Индонезии.

16 ноября корабль был спущен на воду, а в честь русского царя, голландским флотом, было устроено показательное морское сражение, за которым наблюдало всё Великое посольство.

В свободное от тяжёлой работы время царь вместе с бургомистром посещал фабрики, госпитали, мастерские, лаборатории и музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Одновременно посольство успешно занималось наймом специалистов для работы в России. Всего было нанято около 1000 человек (военные, инженеры, кораблестроители, моряки, учёные и др.). 4

При переезде из Амстердама в Гаагу он постоянно останавливал экипаж, то измеряя длины встречающихся мостов на сваях, то пытался понять механизмы встречающихся мельниц, то входил в дома простых голландцев пытаясь понять их жизненный уклад. Он чуть не искалечился, пытаясь остановить лесопилку; вешался на маховое колесо ткацкой фабрики, рискуя, что его зацепит одно из вспомогательных колес.

За время пребывание в Голландии Пётр изучал:

    Архитектуру с Симоном Шшювутом из Лейдена.

    Механику с Ван дер Генденом.

    Фортификацию с Гохорном.

    Книгопечатание с одним из братьев Тессинг.

    Анатомию с Рюйшем.

    Естественную историю с Левенгуком.

    В Лейдене в анатомическом театре Бургаве Пётр сам принимал участие во вскрытии трупов

За четыре с половиной месяца, проведённых в Нидерландах, Пётр 1 научился:

    Пользоваться циркулем, рубанком, пилой.

    Проводить вскрытие трупов. Хотя отец Петра Алексей Михайлович запрещал в России вскрытие трупов под страхом смертной казни.

    Удалять зубы.

    Рисовать и гравировать по меди.

    Готовить еду.

Построил и смастерил:

  • Русскую баню.

Пётр 1 посещал мастерскую Иоанны Кёртен Блок, позировал для портрета, который она с него написала, расписался в ее альбоме и сам исполнил гравюру на доске, изображающую торжество христианской религии над верой Магомета. 5

Важным событием пребывания Петра I в Голландии стало знакомство с Вильгельмом III–верховным правителем Нидерландов и Англии. Несмотря на сильную разницу в возрасте между ними установилось взаимопонимание по многим вопросам. Дипломаты выразили пожелание заключить с Нидерландами и другими европейскими странами союз против Османской империи и со своей стороны заявили о готовности создать благоприятный климат для голландских купцов в России. Они просили также помочь в строительстве 40 военных кораблей и более сотни галер, которые предполагалось использовать против турецкого флота. Генеральные Штаты ответили, что не могут дать ни денег, ни вооружения, боясь поставить под удар свою торговлю с Ближним Востоком через контролируемое османами Средиземное море. Таким образом, заключить, как предполагалось, политический и военный союз не удалось, как и не удалось получить денежную субсидию на создание флота. Через два месяца обучение на амстердамских верфях было окончено, что подтверждал специальный аттестат, выданный царю мастером Полем. Изучив нидерландский опыт судостроения, Петр понял его главный недостаток – отсутствие теории кораблестроения – и, воспользовавшись приглашением Вильгельма III, в январе 1698 г. он отправился учиться к корабелам Англии. 6

Голландские верфи пользовались в семнадцатом столетии заслуженной славой; но это была скорее практика, нежели ученье (набор теоретических алгоритмов для кораблестроения). Употребляемые ими приемы менялись сообразно с верфями, без всякой теоретической последовательности, без всякого осмысленного оправдания размеров и преемственно передаваемой методы. Совершенствуясь в изучении ремесла, Петр заметил это и огорчился. Вследствие этого он вынужден был продолжить свою образовательную программу в Англии. В написанном им предисловии к Морскому регламенту, Пётр так объясняет причину своего недовольства:

«На Остъ-Индской верфи, вдавъ себя съ прочими волонтерами въ наученіе корабельной архитектуры, государь въ краткое время совершился въ томъ, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерствомъ новый корабль построилъ и на воду спустилъ. Потомъ просилъ тоя верфи баса Яна Поля, дабы училъ его пропорціи корабельной, который ему черезъ четыре дня показалъ. Но понеже въ Голландіи нѣтъ на сіе мастерство совершенства геометрическимъ образомъ, но точію некоторыя принципіи, прочее же съ долговременной практики, о чемъ и вышереченный басъ сказалъ, и что всего на чертежъ показать не умѣетъ, тогда дѣло ему стало противно, что такой дальній путь для сего воспріял, а желаемаго конца не достигъ. И по нѣсколькихъ дняхъ прилучилось быть его величеству на загородномъ дворѣ купца Яна Тессинга въ компаніи, гдѣ сидѣл гораздо невеселъ ради вышеописанной причины, но когда между разговоровъ спрошенъ былъ: для чего такъ печаленъ, тогда оную причину объявилъ. Въ той компаніи былъ одинъ англичанинъ, который, слыша сіе, сказалъ, что у нихъ, въ Англіи, сія архитектура такъ въ совершенствѣ, какъ и другія, и что краткимъ временемъ научиться можно. Сіе слово его величество зѣло обрадовало, по которому немедленно въ Англію поѣхал и тамъ черезъ четыре мѣсяца оную науку окончилъ.»

Хотя политических целей посольства достигнуто небыло, все остальные задачи были выполнены с блеском. Говоря о завербованных специалистах в Голландии, нельзя не упомянуть фигуру вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, который внёс огромный вклад в развитие российского флота. Благодаря этому человеку уже впервые годы своего существования российский флот на Балтике достиг таких высоких позиций, что без труда смог отражать атаки шведской армады и побеждать ее, что, без преувелечения, способствовало успеху российской армии в Северной войне. На протяжении многих лет, пользующийся особой благосклонностью императора, вице-адмирал много лет проработал в Адмиралтействе, где был незаменимым работником. Он стоял у истоков становления Адмиралтейства. Родился Корнелиус Крюйс в норвежском городке Ставангере 3 июня 1657 года. Уже хорошо известным человеком этот норвежец, уволившийся с Голландской службы в связи с сокращением военных штатов, в 1697 году поступил на русскую службу: в Амстердаме Крюйс приглянулся Петру Михайлову то есть царю Петру 1, и с того момента участь моряка была решена. Правда, боясь потерять свою независимость и свободу, Крюйс не сразу согласился приехать в Россию. Петр Алексеевич не брал в расчет отговорки и в знак своего покровительства и расположения пожаловал ему чин вице-адмирала и шпагу с серебряным эфесом. Корнелий имел такие поручения от Петра: составлял карту течений Дона; ездил в Голландию нанимать для русской службы иностранцев, а дворянских детей, прихваченных с собой, устраивать в порты и школы для обучения морским делам. Корнелий Крюйс проявил себя и как изобретатель. Так, например, ему принадлежала идея создать особые ящики, содержащие около 1000 фунтов пороха. Такими ящиками предполагалось сбивать валы и стены неприятельских крепостей и взрывать на воздух неприятельские суда. К крепостной стене ящик должен был быть прикреплен вплотную, а к неприятельскому судну подвешен в брандере и зажжен у корабельного борта. Уже прославившись, как автор первого морского кодекса, строитель кораблей на верфях Воронежа и участник первых Азовских походов русского флота, Крюйс стал и первым защитником новой русской столицы с моря. Осенью 1705 года после отражения нападения шведского флота на только что отстроенный форт Кроншлот и остров Котлин эскадра балтийского флота под гром канонад возвращалась в Петербург. Корнелис Крюйс шел на флагмане балтийского флота корабле "Дефам" в роли триумфатора. Однако со смертью императора и Крюйс прожил недолго, силы постепенно оставляли его, здоровье становилось все хуже и хуже. Последние два года, страдая тяжелейшими приступами грудной и каменной болезни, адмирал почти безвыездно провел в своем доме, умудряясь при этом руководить работами в Адмиралтействе. 3 июня 1727 года Корнелиус Крюйс, в день своего семидесятилетия, он и скончался. 7 Неоценим вклад этого человека в становлении Азовского и Балтийского флотов и в целом в создание адмиралтейской структуры.

В целом следствием поездки Петра1 в Голландию стали:

    Фортификаторами, привезёнными Петром из Нидерландов (и своими, кто прошёл у них обучение) строилась крепость Алексея и Петра, а в Таганроге строилась крепость с портом и гаванью во имя Св. Троицы и Апостола Павла.

    Было ускорено строительство российского флота.

    Шведский король, в свете укрепившийся дружбы между Европой и Россией беспрепятственно отправил триста корабельных пушек (неожидан, что они потом будут направлены против него же).

    Пётр смог подружиться с Вильгельмом 3 и заручиться его поддержкой при переговорах с остальными европейскими монархами, что укрепило международный авторитет России.

    Он завербовал искусного моряка, как было выше сказано, норвежца Корнелиуса Крюйса, которого назначил адмиралом, несколько капитанов кораблей, двадцать три командира, тридцать пять лейтенантов, семьдесят два лоцмана, пятьдесят докторов, триста сорок пять матросов, четырех поваров.

    В Москву отсылались образцы иноземного оружия и технологий (ружья, пушки, пистолеты, корабельные канаты, циркули, пилы, красное дерево, китовый ус, парусина и якоря, мрамор и чучела животных).Всего было отправлено более 260 ящиков.

В целом поездка оказала огромное влияние на развитие культурной, экономической и военной сфер государства. Важность привезённых Петром 1 идей и людей из Голландии неоспорима. Именно петровские реформы заложили фундамент для развития нашего государства на многие сотни лет вперёд.

Итак, подведём небольшие итоги проведённых реформ и преобразований петровской эпохи, оказавших огромное влияние на сегодняшнюю действительность, несмотря на прошедшие века.

В политической сфере одним из важнейших преобразований можно считать создание флага. Самый первый флаг, который Петр поднял в своей жизни, был, голландский. Построив на местной верфи корабль, Петр не мог отказать себе в таком удовольствии, а русского флага тогда еще не было. Потом, учреждая свой флаг, Петр использовал цвета голландского флага и получились одинаковые полосы, только на нашем флаге белая полоса вверху, а на голландском в середине. Такое бывает только у очень близких народов, похожи более-менее флаги норвежские и датские, и флаги некоторых арабских государств. Пётр считал Голландию очень близкой к России страной, и считал что у них сходные пути в развитии. Ну, Петр в своих преобразованиях меньше всего обращал внимание на чужое мнение. Сторонники Петра триста лет указывают на неспособность старой Руси естественным образом, без принудительной модернизации, рвануть за все более уходящей вперед Европой.

Опыт пребывания Петра I за границей в Нидерландах, сыграл неоценимую роль при проведении им крупномасштабных реформ в России, в том числе и во внешнеполитической сфере. Старый Посольский приказ уже не отвечал новым потребностям государства. Уже в начале XVIII в. при Петре возникает «походная Посольская канцелярия», к которой постепенно переходят все функции Приказа; в 1716 г. она преобразовывается в «Посольскую коллегию», а в 1720 г. - в особую Коллегию иностранных дел, которая стала прообразом современного МИД. При перестройке органа внешних сношений произошло своеобразное сочетание европейских порядков с традициями и обычаями, сложившимися в русской дипломатии в предшествующий период. Ко второй половине царствования Петра вырасло новое поколение умелых и тонких дипломатов, отлично ориентировавшихся в международных отношениях и действовавших с большой ловкостью и незаурядным тактом. Выдающимся дипломатом этого времени, умело и с достоинством защищавшим интересы России, был Б.И.Куракин, долгое время занимавший пост посла в Голландии. Куракин по существу являлся как бы заместителем канцлера – руководителя Коллегии иностранных дел за границей. По его «советам» действовали русские представители в других странах Европы. С расширением сферы дипломатической деятельности функции русских дипломатов при Петре чрезвычайно усложнились. На них была возложена, среди прочих, задача «литературной борьбы» с вредными для России политическими настроениями за границей. Когда в Гаагу пришло известие о Нарвском поражении, русский посол Матвеев составил и подал Генеральным Штатам меморандум, который должен был рассеять дурное впечатление, произведённое этим известием: шведский посол был вынужден написать опровержение. Позже князь Куракин следил в Гааге за тем, чтобы в прессе не печаталось ничего предосудительного для России, и опровергал напечатанное, жаловался на «газетёров» голландскому правительству. Однако, больше для политических реформ Пётр в Европе ничего не почерпнул, в силу своей импульсивности и непоследовательности. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам; солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений.

Культурная и научная сферы так же не осталась без внимания царя. В русском языке большинство морских слов – голландские заимствования, от «аварии» и «айсберга» и далее, вплоть до «шкипера», «шланга» и «штурвала». Во время пребывания Петра I заметное развитие получили культурные и научные связи между двумя странами. При нём были переведены на русский язык книги многих голландских авторов, что помогало распространять знания о достижениях культуры, науки и техники. В целом отношения с Нидерландами в период царствования Петра характеризовались как привилегированные, что, правда, не помешало царю арестовать в 1718 г. голландского резидента в Петербурге Деби по обвинению в посылке лживых, неблагоприятных для России донесений своему правительству и в подозрительных связях с подданными царя. К послу был приставлен караул.

Именно благодаря Голландии в России появились зимние катки и коньки, правила этикета. Привезённые из Амстердама глыбы мрамора стали основой будущей академии изящных искусств, а чучела зверей основой зоологического музея (в целом идея создания музеев была привезена из этой страны).

В Голландии интерес Петра Первого вызывала, по свидетельству современников, анатомия человека. Во время пребывания в Нидерландах молодой российский царь наряду с обучением кораблестроению посещал лекции по анатомии. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и вообще медицины, Петр купил прославившееся на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого он называл своим учителем. Есть предположение, что, продавая в 1717 году свою коллекцию русскому царю, Рюйш заодно передал способ препарирования анатомических органов, за секретами которого охотились многие в Европе, сообщил Коойманс. Автор исторического исследования считает, что по просьбе царя Рюйш записал инструкцию по препарированию на бумаге и передал царскому лейбмедику. Наиболее ранние коллекции – конца XVII-начала XVIII века, происходят из так называемого Кабинета натуралий Кунсткамеры Петра Первого. После приобретения коллекции Ф. Рюйша Петр издает Указ "О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей", после чего начинаются сборы так называемой "Русской анатомической (тератологической) коллекции", препараты которой собраны, изготовлены в России, иногда при личном участии Петра Первого. 8

В Голландии был нанят для работы в России доктор Бидлоо. Он был родственником известного профессора медицины и анатомии Лейденской академии. В России Бидлоо стал руководителем медицинской школы, в которой обучалось 50 студентов (открыта в Москве при военном госпитале в 1707 году).

Всё это оказало огромное влияние на становление отечественной медицины и системы медицинского образования в России

В Голландии Петр нанял художника Адама Сило (Стило), который научил Петра писать картины с морскими судами, делать чертежи и проектные схемы, гравера Адриана Шхонебенка - он обучал царя гравировальному искусству. Огромное впечатление на царя произвело обилие в Голландии научных трактатов. Люди ещё не исчерпали своего оптимизма по поводу могущества человеческого разума. Некоторые произведения голландских ученых были переведены на русский язык, и эти трактаты стали основой новой российской науки, пополнив кремлёвскую библиотеку. Приглашенный голландец Тессинг стал основателем типографии, печатавшей книги на русском языке. Нельзя не отметить, что наборы русских шрифтов (использующихся в печатном станке) также были привезены из Нидерландов и с 1708 года этими литерами печатались книги в России. Это оказало огромное влияние на развитие общего культурного уровня страны и развитие образовательных программ, закладывая мощный фундамент для создания независимой от европейской собственной системы образования, отвечавшей требованиям нашей страны, и в то же время не отстающей от обще мирового научного уровня.

Пётр I в Голландии

20 октября 1696 года (что соответствует 30 октября по григорианскому календарю) Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания.

А в начале марта 1697 г. из России в Западную Европу выехало Великое посольство . Великими полномочными послами были назначены:

Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;
Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;
Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк, Белёвский наместник.
При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — сам царь Пётр I , фактически руководивший этой масштабной экспедицией на Запад для изучения европейского опыта и, прежде всего, корабельного искусства. Перед Петром, только что завоевавшим Азов, стояла задача создания мощного военного флота. На специальной сургучной печати, которую царь ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».

Формально Пётр следовал инкогнито, но его заметная внешность легко выдавала его. Да и сам царь во время путешествия нередко предпочитал лично возглавлять переговоры с иностранными правителями. Возможно, такое поведение объясняется стремлением упростить условности, связанные с дипломатическим этикетом.

Великое посольство Петра I в Европу (1697-98 гг.). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме (Саандаме). Гравюры Маркуса. (1699)

Посольство посетило Курляндию, Восточную Пруссию, Голландию, Австрию. С частью посольства Петр I на три месяца выезжал в Англию. Предполагавшаяся поездка в Венецию была отменена в связи с известиями о стрелецком бунте в Москве и спешным возвращением Петра I в Россию августе 1698 г.

Особое место в этом путешествии занимала одна из крупнейших морских держав Европы - Голландия .


Русские послы в Гааге

Голландия, самая передовая страна этого времени, первая в мире буржуазная республика, главная морская держава. В этом качестве она уже превзошла Испанию и еще не уступила Англии. Из пяти кораблей в мировом океане четверо - голландские. В русском языке большинство морских слов - голландские заимствования, от «аварии» и «айсберга» и далее, вплоть до «шкипера», «шланга» и «штурвала».

Голландия давно уже привлекала царя, и ни в какой другой стране Европы тех времён не знали так хорошо Россию, как в Голландии. Голландские купцы были постоянными гостями единственного русского морского порта того времени — города Архангельск. Ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, в Москве было большое количество голландских ремесленников; первые учителя Петра в морском деле, с Тиммерманом и Кортом во главе, были голландцы, много голландских корабельных плотников работало на воронежских верфях при строительстве кораблей для взятия Азова. Амстердамский бургомистр Николай Витзен был в России ещё при царе Алексее Михайловиче и ездил даже на Каспий. Во время своего путешествия Витзен завязал прочные отношения с московским двором; он исполнял поручения царского правительства по заказу судов в Голландии, нанимал корабельщиков и всяких мастеров для России.


Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. ГЭ

Петр прибыл в Голландию со своим ближайшим окружением 8 августа 1697 г. Он опередил посольский обоз и, не остановившись в Амстердаме, отправился в небольшой городок Саардам, (совр. Заандам), который славился своими корабельными верфями. Он прибыл в Заандам в воскресенье, 18 августа 1697 года (по старому стилю).


Открытка 1901 года

Примерно там, где ему впоследствии поставят памятник, царь встречает знакомого по воронежской верфи кузнеца Геррита Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в коморке под сеновалом, спал Петр в шкафу, так было принято тогда в Голландии. Считалось что если спать полусидя - кровь не притекает к голове, очень полезно для здоровья. Здесь был Наполеон, он сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым».

С 19 августа Петр начинает работать на верфи Линста Рогге простым плотником. В свободное от работы время он осматривал фабрики, мельницы и мастерские в Заанском районе. Бывал у местных жителей, особенно в семьях, члены которых работали в России. Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. А слухи о том, что в Заандаме находится русский царь, привели к тому, что в поселок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. Поэтому 25 августа Петр уходит из Заандама в Амстердам на купленном им здесь буере. До Амстердама он дошел по Заану под парусом за три часа.

Впоследствии Петр неоднократно возвращался в Заандам, но никогда не оставался здесь более чем на один день.

3 июля 1814 года император Александр I посетил Заандам и Домик Петра I, где возложил на камин мраморную доску с надписью «Petro Mayno. Alexander».

В 1816 году дочь императора Павла I Анна Павловна Романова стала супругой принца, а затем короля Нидерландов Вильгельма II Оранского. По случаю рождения их второго сына, Александра, в 1818 году Домик Петра был подарен ей королем Нидерландов Вильгельмом I. По приказанию Анны Павловны для ветхого строения был построен каменный футляр по образцу сооруженного императрицей Екатериной II покрытия для Домика Петра в Санкт-Петербурге.


Весной 1839 года Гаагу посетил наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Вместе со вторым сыном Анны Павловны, тоже Александром, они побывали в Заандаме в Домике Петра I. Это событие запечатлено на картине «Посещение русским царем Александром II Домика царя Петра 17 апреля 1839 г.», которая хранится в помещении Домика.Сопровождавший великого князя Александра, его воспитатель Василий Жуковский увидев избушку Петра сочинил патриотический экспромт: Над бедной хижиною сей витают Ангелы святые: Великий князь благоговей! Здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая Россия!
Впоследствии строение переходило от одного члена голландской королевской фамилии к другому. В 1886 году сын Анны Павловны король Нидерландов Виллем III подарил Домик царя Петра российскому царю Александру III. По указанию Александра III, были установлены балки, поддерживающие деревянные стены домика. Позднее Николай II распорядился построить для домика большой футляр в виде прочных кирпичных стен с крышей.
Дом находился в собственности российского царского двора вплоть до революции 1917 года.
С 1921 года г-н Пустошкин, секретарь бывшей царской миссии в Гааге, взял на себя заведование музеем. Он выступал от имени наследников Романовых. После официального отказа в 1948 году двух наследников Романовых от прав на домик он снова перешел во владение голландского государства и по сей день функционирует в качестве музея.
В записках А. О. Смирновой-Россет утверждается, что Александр Пушкин хотел стать дворником у домика Петра в Голландии. В разговоре с императором Николаем I, Государь сказал Пушкину: «Мне бы хотелось, чтобы король Нидерландский отдал мне домик Петра Великого в Саардаме». — Пушкин ответил: «Государь, в таком случае я попрошу Ваше Величество назначить меня в дворники». Государь рассмеялся и сказал: «Я согласен, а покамест назначаю тебя его историком и даю позволение работать в тайных архивах».
Домик Петра изнутри и частично снаружи расписан именами-фамилиями посетителей, среди которых можно обнаружить подпись Михаила Кутузова



Памятник Петру I на площади, недалеко от домика

В Амстердаме, где в это время находилось Великое посольство, через бургомистра города Витзена он выхлопотал себе разрешение работать на верфях Ост-Индской компании, руководство которой смогло оградить его от излишнего внимания. Царя записали в плотники к одному из лучших корабельных мастеров Герриту Клаасу Поолю, а для того чтобы он смог принять участие в постройке корабля с самого начала, заложили новый фрегат «Петр и Павел ».

Сплошь деревянное кораблестроение триста лет назад было, по сути, плотницким делом. На верфи, кроме Петра, трудились еще десять русских, в том числе царский любимец Алексашка Меньшиков, он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Руководство Ост-Индской компании не догадается подарить фрегат России и корабль этот, «Петр и Павел», будет ходить потом на остров Ява, голландскую колонию в Индонезии.

16 ноября корабль был успешно спущен на воду. В честь русского царя было устроено показательное морское сражение.

Загрузка...
Top